Дурные манеры и вредные привычки

Ведущие презентаций могут помочь друг другу, если будут наблюдать друг за другом на предмет некоторых общих промахов, которые трудно заметить самому, и конструктивно и ободряюще комментировать вы­ступление товарища. Вы можете довольно многому научиться, просто наблюдая ошибки других и обсуждая причины этих ошибок. Ниже при­ведены основные технические промахи, за которыми нужно следить.

• Слишком тихая речь. Даже если си­дящим сзади удается расслышать орато­ра, это для них слишком утомительно. Слушателям приходится напрягаться, чтобы принять сообщение, и, если оно не представляет для них особой важно­сти, люди быстро прекращают свои усилия. Даже если аудитория доста­точно заинтересована или терпелива, чтобы выслушать сообщение до конца, вероятность неправильного понимания очевидна.

Слишком тихая речь часто вызвана сочетанием волнения и неправиль­ного дыхания.

• Глотание слов. Многие люди позволяют своему голосу затихать в конце предложения, и в этом случае аудитории труднее расслышать каж­дое слово. Точно так же, как в случае слишком тихой речи, глотание слов повышает риск ошибок.

• Нехватка дыхания. Ораторы, не умеющие правильно дышать, риску­ют оказаться в ситуации, когда им не хватит дыхания именно в тот мо­мент, когда они захотят подчеркнуть определенное слово или фразу. Вме­сто выделения ключевого пункта сообщения происходит его потеря для слушателей.

• Заметная пауза. Сюда относятся бессмысленные междометия «гм» и «э-э». Кроме того, к таким паузам можно от­нести использование слов и фраз, которые ничего не добавляют в сообще­ние, например, «ну», «известно», «вы понимаете, что я имею в виду».

Заметные паузы отчасти являются результатом привычки, а отчасти обусловлены боязнью тишины, что можно рассматривать как один из эле­ментов волнения оратора. Нервничая, мы торопимся заполнить тишину любыми звуками, даже необязательными, неподходящими или не имею­щими смысла.

Пауза — это один из наиболее динамичных ораторских приемов. Тре­нируйтесь держать паузу, пока не научитесь чувствовать себя комфортно, ничего не говоря аудитории в течение четырех секунд. Поначалу вы, воз­можно, начнете паниковать, думая, что молчание будет длиться вечно, но для слушателей пауза покажется совершенно естественной, придающей дополнительную эмоциональность вашей речи.

Используйте паузы для того, чтобы дать себе время подумать, для под­черкивания или драматизации ключевых положений вашего сообщения, а также для того, чтобы позволить слушателям собраться с мыслями и обду­мать то, что вы им только что сообщили.

• Слишком быстрая речь. Очень важно говорить в таком темпе, кото­рый передает вашу энергию и энтузиазм, однако привычка «отбарабанивать» речь — возможно, чтобы как можно скорее разделаться с этим суровым испытанием, — затрудняет слушателям возможность следить за ва­шей мыслью. Способствуя поверхностному дыханию, слишком быстрая речь также усиливает волнение.

Будьте готовы к смене темпа речи — точно так же, как вы переключае­те скорости в автомобиле, — с учетом различных аспектов вашего сообще­ния.

Возможно, вам захочется немного увеличить темп, рассказывая анек­дот или рисуя словесную картину, но при изложении сложных вопросов рекомендуется замедлять речь и включать в нее больше пауз. Иногда для улучшения понимания и запоминания сообщений полезно использовать визуальную поддержку в виде слайдов, проекционных диапозитивов или заранее отпечатанных материалов, которые раздаются всем присутствую­щим.

• Неизменяющийся тон.На свете найдется немного вещей, от которых больше клонит в сон так, как от скучной, монотонной речи.

Этой ловушки можно избежать, репетируя изложение основных мо­ментов выступления перед магнитофоном, а затем объективно оценивая свой стиль. Магнитофонная запись очень важна, поскольку вибрация кос­тей черепа искажает восприятие собственного голоса и не позволяет услы­шать, как он воспринимается другими людьми.

Вносите разнообразие в свою речь, варьируя скорость, тон и громкость изложения. Помните, что монотонное бормотание практически сводит к нулю способность слушателей сосредоточиться.

Попытайтесь немного понизить тон своего голоса, особенно если в обычном состоянии он довольно высок. Более низкий тон ассоциируется с компетентностью и уверенностью в себе.

Замедляйте свою речь и понижайте голос, сигнализируя о том, что вы собираетесь сообщить нечто важное и интересное. Сделайте паузу и по­смотрите в глаза самым главным своим слушателям.

• Слабый визуальный контакт. Не сверлите взглядом заднюю стену. Не смотрите на людей агрессив­но или гипнотически, просто смотрите, как вы бы делали это при обычном разговоре. Речь идет о всей аудитории, включая тех, кто сидит по сторонам. Кроме того, учтите, что если вы отводите или опускаете взгляд, аудитория, скорее всего, не запомнит то, что вы сказали.

• Дурные манеры. Дурные манеры, такие как почесывание уха, похлопывание по бедрам, привычка что-либо крутить в руках и так далее, стоят того, чтобы заняться их исправлением, только если они повторяются настолько часто, что отвлекают аудиторию, и она следит за их повторением с гораздо большим интересом, чем за презентацией.

• Понижение голоса. Общий недостаток всех ораторов-любителей - понижение голоса в кон­це каждого предложения. Имеющие такой недостаток обычно совершен­но не осознают этого, а он создает атмосферу скуки и безрадостности, поскольку с концом каждого предложения создается впечатление, что беседа окончена, но каждый раз она начинается вновь. Если человек заметил этот недостаток, прослушав, к примеру, запись собственного выступления, - можно считать, что он уже на три четверти исправился.

Пометки в записях

При произнесении заранее подготовленного текста, возможно, вам покажется полезным использовать специальные пометки, подсказывающие, как нужно произносить те или иные слова. Такие пометки покажут вам, где нужно сделать паузу и какой длительности, в каком месте замедлить темп, а в каком говорить быстрее, какие слова подчеркнуть, где следует гово­рить громче, а где тише.

Вот один из вариантов пометок, который используют многие профес­сиональные лекторы:

Ù Повышение голоса

Ú Понижение голоса

> Говорить громче

< Говорить тише

__ Выделить данный пункт

// Длинная пауза

/ Короткая пауза

— Связать фразы для более плавного перехода

Дополнение к главе 4

Приведем пример различия между устной и письменной речью. Для этого рассмотрим один параграф такого же плана, как те, которые так часто встречаются в журналах по менеджменту, и "переведем" его на тот язык, который использовался бы, если бы нужно было устроить презентацию или произ­нести речь. Не имеет значения, что устный вариант оказался длиннее - туманные абстракции письменного варианта должны быть подкреплены конкретными примерами, если они должны проникнуть в сознание ауди­тории не через глаза, а через уши.

ПИСЬМЕННЫЙ ВАРИАНТ

Читатель, возможно, уже заметил тенденцию к гипертрофирован­ному чувству собственной важности у части ученых и инженеров в крупных организациях. Это продукт сочетания двух явлений — отчасти значительности их вклада в производственную деятель­ность, а отчасти и осознания окружающими высокого уровня их квалификации. Более того, огромная часть национальных достиже­ний — именно их заслуга.

Это также благоприятствует росту репутации профессиональных и академических научных институтов как на национальной, так и на международной арене. К тому же все чаще к инженерам и ученым, из-за той ответственной роли, которую они играют в управлении организацией, относятся как к исключению; их бунтарство, не­надежность и интеллектуальные способности, несмотря на все не­соответствие общепринятым нормам поведения, стали предметом уважения и восхищения.

Вследствие этого такие профессии подталкивают к высокомерию по отношению к остальным.

РАЗГОВОРНЫЙ ВАРИАНТ

"Давайте представим себе большую научно-исследовательскую орга­низацию. Предположим, в ней работает сто ученых — или двести, если хотите. И представьте, что вы один из этих ученых — например, инже­нер по развитию. Довольно скоро вы начинаете ощущать, что если в организации так много зависит от вас, то вы должны быть чем-то особенным. И вы начинаете ощущать, что обращаться с вами должны тоже как с кем-то особенным. В конце концов, вас уважают дома; соседи говорят своим гостям, что вы — "ученый" с благоговением в голосе, — таким голосом их родители говорили: "Он священник". И вы даже стали объектом национальной важности: разве не говорят в правительстве, что для развития экономики необходимо большее количество ученых?

Но это еще не все. У вас есть жизнь и вне вашей организации. У вас есть связи со своим старым университетом, да и с другими универси­тетами. Вы посещаете научные конгрессы, причем не только по стране, но и за рубежом. Ваши друзья гораздо более многочисленны и знаме­ниты, чем эти серые канцелярские крысы, работающие рядом с вами. И, что еще важнее, они готовы на все, чтобы дать вам почувствовать, что вы исключение. Они создают ваш миф. Они выдумывают рассказы о вашей рассеянности. Они рассказывают друг другу, как вы исправили квадратные корни, вычисленные компьютером. Конечно же, все они носят костюмы спокойных тонов и чисто выбриты, и если вы придете в желтой рубашке без пиджака и с бородой, они будут в восхищении.

Так или иначе, если вы ученый в современной промышленности, то это настоящее испытание — не думать о себе как об исключении среди всех других".

Наши рекомендации