Визуальные компоненты Internet

Компоненты этой страницы (рис. 44) обеспечивают средства связи программы с глобальной компьютерной сетью Internet.

Рис. 44. Панель Internet

Компоненты доступа к базам данных

В Delphi развиты средства построения клиент-серверных приложений, рассчитанных на работу с базами данных. Эти компоненты собраны на странице Data Access. Панель содержит невизуальные компоненты.

На панели DataControls расположены компоненты, представляющие собой расширения стандартных интерфейсных элементов Windows, предназначенные для совместного использования с компонентами для управления базами данных.

На панели QReport расположены компоненты, обеспечивающие простой способ создания отчетов по результатам выборки данных из базы данных.

Визуальные компоненты стандартных диалогов Windows-интерфейса

В состав Delphi 3 входит десять компонентов, реализующих стандартные диалоговые панели, используемые многими Windows-приложениями (рис. 45).

Рис. 45. Панель Dialogs

Компоненты панели:

TOpenDialog – диалоговая панель выбора открываемого файла по шаблону.

TSaveDialog – диалоговая панель создания файла.

TFontDialog – диалоговая панель выбора шрифта и его характеристик.

TColorDialog – диалоговая панель выбора цвета.

TPrintDialog – диалоговая панель вывода на устройство печати.

TPrinterSetupDialog – диалоговая панель настройки устройства печати.

TFindDialog – диалоговая панель поиска.

TReplaceDialog – диалоговая панель замены.

TOpenPictureDialog – диалоговая панель выбора графического изображения с просмотром.

TSavePictureDialog – диалоговая панель сохранения графического изображения с просмотром.

Основные правила использования диалоговых панелей:

После того как компонент помещен на форму, необходимо связать отображение этой панели с каким-либо событием. Чаще всего таким событием является выбор команды меню или нажатие определенной кнопки. В обработчике события необходимо использовать метод Execute. При обращении к Execute на экране появляется соответствующее диалоговое окно. Окно диалога является модальным. Модальное окно, как известно, приостанавливает выполнение программы до тех пор, пока пользователь не закроет окно. Execute – логическая функция. Проанализировав результат Execute, программа может присвоить возвращаемые значения свойствам тех компонентов, на которые они влияют.

Например,

Procedure TForm1.Button1Click(Sender : TОbject);

Begin

If ColorDialog1.Execute then

Form1.Color := ColorDialog1.Color;

End;

В первой строке этого метода вызывается стандартная диалоговая панель выбора цвета (рис. 46), а во второй – значение, возвращенное этой диалоговой панелью, присваивается свойству Color формы.

Компоненты TOpenDialog (рис. 47) и TSaveDialog имеют идентичные свойства.

Свойство FileName содержит маршрут поиска и выбранный файл при успешном завершении диалога. Программа может использовать это свойство для доступа к файлу с целью читать из него данные или записывать в него. Свойство Filter используется для фильтрации файлов, показываемых в диалоговом окне. Это свойство можно устанавливать с помощью специального редактора или программно. При программном вводе фильтры задаются одной длинной строкой, в которой символы “|” служат для разделения фильтров друг от друга, а также для разделения описания фильтруемых файлов от соответствующей маски выбора. Для того чтобы отобразить в диалоговой панели все файлы с расширением .TXT, необходимо указать значение этого свойства как

Filter := ‘*.TXT’;

или

Filter := ‘Текстовые файлы|.TXT|DOC-файлы|.DOC|Wri-файлы|*.WRI;’

Установить начальный каталог позволяет свойство InitialDir.

Создадим простую программу для просмотра содержимого текстового файла. Для этого на пустую форму помещаем компонент ТOpenDialog, кнопку ТButton и редактор ТMemo. При работе программы щелчок по кнопке будет сигналом о необходимости загрузить в редактор новый файл.

Обработчик события.

Prоcedure TForm1.Button1Click(Sender :TObject);

Var S : String; F : TextFile;

Begin

OpenDialog1.Filter := ‘Текстовые файлы|*.TXT|Файлы Паскаля|*.PAS’;

If OpenDialog1.Execute and FileExists(OpenDialog1.FileName) Then

Begin

AssignFile(F, OpenDialog1.FileName);

Reset(F);

Memo1.Lines.Clear;

While not EOF(f) Do

Begin

ReadLn(F, S);

Memo1.Lines.Add(S)

End;

CloseFile(F)

End;

End;

Компонент FontDialog (рис. 48) имеет свойство Device, которое позволяет указать тип устройства. Свойство может иметь следующие значения: fdScreen – экран, fdPrinter – принтер, fdBoth – экран и принтер.

В следующем примере показано, как отобразить панель выбора шрифтов для принтера.

Procedure TForm1.Button1Click(Sender : TObject);

Var FontName : TFont;

Begin

FontDialog1.Device := fdPrinter;

FontDialog1.Execute;

FontName := FontDialog1.Font;

End;

Компоненты ActiveX

Компоненты ActiveX являются чужими для Delphi. Они создаются другими инструментальными средствами разработки программ и внедряются в Delphi с помощью технологии OLE.

Списки и коллекции

В процессе разработки программного кода приложения часто бывает необходимо хранить наборы различных констант или переменных. Это может быть список дней недели или группа вспомогательных объектов, созданных в процессе работы приложения для хранения промежуточных результатов расчета. Для работы со строковыми списками предназначены классы TStrings и TStringList. Компоненты VCL TCombobox, TList, TDBComboBox представляют собой оболочки для списков строк. В других компонентах (TМemo, TStringGrid) списки обеспечивают представление данных. Любые типы данных можно заносить в список указателей, который реализован в классе TList. Использование наборов объектов, которые называются коллекциями, осуществляется при помощи классов TСollection и TСоllectionItem.

Класс TStrings является базовым абстрактным классом, который обеспечивает потомков основными свойствами и методами, позволяющими создавать работоспособные списки строк. Его прямым предком является класс TPersistent.

Основой механизма списка является свойство, предназначенное для хранения элементов списка:

Strings[Index : Integer]: String;

Обращение к отдельному элементу списка может осуществляться через это свойство:

SomeStrings.Strings[i] := Edit1.Text; или SomeStrings [i] := Edit1.Text

С каждым элементом списка можно связать любой объект. Для этого используется свойство

Objects[Index : Integer] : TObject

Чаще всего объекты нужны, чтобы хранить для каждого элемента дополнительную информацию. Например, в списке городов для каждого элемента можно дополнительно хранить население, площадь, администра­тивный статус и т.д. Для этого можно создать такой класс:

TSityProps = Class (TObject)

Square : LongInt;

Population : LongInt;

Status : String;

End;

Для добавления к строке объекта из списка используется метод AddObject, например:

SomeStrings.AddObject (‘SomeItem’, TSityProps.Create);

Вспомогательные свойства класса содержат информацию о состоянии списка. Дополнительные методы осуществляют поиск в списке и взаимодействие с файлами и потоками.

Класс TStrings является абстрактным, и большинство его методов перекрыты в потомке TStringList, а реального механизма заполнения списка не существует вообще.

Класс TSringList обеспечивает реальное использование списков строк в приложении. Свойства и методы класса можно посмотреть в справочной литературе, здесь рассмотрим только некоторые из них.

Помимо свойства Strings, содержимое списка можно получить при помощи свойств Text и CommaText. Они представляют все строки списка в виде одной длинной строки. Во втором свойстве строки заключены в кавычки и разделены запятыми или пробелами.

Добавление новых строк осуществляется при помощи методов Add и Insert. Первый метод добавляет строку в конец списка, а второй вставляет ее в указанное место.

В список можно добавить сразу несколько записей. Для этого применяются методы AddStrings и Assign. Причем второй метод вместе со строками добавляет и связанные с ними объекты.

Для добавления одного объекта можно использовать метод AddObject. Для того чтобы добавить объект к уже существующей строке, необходимо сначала создать объект, а затем присвоить его свойству Object.

Для поиска необходимой строки созданы методы, осуществляющие поиск по разным параметрам:

IndexOf – поиск по значению строки;

IndexOfName – поиск левой части равества;

IndexOfObject – поиск по объекту.

Строки списка можно отсортировать в порядке возрастания при помощи свойства Sorted или метода Sort.

Список можно загрузить из файла или потока. Для этого используются методы LoadFromFileи LoadFromStream. Сохранение списка выполняется методами SaveToFileи SaveToStream.

В качестве примера использования списков рассмотрим следующую учебную задачу. Необходимо разработать приложение, представляющее собой фрагмент работы с базой данных. База данных состоит из списка товаров. В самом списке хранится только номер товара по порядку. С каждой строкой связан объект, в котором содержится более полная информация о товаре: наименование, стоимость, страна-импортер, объем партии. Список можно редактировать, сохранять списки в файлах, загружать из файлов.

Рис. 49. Форма приложения, демонстрирующего работу со списками

Проектирование окна приложения:

Для формирования главного меню окна используем компонент TМainMenu, в котором определим три пункта с заголовками “Открыть”, “Записать”, “Выход” и названиями N1, N2, N3. Четыре редактора Edit1 . . . Edit4 предназначены для ввода и вывода информации. В редакторе Edit5 организован вывод номера строки списка. Кнопки Bitbtn1 и BitBtn2 осуществляют перемещение по элементам списка. Для организации взаимодействия программы с файлами на дисках используются диалоговые панели OpenDialog1 и SaveDialog1.

Добавляем описание:

Type TTovar = Class // Объявляем новый класс.

Name, Cost, Country, Volume : String[20];

Constructor Create (a : String);

End; // Объекты этого класса будут связаны с элементами списка.

var

Form1: TForm1; Num, Numk : Integer;

List1: TStringList; Tovar : TTovar;

Конструктор для создания нового объекта:

Constructor TTovar.Create;

Begin

Inherited Create;

Name := a;

End;

Процедура для добавления элемента списка:

Procedure Mem;

Begin

List1.add(IntToStr(Num));

Tovar := TTovar.Create(‘ ‘); // Выделяем память под объект

List1.Objects[Num] := Tovar;

End;

Обработчики событий:

procedure TForm1.FormCreate(Sender: TObject);

begin

List1 :=TStringList.Create; // Создаем список

Num := 0; Mem; Edit5.Text := ‘0’; // Создали 0-ой элемент списка

end;

procedure TForm1. BitBtn1Click (Sender: TObject);

Begin

Edit5.Text := IntTostr(Num);

With List1.Objects[Num] as TTovar do

Begin // Записали информацию в список

Name := edit1.text;

Cost := edit2.text;

Country := edit3.Text;

Volume := edit4.text;

End;

If (Sender AS TBitBtn).Name = ‘BitBtn1’Then

Begin // Перемещение к началу списка

If Num = 0 Then exit;

Num := Num - 1;

End;

If (Sender AS TBitBtn).Name = ‘BitBtn2’ Then

Begin // Перемещение к концу списка

Num := Num + 1;

If Num > List1.Count Then Mem;

End;

// Считываем информацию из списка

With List1.Objects [Num] as TTovar do

Begin

edit1.text := Name;

edit2.text := Cost;

edit3.Text := Country;

edit4.text := Volume;

End;

End;

// Считываем информацию из файла.

procedure TForm1.N1Click(Sender: TObject);

Var F : TextFile;

begin

Try

With OpenDialog1 Do

Begin

If Not Execute Then Exit;

List1.LoadFromFile (FileName); // Загружаем список из файла

// Подготавливаем файл для чтения информации в объект Tovar.

AssignFile(F,Copy(FileName,1,Length(FileName)-4)+’.ооo’);

Reset(F);

Num := 0

While Not Eof(F) Do // Цикл для чтения информации полей объекта Tovar

With List1 Do

Begin

If List1.Objects[Num] = Nil Then

Begin

Tovar := TTovar.Create(‘ ‘);

List1.Objects[Num] := Tovar;

End;

Readln(F,(Objects[Num] AS TTovar).Name);

Readln(F,(Objects[Num] AS TTovar).Cost);

Readln(F,(Objects[Num] AS TTovar).Country);

Readln(F,(Objects[Num] AS TTovar).Volume);

Inc(Num);

End;

CloseFile(F);

End;

Except

ShowMessage(‘Ошибка открытия файла’);

End;

Num := 0; // Выводим информацию в окна приложения

With List1.Objects [Num] as TTovar do

Begin

edit1.text := Name;

edit2.text := Cost;

edit3.Text := Country;

edit4.text := Volume;

End;

Edit5.Text := IntToStr(Num);

end;

// Записываем информацию в файл.

procedure TForm1.N2Click(Sender: TObject);

Var F: TextFile; i : Integer;

begin

Try

With SaveDialog1, List1 Do

Begin

If Not Execute Then Exit;

SaveToFile (FileName); // Записали элементы списка

AssignFile(F,Copy(FileName,1,Length(FileName)-4)+’.ооo’);

Rewrite(F);

For i := 0 To Count - 1 Do // Цикл по количеству записей

Begin

If Objects[i] <> Nil Then

Writeln(F,(Objects[i] AS TTovar).Name);

Writeln(F,(Objects[i] AS TTovar).Cost);

Writeln(F,(Objects[i] AS TTovar).Country);

Writeln(F,(Objects[i] AS TTovar).Volume);

End;

CloseFile(F);

End;

Except

ShowMessage(‘Ошибка открытия файла’);

End;

End;

Объект Tovar обеспечивает хранение для каждого элемента списка дополнительных атрибутов. В простейшем конструкторе объекта задается значение для свойства Name.

Обработчик BitBtn1Click осуществляет перемещение по строкам списка в двух направлениях, вывод информации в окна редакторов Edit и записывает те изменения, которые могут производиться в этих окнах. BitBtn1Click обрабатывает события, которые возникают при нажатии двух кнопок BitBtn1 и BitBtn2. Идентификация нажатой кнопки происходит по параметру Sender.

Сохранение и загрузка элементов списка осуществляется использованием методов SaveToFile и LoadFromFile. Для хранения информации из объектов организован вспомогательный файл с расширением .ooo.

Основой класса TList является список указателей. Сам список представляет собой динамический массив указателей, к которому можно обратиться через индексированное свойство

Items[Index : Integer] : Pointer;

Свойство Itemindex определяет индекс текущего элемента списка.

Реализованные в классе TList операции со списком обеспечивают потребности разработчика и совпадают с операциями списка строк.

Для добавления к концу списка нового указателя используется метод

Add (Item : Point) : Integer;

Прямое присваивание значения элементу, который еще не создан при помощи метода Add, вызовет ошибку времени выполнения.

Новый указатель можно добавить в нужное место списка. Для этого используется метод

Insert (Index : Integer; Item : Pointer);

Можно поменять местами два элемента, определяемые параметрами Index1 и Index2:

Exchange (Index1, Index2);

Для удаления указателей из списка используются два метода. Если известен индекс, используется метод

Delete (Index : Integer);

Если известен сам указатель, используется метод

Remove (Item : Pointer) : Integer;

Полностью все методы и свойства класса TList можно посмотреть в справочной литературе и справочной системе Delphi.

Коллекция представляет собой разновидность списка указателей, оптимизированную для работы с объектами определенного вида. Сама коллекция инкапсулирована в классеTСollection.Элемент коллекции должен быть экземпляром класса, унаследованного от класса TСollectionItem. Это облегчает программирование и позволяет обращаться к свойствам и методам объектов напрямую. Например, панели компонента TСoolBar объединены в коллекцию. Класс TСoolBands, объединяющий панели, является наследником класса TСollection. Отдельная панель является экземпляром класса TСoolBar, происходящего от класса TСollectionItem.

Графический интерфейс

В состав VCL Delphi входят объектно-ориентированные надстройки над объектами GUI (Graphic User Interface), назначением которых является обеспечение удобного доступа к свойствам инструментов и прозрачная для программиста обработка всех их изменений.

Класс TСanvas

Класс TСanvas еще называют канвой. Он объединяет в себе и “холст”, “рабочие инструменты” (перо, кисть, шрифт) и “подмастерьев” – набор функций по рисованию типовых геометрических фигур.

Канва не является компонентом, но она входит в качестве свойства в те из них, которые должны уметь нарисовать себя и отобразить какую-либо информацию. На канве компонента можно рисовать геометрические фигуры, тексты, составлять из отдельных точек разнообразные узоры и отображать растровые изображения.

Свойство Canvas имеют многие компоненты VCL и форма в том числе.

Для рисования канва включает в себя свойства – шрифт, перо и кисть:

Font : TFont;

Pen : TPen;

Brush : TBrush.

На канве можно рисовать и поточечно, получив доступ к каждому пикселю: свойство Pixels[X, Y : Integer] : TСolor.

Начало координат канвы расположено в левом верхнем углу. Координата Х отсчитывается по горизонтали слева направо. Координата Y отсчитывается по вертикали сверху вниз.

Свойство PenPos : TPoint содержит координаты текущей точки пера канвы.

Канва содержит методы рисования геометрических фигур и закрашивания их с помощью текущей кисти. Вот несколько из них:

Arc (X1, Y1, X2, Y2, X3, Y3, X4, Y4 : Integer) чертит дугу эллипса в охватывающем прямоугольнике (X1, Y1) – (X2, Y2).

Ellipse(X1, Y1, X2, Y2 : Integer) чертит эллипс в охватывающем прямоугольнике (X1, Y1) – (X2, Y2).

LineTo (X, Y : Integer) чертит линию от текущего положения пера до точки (X, Y).

FrameRect (const Rect : TRect) очерчивает границы прямоугольника Rect текущей кистью толщиной в 1 пиксель без заполнения внутренней части прямоугольника.

MoveTo (X, Y : Integer) перемещает перо в положение (X, Y) без вычерчивания линий.

Polygon (Points : array of TPoint) вычерчивает пером многоугольник по точкам, заданным в массиве Points.

Rectangle (X1, Y1, X2, Y2 : Integer) вычерчивает и заполняет прямоугольник (X1, Y1) – (X2, Y2).

FloodFill (X, Y, : Integer; Color : TColor; FillStyle : TFillStyle) производит заливку канвы текущей кистью.

TextOut (X, Y : Integer; const Text : String) выводит текстовую строку Text так, чтобы левый верхний угол прямоугольника, охватывающего текст, располагался в точке (X, Y).

Draw (X, Y : Integer; Graphic : TGraphic) осуществляет прорисовку графического объекта Graphic.

StretchDraw (const Rect: TRect: Graphic : TGraphic) осуществляет рисование объекта Graphic в заданном прямоугольнике Rect. Если их размеры не совпадают, Graphic масштабируется.

CopyRect (Dest : TRect; Canvas : TCanvas; Source: TRect); копирует изображение Source канвы Canvas в участок Dest текущей канвы.

В качестве примера построим изображение, представленное на рис. 51.

Рис. 51. Пример использования свойства Canvas

Обработчик события:

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);

const pi = 3.14159;

Var x, y : Real; px, py, offset, halfheight : LongInt;

begin

// Определяются координаты половины стороны внизу формы

halfheight := Form1.Height div 2;

offset :=0;

For offset := -10 To 10 Do

Begin

px := 0;

While px < Form1.Width Do

Begin

//Масштаб х приводится к 2 ПИ,

//чтобы сделать одну полную синусоиду

x := px * (2 * pi/Form1.Width);

y := Sin(x);

py := Trunc(0.7 * y * halfheight) + halfheight + (offset * 10);

If (px = 0) Then Canvas.LineTo (px, py);

Canvas.LineTo (px, py);

py := Trunc(0.7 * y * halfheight) + halfheight + ((offset-1) * 10);

Canvas.LineTo (px, py);

px := px +15;

End;

End;

end;

Класс TFont

С помощью этого класса создается объект-шрифт для любого графичес­кого устройства.

Свойство Color : TColor задает цвет шрифта.

Свойство Size : Integer – высота шрифта в пунктах (1/72 дюйма).

Свойство Style : TFontStyles – стиль шрифта. fsBold – жирный, fsItalic – курсив, fsUnderline – подчеркнутый, fsStrikeOut – перечеркнутый.

Установка свойств класса вручную осуществляется в основном на этапе проектирования. Чтобы изменить шрифт для какого-то компонента во время выполнения, используют компонент ТFontDialog.

Пример использования свойств TFont:

Var F : TFont;

Begin

F := TFont.Create;

With F Do

Begin

Name := ‘Arial’; Height := 40;

Color := clBlue; Size := 40;

Style := [fsBold];

End;

Canvas.Font := F;

Canvas.TextOut(10, 10, ‘Шрифт’);

F.Free;

End;

Класс TPen

Этот класс инкапсулирует свойство пера. В конструкторе по умолчанию создается непрерывное черное перо шириной в один пиксель. Класс TPen содержит свойства:

Color : TColor – цвет вычерчиваемых пером линий;

Style : TPenStyle определяет стиль линий (psSolid – сплошная, psDash – пунктирная и т.д.);

Width : Integer – толщина линий в пикселях;

Mode : TPenMode определяет способ взаимодействия линий с фоном (перечисляемый тип TPenMode см. в справочной системе Delphi).

Класс TBrush

Объекты этого класса служат для заполнения внутреннего пространства замкнутых фигур.

Свойства:

Bitmap: TBitmap содержит растровое изображение, которое будет использоваться кистью для заполнения;

Color : TСolor – цвет кисти;

Style : TВrushStyle – стиль кисти (bsSolid – сплошная, bsBDiagonal –заштрихованная по диагонали, bsCross – заштрихованная в клетку, bsVertical – заштрихованная вертикальными линиями и т. д).

Пример построения заштрихованного объекта на компоненте TРaintBox:

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);

Var w, h : Integer;

begin

With PaintBox1 Do

Begin

W :=Width Div 6; h := Height Div 6;

Canvas.Brush.Style := bsCross;

Canvas.Pen.Color :=clBlue;

Canvas.Ellipse(w, h, 5 * w, 5 * h);

End;

end;

Наши рекомендации