МСОИ: структура, история становления
В МСО входят 5 компонент:
- цели (для чего учить)
- содержание (чему учить)
- методы (как учить)
- средства (с помощью чего учить)
- организационная форма (как организовать)
В становлении МСО можно выделить несколько этапов:1. 1985-1990. Характеризуется: формирование МС по курсу ОИВТ. Обучение начинается как с машинами, так и без машинный вариант. В УПК, учебных центрах, кружках нарабатывается опыт обучения учащихся. Цель: формирование компьютерной грамотности. Изучается информатика в старших классах, учащиеся не могут применить знания в учебной деятельности по другим предметам. Содержание: то, что знали. 2. 1990-1995. Предполагалось, что он будет связан с переносом курса информатики в 5-8 классы, что позволило бы использовать ЗУН по другим предметам. Этого не получилось, то есть технику не приобрели. А где произошел перенос, то изменилась МСО (цели, методы, содержание). 3. 1995-2000. Цель: формирование новой информационной технологии образования, опирающейся на широкое применение средств ВТ. Этот этап характеризуется не только методами обучения, но и перестройкой всего учебного процесса. (28 школа).
Если в начале цель - компьютерная грамотность, то сейчас изучение с 1-5-го класса, то стоит вопрос о целесообразности ОИВТ как отдельного предмета. Компьютерная грамотность будет осуществляться и вне школы. МСО, сложившиеся в настоящее время. МС по Ершову, Каймину, Житомирскому. Условно, ибо за каждым конкретным именем стоит не просто коллектив авторов, а целое направление людей, развивающие ее. Не стоит думать, что именно этими МС исчерпывается разнообразие подходов к изучению информатики. Но именно они выглядят наиболее оформленными, имеют реальную основу, учебное пособие для учителей, и некоторые методические разработки. Ни одна из методик не является законченной, их нельзя даже назвать созданными в основном. Это лишь начало пути, что выражается в проработке 2-х частей: цель и содержание. Методы, средства, формы только формируются. Это естественно, т.к. МСО не прошла серьезной проверки практикой. Отбор содержания: в курсе должно быть 4 раздела. Но разные авторы уделяют разное время, внимание каждому из блоков и ставя один из них во главу в соответствии основным целям учебного предмета. Средства обучения: ВТ, разнообразная, отсутствует. Методы и формы: главная цель: по мере становления техники должен быть ликвидирован разрыв между теорией и практикой программного курса; формы: коллективная, совместная. ИВТ - наука и отрасль промышленности. Именно они будут определять в значительной степени цели, содержание, средства, части методики обучения и формы, т.е. с появлением индивидуальной ЭВМ.
4.Содержание МКИ.I этап: Становление МОИ используется 3 основных группы учебников 1) Под ред. Ершова-Монахова, Ершова-Пушниренко. Свердловская группа под ред. Житомерского, Гейна. 3)Каймин В.А. Можно выделить 5 осн. блоков содержания присутствовавших в них. I блок Алгоритмизация и программирование. II блок Решение задач с применением ЭВМ. III. Применение компьютера. ППО. IV.Устройство и принцип функционир. комп. V. Понятие информация.
1997г: Содержательная линия-проходит через темы и разделы курса, не являясь чем-либо обособленным. Она реализ. при изучении различных вопросов курса инфор-и.
Проект предлагал 6+1 содерж. линию: 1) Информация и информац. процессы 2) Представление информации (на микроуровне и макроуровне). 3) Применение комп. в решении задач с помощью информац. технологии. 4) Линия алгоритма-алгоритм-последовательность действий. 5) Линия исполнителя (компа)- о устройстве, о принципах функ-я.(комп-комплекс ПО и железа) 6)Моделирование и информатизация. 7)+1линия телекоммуникаций (из применения компьютера).
Стандарт 2004г.: содержание ориентировано на формир-е пользоват. навыков в ущерб развитию мышления и фундамент. основ информатики.
Стандарт 2010-…г: регламент. образоват. результаты. Ответственность за отбор содерж-я и выстраивания логики его построения в определенной мере разделяют учителя информатики. Информационные технологии первичны, программы вторичны. Принцип минимальн. достаточного содержания.
5. Средства обучения. Информатика стала первым предм. в изучении которого применялся комп и др. ср-ва ИТ. На 1 этапе становления явной была недостаточность обеспечения комп. ср-ми., поэтому был безмашинный вариант преподавания информатики. Инфор-а без компа-это очень плохо, но отсутст-е инф-и-это совсем плохо.
Имел место разнобой технич. комп. ср-в, а значит и ПО. В этом случае трудно подобрать методики.
На рубеже XXI в произошла унификация техники и ПО, на IBM-совместимые с Microsoft. Создаются в школах информ. образоват. среды, аппаратное обеспечение, доступ к электрон. образователь-м ресурсам, информационным ресурсам, методич. Обеспечение.
Организационные формы обучения инфор-и.1)пропедевтич. Курс (нач-я шк, 5-6 кл) 2) базовый курс-основн. шк. 3)Средняя шк: базавый курс, профильный, система элективн. курсов.
Организационные формы доступа к элект. вычислит. технике.1. Комп. класс или несколько классов, образующ. кабинет вычислит техники, установлен. в конкретн. школе: а)занятие по инф. б)пропедевтич. курс по инф. для млад. школь-в. в)организ. внеуч. работы. г) комп.уроки по др. школьн. предметам. д) школьн. психолог. е) предпрофессион. подготовка-контакты с фирмами.
Проблемы: 1) трудн. формир. пед. коллектива 2) возможная недостат. нагрузка учителя и кабинета
2. Организация межшколь. кабинета инф в одной из школ: а)проще с нагрузкой и пед. коллект.
б) при межшкольн. УПК: - не все ф-ии реализуются;административные прблемы. +есть опыт организации работы с чужими людьми.
УПК легче привлечь организацию. Плохо-далеко территориально, еще меньше ф-й выполняется.