После изучения материала этой главы вы должны уметь... 1. Разбираться в основных понятиях и условных обозначениях, относящихся к выборке
1. Разбираться в основных понятиях и условных обозначениях, относящихся к выборке.
2. Понимать, что такое выборочное распределение, статистическое заключение и стандартная ошибка.
3. Разбираться в статистическом методе определения объема выборки на основе простой случайной выборки и доверительных интервалах.
4. Объяснять формулы для статистического определения объема выборки исходя из ожидаемых значений среднего и доли.
5. Анализировать причины отсутствия ответов в выборочном наблюдении, механизмы повышения коэффициентов отклика и процедуры корректировки в связи с неполучением данных.
6. Объяснять сложность статистического определения объема выборки при международных маркетинговых исследованиях.
7. Рассматривать этические проблемы, связанные с определением объема выборки, в частности с расчетом дисперсии генеральной совокупности.
Объяснить применение Internet и компьютеров при статистическом определении объем; выборки.
КРАТКИЙ ОБЗОР
В главе 11 мы рассмотрели роль выборки при разработке плана маркетингового исследования, описали процесс выборки и рассмотрели различные вероятностные и детерминированные методы выборки. В этой главе мы сосредоточим внимание на определении объема простой случайной выборки. Мы даем определение различным понятиям и условным обозначениям и рассматриваем особенности выборочного распределения. Кроме того, в главе описываются статистические методы определения объема выборки на основе доверительных интервалов, а также рассматриваются формулы для вычисления объема выборки в соответствии с этими методами и продемонстрировано их применение. Кратко проанализируем дополнительные методы определения объема выборки в других видах вероятностного отбора. Объем выборки, определенный статистически, является конечным, или чистым объемом выборки; т.е. представляет собой количество завершенных интервью или наблюдений. Однако, чтобы получить его, вначале необходимо связаться с гораздо большим количеством потенциальных респондентов. Mы описываем корректировки, которые необходимо применить к статистически определенному объему выборки с учетом коэффициентов охвата и завершенности и вычисляем объем начальной выборки. Обсудим также проблему отсутствия ответов в выборочном обследовании, акцентируя внимание на улучшении коэффициента отклика и на корректировке при неполучении данных. Рассмотрим сложности статистического определения объема выборки в международных маркетинговых исследованиях, выделим сопутствующие этические проблемы и объясним роль Internet и компьютеров при выборочном наблюдении.
Статистическое определение объема выборки требует знания закона нормального распределения случайной величины и использования таблиц нормального распределения вероятности. Кривая нормального распределения симметрична и имеет колоколообразную форму. Значения среднего, медианы и моды для нормального распределения одинаковы (см. главу 15). Информацию о нормальном распределении и использовании соответствующих таблиц можно найти в Приложении к этой главе. Следующие примеры иллюстрируют статистические аспекты выборки.
Пример. Журнал Bicycling: статистический подход к определению объема выборки
При исследовании журналом Bicycling американских розничных магазинов, торгующих велосипедами, маркетологи установили объем выборки, исходя из статистических соображений. Допустимая ошибка выборки ограничена пятью процентными пунктами.
Приведенная ниже таблица использовалась для определения поправок на ошибку выборки. При определении доверительных интервалов принималось во внимание влияние вида выборочного наблюдения на величину ошибки выборки. Эти интервалы определяют диапазон (плюс или минус указанное число), в пределах которого с 95%-ной вероятностью можно ожидать варьирования результатов при повторных выборках в заданном промежутке времени, допуская, что процедура выборки, проведение опроса и оформление анкеты остаются неизменными [1].