Построение роботов-поисковиков и снифферов

Самый простой вариант применения статистической линг­вистики — это создание робота-странника, который в режиме

5 Заказ 105



автопилота будет лазать по ссылкам в html-документах и искать необходимого человека, анализируя тексты. В усложненном ва­рианте можно построить систему автоматического слежения за сообщениями в html- или irc-чатах. Программа будет нацелена на отслеживание всех переговоров (дифференцируя их по учас­тникам), анализ текстов и поиск заданных объектов. Хакер мо­жет запросто сменить IP-адрес, зайти под другим эккаунтом или ником, но изменить свой лексикон вряд ли догадается. Впрочем, подобная система легко сбивается с толку. В более продвинутых технологиях могут создаваться или сниффер, ана­лизирующий проходящие пакеты, или вирус-шпион, путеше­ствующий по компьютерам и анализирующий тексты для выяв­ления заданного автора сообщений.

Построение роботов-автоответчиков

Имея готовую матрицу рассчитанных марковостей с поряд­ком как минимум выше пятого, можно построить подобие авто­ответчика. Генерируется псевдослучайная последовательность с большим периодом, например, при использовании математи­ческого аппарата конечных полей Галуа. С помощью случайной последовательности матрица марковостей обращается вспять, т.е., используя значение выброшенного последовательностью случайного числа, статистический вес (вероятность появления того или иного символа, взятого из матрицы) и предысторию символа, можно высчитывать следующий символ сообщения. Такое случайное моделирование на выходе выдает осмыслен­ный текст. Уже вполне осмысленный текст получается при об­ращении марковости четвертого порядка. Среднее количество символов в словах русского языка равно восьми, и марковости шестого порядка вполне достаточно для генерации осмыслен­ного текста. Для построения программного робота, способного к диалогу, нужно усложнить анализ введением расчета корреля­ций (или зависимостей, выражаясь обиходным языком). Про­изводится расчет корреляций в зависимости от отклика челове-



ка на задаваемые ему фразы. Или берется литературное произ- ведение, изобилующее диалогами, и рассчитываются корреля­ции в потоках сообщений вопрос — ответ. Программный робот обучается диалогу. Это можно применить для эмуляции присут­ствия в html-чате, ire-цепях или ICQ. Так что следует критичес­ки отнестись к тому, что собеседник выдает осмысленные, но бестолковые ответы: возможно, вы разговариваете с хорошо по­строенным роботом. Чтобы проверить это предположение, можно повторить вопрос, заданный собеседнику. Программа обычно зацикливается и начинает, как попугай, повторять одно

и то же в ответ на один и тот же вопрос.

■ ■ '■ ■

■■■■■.■■ '

.■■■■'

■■'■■■■■'■'■'■ .... .. ; ■..

| ■ . ■' ■ ■■ ■ :

: ' '-.,■>:

■' .. . :

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Построение роботов-поисковиков и снифферов - student2.ru :,'.

Тенденции развития и совершенствования компьютерных технологий свидетельствуют о широком применении их в раз­личных областях человеческой деятельности. Цель настоящего учебного пособия — обучить студентов эффективно применять на практике возможности информационных технологий, в том числе сети Интернет. Особенностью данного пособия является использование современных программных продуктов в области обработки лингвистических данных. В результате изучения сту­денты смогут самостоятельно пользоваться различными про­граммами в этой области, а в дальнейшем установить новые программы на компьютер и изучить их возможности.

Данное пособие не исчерпывает всей сложности проблем в такой новой области знаний, как компьютерная лингвистика. Изучение этой науки тесно связано с исследованиями в области искусственного интеллекта. На этом пути предстоит сделать еще много открытий. Спектр приложений компьютерной линг­вистики простирается от простейших программ обработки тек­ста, транслитерации, проверки правописания и других до таких сложных, как программы автореферирования, поисковые сис­темы, программы машинного перевода, программы распозна­вания и синтеза речи, психолингвистические программы, сис­темы обработки естественного языка с использованием техно­логий нейронных сетей.



ПРИЛОЖЕНИЕ

:■-.,

Наши рекомендации