Решение задач 132—138 из учебника

Задача 132. Поскольку дерево в задаче довольно необычное, меняется и терминология. Вершины — это потомки, следующие вершины — дети, вторая вершина перед данной — дедушка, третья вершина перед данной — прадедушка, одинаковые вершины в дереве обозначают двух потомков, названных одинаково, и т. д. Такая терминология для ребят является привычной и вполне естественной, но интересно сопоставить знакомые слова с графической иллюстрацией, со структурой дерева. Несмотря на знакомые понятия, некоторые из утверждений являются довольно затейливыми. Например, седьмое утверждение, вполне возможно, придётся обсуждать вместе — кто кому и кем приходился и кто чьё имя носил.

Ответ: второе и восьмое утверждения ложны, остальные истинны.

Задача 133. Задача является пропедевтической (подготовительной) для восприятия темы следующего листа определений — «Робик. Конструкция повторения». Надеемся, что к настоящему моменту ребята уверенно работают даже с длинными и сложными программами для Робика. Здесь важно другое: мы обращаем внимание ребёнка на то, что получающийся в ходе выполнения программы П рисунок состоит из трёх одинаковых фрагментов. Эти фрагменты, в свою очередь, соответствуют трём одинаковым частям программы.

Решение задачи:

Решение задач 132—138 из учебника - student2.ru

Задача 134.На эту задачу стоит обратить особое внимание. До настоящего момента дети встречали толкования двух типов — либо полностью совпадающие с толкованиями словаря, либо полностью им противоречащие (хотя внешне похожие). Здесь же впервые встречается неполное толкование. Речь идёт о втором и третьем утверждениях. Как видите, здесь предложено недостаточное, неполное толкование, оно содержит лишь часть информации, имеющейся в определении в словаре. Как же определить истинность такого утверждения? Например, в толковании в задаче написано, что «гонг — это ударный музыкальный инструмент». Верно ли это? Да, верно, это соответствует толкованию словаря, которое является лишь более полным, содержащим новые детали. Но эти детали не противоречат нашему толкованию, поэтому утверждение истинно. Аналогично ситуация обстоит и со вторым утверждением. Остальные утверждения ложны — они противоречат толкованиям словаря.

Задача 135.Здесь снова предстоит работа с частью дерева потомков. Надеемся, что дети оценят удобство работы с деревом: ведь на нём наглядно представлены все родственные отношения, даже самые сложные. Но, кроме вопросов о степени родства, в таблице (в этой и следующей задачах) содержатся вопросы, касающиеся дат царствования. Обратите внимание на третье утверждение: «У Петра I было пятеро детей». В условии задачи сказано, что дерево Р — часть родословного дерева, поэтому необязательно в нём должны быть все дети Петра I (так же как и всех остальных). По дереву Р можно сделать вывод о том, что у данного царя было не меньше пяти детей, но сказать что-то более определённое на основании этой части полного генеалогического дерева нельзя. Поэтому правильнее всего в соответствующей клетке таблицы поставить «Н», т. е. нам это точно неизвестно. Нужно ли обсуждать эту деталь с ребятами, решите сами, в зависимости от уровня подготовки детей в классе.

Решение задачи:

Решение задач 132—138 из учебника - student2.ru

Задача 136 (необязательная).Задача несколько объёмней, чем предыдущая. Кроме привычных слов, обозначающих родственные отношения, — сын, дедушка, внук, утверждения содержат и более сложные: двоюродная сестра, племянник, внучатый племянник. Перед решением задачи следует выяснить, все ли слова в таблице понятны детям, лучше всего попросить их самих объяснить степень родства. Это может стать началом интересного разговора о том, кто знает ещё какие-либо термины, относящиеся к степени родства (тёща, невестка, шурин, деверь, сноха и др.).

Решение задачи:

Решение задач 132—138 из учебника - student2.ru

Задача 137 (необязательная).Задача, аналогичная задаче 133.

Задача 138 (необязательная).Аналогичные задачи ребята уже решали (см. комментарии к задачам 82 и 121).

Ответ: ПОПОНА.

Проект «Сортировка слиянием»

Материалы к проекту: по одному комплекту карточек на учащегося из вкладыша тетради проектов, с. I—XVI, XLI—LVI; зёрна риса и гречки, горох и фасоль, бусины, детали «Лего» и т. п.

Наши рекомендации