Фонетика, орфоэпия, графика. Обучающийся научится:
Обучающийся научится:
– определять качественную характеристику звука: гласный–согласный; гласный ударный–безударный; согласный твердый–мягкий, парный–непарный; согласный звонкий–глухой, парный–непарный;
– применять знания фонетического материала при использовании правил правописания (различать гласные–согласные, гласные однозвучные и йотированные, согласные звонкие–глухие, шипящие, мягкие–твердые; слогоделение, ударение);
– произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка (см. «Словарь произношения» в учебнике);
– использовать на письме разделительные ь и ъ;
– использовать небуквенные графические средства: знак переноса, абзац;
– списывать текст с доски и учебника, писать диктанты.
Обучающийся получит возможность научиться:
– осуществлять звукобуквенный разбор простых по слоговому составу слов;
– устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с разделительными ь и ъ; в словах с непроизносимыми согласными (на уровне ознакомления);
– использовать алфавит при работе со словарями, справочными материалами;
– совершенствовать навык клавиатурного письма.
Лексика
Обучающийся научится:
– опознавать в предложении, в тексте слова однозначные и многозначные, употребленные в прямом и переносном значении;
– на практическом уровне различать синонимы, антонимы, многозначность (без введения понятий).
Обучающийся получит возможность научиться:
– понимать этимологию мотивированных названий (расширение словаря таких слов);
– понимать смысл омонимов (без введения понятия), фразеологизмов (наблюдения за использованием в тексте);
– осознавать слово как единство значения, грамматических признаков и звуков/букв;
– пользоваться словарями по указанию учителя;
– пользоваться библиотечным каталогом под руководством учителя.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
– подбирать родственные (однокоренные) слова и формы слов с целью проверки изученных орфограмм в корне слова;
– различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.
Обучающийся получит возможность научиться:
– различать словообразование и формоизменение;
– выделять в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс;
– различать приставку и предлог.
Морфология
Обучающийся научится:
– различать лексическое и грамматическое значение слова;
– находить грамматические группы слов (части речи): имя существительное, имя прилагательное, глагол;
– определять у имени существительного значение, начальную форму, опознавать одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные, различать имена существительные мужского, женского и среднего рода в форме единственного и множественного числа;
– опознавать у глаголов форму рода и числа (в форме прошедшего времени).
Обучающийся получит возможность научиться:
– устанавливать зависимость форм рода и числа имен прилагательных от форм имени существительного (в роде и числе);
– находить грамматические группы слов (части речи): знаменательные (самостоятельные) слова – имя существительное, имя прилагательное, глагол и служебные слова (предлог, союзы и, а, но);
– узнавать местоимения (личные), числительные.
Синтаксис
Обучающийся научится:
– находить главные члены предложения (основы предложения): подлежащее, сказуемое;
– различать главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации последних);
– составлять предложения из слов, данных в начальной форме, с добавлением любых других слов;
– восстанавливать деформированные предложения.
Обучающийся получит возможность научиться:
– опознавать предложения распространенные, нераспространенные;
– устанавливать связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении;
– определять на практическом уровне роль форм слов и служебных слов для связи слов в предложении.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
– находить орфограммы в указанных учителем словах;
– использовать орфографический словарь (см. в учебнике) как средство самоконтроля;
– применять правила правописания:
· написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением и без ударения);
· отсутствие мягкого знака в сочетаниях букв ч, щ с другими согласными, кроме л;
· перенос слов;
· прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
· проверяемые безударные гласные в корне слова;
· парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
· непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в т.ч удвоенные буквы согласных (перечень слов в учебнике);
· знаки препинания (. ? !) в конце предложения;
– безошибочно списывать текст;
– писать под диктовку текст в соответствии с изученными правилами правописания.
Обучающийся получит возможность научиться:
– применять правила правописания:
· разделительные ь и ъ;
· непроизносимые согласные в корне (ознакомление);
· ь после шипящих на конце имен существительных (рожь – нож, ночь – мяч);
– применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
– использовать орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Класс:2-А
Предмет: Русский язык
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Содержание программного материала (разделы, темы программы) | Количество часов |
Наша речь | ||
Текст | ||
Предложение | ||
Слова | ||
Звуки и буквы | ||
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками | ||
Части речи | ||
Повторение | ||
Итого |
ВИДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Вид проверки | Количество | Дата проведения |
Диктант с грамматическим заданием | … … … | |
Диктант без грамматического задания | … | |
Контрольное списывание | … … | |
Контрольный словарный диктант | … … … … | |
Контрольное изложение | … | |
Проверка языковых знаний и умений | … … … … |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
РУССКИЙ ЯЗЫК(… часа)
. В связи с праздничными днями количество уроков уменьшилось до … часов. В разделе «Русский язык» уменьшено количество часов по теме «…» (…час) и по теме «…» (… час). Программа будет выполнена за счёт уплотнения учебного материала.
№ п/п | № урока в теме | Тема урока | Дата проведения | Примечание | |
по плану | фактически | ||||
Наша речь(3 часа) | |||||
Язык и речь, их значение в жизни с.6-9 | |||||
Особенности устной, письменной и внутренней речи с.10-14 | |||||
Входная контрольная работа. Списывание | |||||
Текст(3 часа) | |||||
Текст с.16-17 | |||||
Тема и главная мысль текста с.17-19 | |||||
Заголовок. Структура текста Р/р. Дополнение текста по рисункам и опорным словам (упр.19) с.20-22 | |||||
Предложение(9 часов) | |||||
Предложение как единица текста с.24-26 | |||||
Членение речи на предложения с.26-28 | |||||
Главные члены предложения. Основа предложения с.29-30 | |||||
Второстепенные члены предложения с.31 | |||||
Подлежащее и сказуемое с.32-34 | |||||
Распространённые и нераспространённые предложения с.35 | |||||
Распространение предложений второстепенными членами с.36 | |||||
Связь слов в предложении. Р/р. Работа с деформированным текстом (упр.45) с.37-38 | |||||
Связь слов в предложении. Р/р. Обучающее сочинение по картине (упр.47) с.39-40 | |||||
ТЕМА | |||||
Слова(21 час) | |||||
Слово и его значение с.42-44 | |||||
Общее представление о лексическом значении слова с.45-47 | |||||
Однозначные и многозначные слова с.47-49 | |||||
Прямое и переносное значение слов с.49-51 | |||||
Синонимы с.52-54 | |||||
Антонимы с.55-56 | |||||
Работа со словарями, учебником. Р/р. Пересказ текста по вопросам (упр.76) с.57 | |||||
Родственные слова с.58-59 | |||||
Родственные слова с.60 | |||||
Работа над ошибками. Однокоренные слова с.61 | |||||
Однокоренные слова с.62 | |||||
Корень слова как значимая часть слова с.63 | |||||
Контрольный словарный диктант № 1. Упражнение распознавания корня в слове с.64 | |||||
Работа над ошибками. Слово, слог, ударение с.65-66 | |||||
Ударение, смыслоразличительная роль ударения с.67-68 | |||||
Распознавание ударных и безударных слогов с.69-70 | |||||
Перенос слов с.71 | |||||
Правило переноса слов с одной строки на другую с.72-73 | |||||
Упражнения о переносе слов. Р/р. Обучающее сочинение по серии картинок (упр.114) с.74 | |||||
Проверка языковых знаний и умений № 1 Предложение. Слово | |||||
Работа над ошибками Обобщение знаний по изученной теме с.75-76 | |||||
ТЕМА | |||||
Звуки и буквы(27 часов) | |||||
Звуки и буквы с.78-79 | |||||
Звуко-буквенный разбор слов с.80 | |||||
Алфавит, его значение с.81-82 | |||||
Расположение слов в алфавитном порядке с.83-85 | |||||
Заглавная буква в словах с.86 | |||||
Заглавная буква в словах. с.87 Контрольный словарный диктант № 2 | |||||
Работа над ошибками. Основные признаки гласных звуков с.89-91 | |||||
Правописание слов с безударными гласными в корне. Р/р. Пересказ текста по вопросам (упр.140) с.92-94 | |||||
Правописание слов с безударными гласными в корне с.95-97 | |||||
Правописание слов с безударными гласными в корне с.98-99 | |||||
Правописание слов с безударными гласными в корне с.100-101 | |||||
Правописание слов с безударными гласными в корне. Р/р. Работа с деформированным текстом (упр.160) с.102-103 | |||||
Правописание слов с непроверяемым безударным гласным с.103-104 | |||||
Контрольное списывание № 1 | |||||
Правописание слов с непроверяемым безударным гласным с.105-107 | |||||
Диктант с грамматическим заданием № 1 | |||||
Работа над ошибками. Что такое орфограмма? с.108-109 | |||||
Буквы, обозначающие согласные звуки Р/р. Работа с деформированным текстом (упр.182) с.112-114 | |||||
Согласный звук [ й' ] и буква И краткое с.115 | |||||
Согласный звук [ й' ] и буква И краткое с.116 | |||||
Двойные согласные буквы с.117 | |||||
Произношение и написание слов с двойными согласными с.118 | |||||
Проверка языковых знаний и умений № 2 Звуки и буквы | |||||
Работы над ошибками. Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения с.120-121 | |||||
Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Р/р. Обучающее сочинение по рисунку (упр.114) с.122-123 | |||||
Правописание слов с мягким знаком с.124-125 | |||||
Обобщающий урок по теме “Звуки и буквы” Р/р. Пересказ текста по вопросам (упр.208) с.126-128 | |||||
ТЕМА | |||||
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками(14 часов) | |||||
Буквосочетания чк, чн, щн, нч, нщ с.4-7 | |||||
Правописание слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. с.10-15 | |||||
Глухие и звонкие согласные звуки с.16-18 | |||||
Произношение и написание парных звонких и глухих согласных звуков с.18-19 | |||||
Способы проверки парных согласных в корне слова с.20-21 | |||||
Способы проверки парных согласных в корне слова с.22-23 | |||||
Способы проверки парных согласных в корне слова с.24-25 | |||||
Способы проверки парных согласных в корне слова с.26-27 Контрольный словарный диктант № 3 | |||||
Способы проверки парных согласных в корне слова. Р/р. Пересказ текста по вопросам (упр.50) с.28-29 | |||||
Разделительный мягкий знак с.30-32 | |||||
Правописание слов с разделительным мягким знаком с.33-34 | |||||
Правописание слов с разделительным мягким знаком с.35-37 | |||||
Диктант с грамматическим заданием № 2 | |||||
Работа над ошибками. Обобщение по теме Р/р. Обучающее сочинение (упр.66) с.37-38 | |||||
ТЕМА | |||||
Части речи(43 часа) | |||||
Части речи ( общее представление) с.40-43 | |||||
Имя существительное как часть речи с.44-45 | |||||
Имена существительное в прямом и переносном значении, близкие и противоположные по значению с.46-48 | |||||
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с.49-51 | |||||
Собственные и нарицательные существительные с.51-52 | |||||
Контрольное изложение № 1(упр.115 с.66) | |||||
Заглавная буква в именах собственных. с.53-54 | |||||
Правописание собственных имён существительных с.55-56 | |||||
Правописание собственных имён существительных с.57-58 | |||||
Правописание собственных имён существительных с.59-60 Контрольный словарный диктант № 4 | |||||
Работа над ошибками. Число имён существительных с.61-62 | |||||
Изменение имён существительных по числам с.63-65 | |||||
Проверка языковых знаний и умений № 3. Имя существительное | |||||
Работа на над ошибками Обобщение по теме «имя существительное» с.67 | |||||
ТЕМА | |||||
Глагол как часть речи с.68-69 | |||||
Глагол как часть речи Р/р. Обучающее сочинение (упр. 120) с.70-73 | |||||
Число глаголов с.74-77 | |||||
Число глаголов с.74-77 | |||||
Правописание глаголов с частицей не с.78-79 | |||||
Глаголы в прямом и переносном значении, близкие и противоположные по значению с.80-81 | |||||
Текст-повествование, роль глагола в нём с.82-84 | |||||
Диктант без грамматического задания № 1 | |||||
Работа над ошибками. Обобщение по теме «Глагол» с.85 | |||||
Имя прилагательное как часть речи с.86 | |||||
Связь имени прилагательного с именем существительным с.87 | |||||
Имена прилагательные в прямом и переносном значении с.88-89 | |||||
Имена прилагательные близкие и противоположные по значению с.90-91 | |||||
Единственное и множественное число имён прилагательных с.92-94 | |||||
Текст-описание, роль прилагательных в нём с.95-96 | |||||
Р/р. Составление описательного текста (упр.170) с.97-98 | |||||
Контрольное списывание № 2 | |||||
Местоимение как часть речи с.100-101 | |||||
Личные местоимения с.102-103 | |||||
Упражнение в распознавании местоимения и правильном употреблении в речи Р/р. Обучающее сочинение, включающее в себя диалог (упр.179) с.104 | |||||
Текст-рассуждение. Р/р. Составление текста-рассуждения (упр. 182) с.105-106 | |||||
Предлог как часть речи с.108 | |||||
Роль предлога в речи с.109 | |||||
Раздельное написание предлогов с именами существительными с.110-111 | |||||
Упражнение в распознавании и правильном употреблении предлогов Р/р. Работа с деформированным текстом (упр. 192) с.112-113 | |||||
Обобщение знаний о частях речи | |||||
Проверка языковых знаний и умений № 4 Части речи | |||||
Работа над ошибками | |||||
ТЕМА | |||||
Повторение(17 часов) | |||||
Речь устная и письменная | |||||
Текст | |||||
Предложение | |||||
Главные и второстепенные члены предложения | |||||
Части речи. Имя существительное | |||||
Части речи. Имя прилагательное | |||||
Части речи. Глагол | |||||
Части речи. Местоимение | |||||
Части речи. Предлог | |||||
Звуки и буквы | |||||
Алфавит | |||||
Диктант с грамматическим заданием № 3 | |||||
Работа над ошибками | |||||
Правописание слов с изученными орфограммами | |||||
Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы | |||||
Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов | |||||
Смысловой, звуковой, звуко-буквенный анализ слов | |||||
ТЕМА |
РАССМОТРЕНО
Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов от 00.00.0000 №00.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР _______________ Ф.И.О
« ______» __________ 2016 г.