Гипертекстовые технологии.
Гипертекст, hypertext – сверхтекстовая, надтекстовая. Эта технология на базе средств обработки больших, глубоко вложенных, структурированных, связанных семантически и понятийно текстов, информации, которые организованы в виде фрагментов (текста, относящихся к одной и той же системе объектов, что расположены в вершинах некоторой сети и обычно выделяются цветом; они позволяют при машинной реализации быстро, нажатием нескольких клавиш, вызывать и помещать в нужное место просматриваемого или организуемого нового текста нужные фрагменты гипертекста, "привязанные" к выделенным по цвету ключевым словам или словосочетаниям. Гипертекстовая технология позволяет определять, выбирать вариант актуализации информации гипертекста в зависимости от информационных потребностей пользователя и его возможностей, уровня подготовки. При работе с гипертекстовой системой пользователь имеет возможность просматривать документы (страницы текста в том порядке, в котором ему это больше нравится, а не последовательно, как принято при чтении книг. Достигается это путем создания специального механизма связи различных страниц текста при помощи гипертекстовых ссылок.
Пример. Примерами гипертекстов могут быть электронные журналы.
Средства и системы мультимедиа (multimedia и гипермедиа (hypermedia. Медиа – "среда или носитель информации". Мультимедийность, многосредность – актуализация различных сред и чувств восприятия информации: средства озвучивания, оживления – мультипликации, графического и наглядного представления входных и выходных данных задачи и сценариев решения или даже самого решения.
Пример. Примерами средств мультимедиа могут служить звуковые карты (Sound Blaster для генерирования на ЭВМ широкого диапазона звуков, активные звуковые колонки для их передачи и устройства считывания информации с компакт-дисков – CD-ROM, позволяющие считывать большие объемы информации – например некоторую сложную и длительную музыкальную композицию, – а затем воспроизводить их с использованием предыдущих двух средств мультимедиа.
Средства гипермедиа – средства на основе синтеза концепции гипертекста и мультимедиа, то есть в гипертекстовые фрагменты могут быть "встроены" мультимедийное сопровождение, мультимедийные приложения.
Пример. Глобальной гипермедийной системой является WWW (Word Wide Web – Всемирная Паутина – система навигации, поиска и доступа к гипертекстовым и мультимедийным ресурсам Интернета в реальном масштабе времени. Глобальной ее можно считать потому, что в отличие от обычного (локального гипертекста, ссылка на документ в ней (осуществляемая одним или несколькими щелчками мыши может привести не только к другому документу (как в локальном гипертексте, но и к другому компьютеру (WWW -серверу, возможно, в другом полушарии. Работа ведется с помощью универсальной программы-клиента, которая позволяет объединить в единое целое клиента и сервер. Для доступа к WWW-серверу (информации на нем необходимо знать адрес сервера, например, адрес http://www.mark-itt.ru – сервер со списком российских WWW-серверов, http (HyperText Transfer Protocol – протокол работы с гипертекстом. Имеется система автоматического поиска по определенным ключам (запросам, разделам. Информация в WWW представлена в виде гипертекстового документа, включающего в себя различные типы данных (текст, графика, видео, аудио, ссылки на другие гипертекстовые документы и т.д.. Такие документы называют WWW-страницами (WWW-pages. Эти страницы просматриваются с помощью браузеров – специальных программ для навигации по сети. Страницы хранятся на компьютерах-узлах сети, которые называют сайтами (site. Каждый компьютер имеет свой уникальный IP-адрес URL (Uniform Resource Locator – универсальный локатор ресурсов, с помощью которого браузер знает, где находится информация и что надо с ней делать. Страница – основной элемент WWW. На них находится та информация, которую мы ищем в сети, или ссылки на нужную информацию. Страницы, гипертекст – это легкая и быстрая в использовании, чрезвычайно мощная система связанных ключевых слов и фраз (ссылок, позволяющая ссылаться на другие ключевые слова и фразы других страниц. Эти ссылки обычно выделены другим цветом, и достаточно просто щелкнуть мышкой по выделенной ссылке, чтобы перейти к информации, на которую ссылается эта ссылка. Для создания гипертекстовых приложений (например, личной WWW-страницы используется специальный язык HTML (HyperText Markup Language, позволяющий создавать гипертекстовый документ в любом текстовом редакторе формата ASCII, с подключением графических файлов двух основных форматов – GIF и JPEG.