Кодирование графической информации
ИЗМЕРЕНИЕ И КОДИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ
Единицы информации
Бит - минимальная единица информации, представляющая собой наименьшую "порцию" памяти - 1 двоичный разряд. Бит обозначает количество информации, необходимое для различения двух равновероятных событий - значение размером в 1 бит представляет собой сообщение, уменьшающее неопределенность знания в два раза.
Байт - основная единица информации.
1 байт = 8 бит; 1 Кбайт = 210 байт = 1024 байт; 1 Мбайт = 210 Кбайт = 1024 Кбайт; 1 Гбайт = 210Мбайт = 1024 Мбайт
Определение количества (объема) информации
Вероятностный подход к измерению количества информации - рассматривает информацию с точки зрения повышения определенности знания в результате ее получения:
Количество (объем) получаемой информации (I) при известном количестве возможных событий (N):
Для равновероятных событий: I = log2N
Для разновероятных событий: (формула Шеннона),
I - кол-во информации (бит), N - кол-во возможных событий, Pi - вероятность i-го события, i = 1, 2, …, N.
Алфавитный подход к измерению количества информации - рассматривает информацию с точки зрения ее представления как некоторой последовательности "знаков" (букв, цифр, кодов цвета точек изображения и т. п.). Алфавит знаковой системы - полный набор "знаков", используемых для формирования сообщений в данной знаковой системе. Объем информации, который несет каждый "знак" (информационная емкость "знака", объем занимаемой памяти): I = log2N, где N - кол-во знаков в алфавите.
Количество (объем) информации, которое содержит сообщение, закодированное с помощью знаковой системы, равно: Информационная емкость "знака" * Количество знаков в сообщении.
Представление информации в компьютере
Все виды информации в компьютере обрабатываются в двоично-кодированном виде - т. е. в виде последовательности нулей и единиц, на физическом уровне представляемой в форме электрических импульсов: 1 - есть импульс, 0 - нет импульса.
Логические последовательности нулей и единиц представляют собой машинный язык.
Кодирование текстовой информации
Принцип кодирования: каждому символу ставится в соответствие определенный уникальный числовой (двоичный) код. Таблица, устанавливающая такое соответствие, называется таблицей кодировки символов.
Количество различных символов (N), которые можно закодировать с помощью какой-либо таблицы кодировки, определяется числом двоичных разрядов (k), отводимых под кодирование одного символа: N=2k. Наибольшее распространение получило 8-разрядное кодирование (на кодирование одного символа отводится 8 бит = 1 байт), позволяющее закодировать N=28=256 различных символов.
В различных кодировках: коды от 0 до 32 - соответствуют управляющим клавишам (Enter, Esc и т. п.); от 33 до 127 - латинским буквам, цифрам, знакам арифметическим операций и знакам препинания; от 128 до 255 (расширенная часть таблицы кодировки) - для символов национальных алфавитов (в т. ч. кириллицы).
Наиболее распространенные 8-разрядные таблицы кодировок: ASCII (принята в качестве стандарта в MS-DOS), Windows-1251 (CP1251), КОИ-8, ISO.
UNICODE - 16-разрядная кодировка символов, позволяющая закодировать 216 = 65536 различных символов.
Кодирование графической информации
Минимальный объект кодирования растрового графического изображения - пиксель.
В основе кодирования цветных графических изображений - принцип декомпозиции цветов - т. е. разложение произвольного цвета на основные составляющие (например, по системе RGB: красный (Red), зеленый (Green) и синий (Blue)).
Глубина кодирования (глубина цвета) - количество бит (двоичных разрядов), используемых для кодирования цвета одной точки. От глубины цвета (k) зависит количество отображаемых цветов (N) - т. е. количество возможных состояний одной точки изображения: N=2k.
Наиболее распространенные значения глубины цвета: 4, 8, 16, 24 бита на точку.
Разрешение - количество точек (пикселей) изображения, приходящихся на единицу длины. От разрешения зависит размер пикселя.
Наиболее частот используемые экранные разрешения: 640x480, 800x600, 1024x768, 1280x1024 точек.
Глубина кодирования и разрешение влияют на качество кодирования изображения.
Объем видеопамяти (V), необходимый для формирования графического изображения на экране: V = M * N * k, где M - кол-во точек изображения по горизонтали, N - кол-во точек изображения по вертикали, k - глубина цвета (бит).