Аппаратно-программный комплекс оборудования редакций

Комплекс технических средств — это набор технических средств, не­обходимых для поддержки деятельности пользователей — сотрудников редакции или издательства. К таким средствам относят:

– станция набора текста;

– графическая станция;

– станция верстки;

– выводные устройства;

– локальные и внешние сети и т. д.

Рассмотрим элементы редакционного комплекса отдельно.

Станция набора текста. К ее функциям относятся набор текстов, прием текстов на внешних носителях, создание таблиц, графиков, диаграмм, внесение правок текстов, вывод текстов на бумагу для корректуры и редактуры, передача готовых текстов на станцию верстки.

Требования к аппаратной части. На сегодняшний день это должен быть настольный компьютер с процессором Pentium-II, III; с объемом оперативной памяти не менее 64 Mb; с жесткими дисками не менее 20–40 Gb; монитор с диагональю экрана не менее 17 дюймов (желательно профессиональной серии, например, ViewSonic 775PF); удобная эргономичная клавиатура; удобная оптическая мышь; недорогой сканер для оптического распознавания текстов; небольшой лазерный принтер (либо общий сетевой лазерный принтер); сетевая карта.

Требования к программному обеспечению. Компьютер должен быть оснащен операционной системой MS Windows-98 или выше, офисная система MS Office-97 или выше, система OCR (например, FineReader), антивирусная программа.

Редакция может иметь кроме настольной станции ввода текста и переносные компьютеры типа NoteBook (ноутбук), которые могут использоваться журналистами, например, в командировках. Современные средства позволяют уже сегодня передавать материалы из ноутбука при помощи сотового телефона в редакцию из любой точки планеты при условии наличия связи.

Графическая станция. К ее функциям относятся подготовка графики, как растровой, так и векторной.

Требования к аппаратной части. Как правило, графическая станция должна строиться на самом мощном в редакции компьютере. Сегодня это машина с процессором Pentium-IV, с оперативной памятью не менее 1 GB, с жесткими дисками объемом не менее 80–120 GB, с профессиональной видеплатой с объемом собственной памяти не менее 128 MB, с профессиональным монитором с диагональю экрана не менее 19 дюймов, а лучше 21 дюйм. Обязательно должны быть цветные выводные устройства для получения цветопроб. Естественно, что станция должна быть в локальной сети.

Требования к программному обеспечению. Компьютер должен быть оснащен операционной системой MS Windows-98 или выше. Учитывая то обстоятельство, что в редакцию какие-то (графические) материалы могут передаваться со стороны, станция должна быть оснащена максимальным набором графических программ, особенно это касается программ векторной графики.

Станция верстки. Сюда стекаются все материалы, предназначенные для очередного номера издания.

Требования к аппаратной части. Если на графической станции готовятся графические материалы, то станция верстки включает их в оригинал-макет издания. Кроме этого при предпечатной подготовке издания на этой станции получают ПостСкрипты издания, которые представляют собой файлы огромного размера, особенно при полноцветных изданиях. Все это диктует свои требования к «железу». В принципе, в основе станции верстки лучше иметь такую же мощную машину, как на графической станции. Станция также должна быть в локальной редакционной сети.

Требования к программному обеспечению. Компьютер должен быть оснащен операционной системой MS Windows-98 или выше; программой верстки (Adobe PageMaker или QuarkXPress); программа управления шрифтами Adobe TypeManager; графические программы (векторной и растровой графики), чтобы иметь возможность тут же сделать небольшие коррективы в графических материалах. Должен быть достаточный набор шрифтов и т. д.

Возможности расширения базового уровня. Через 1,5–2 года с момента покупки компьютера происходит обновление компьютеров вплоть до смены поколения. Вслед за производителями компьютеров торопятся производители программного обеспечения. Таким образом, может сложиться ситуация, когда редакции тяжело общаться с другими редакциями, типографиями и заказчиками, потому что при передаче файлов встает проблема несовместимости. Но покупать каждые 1,5–2 года новый компьютер экономически накладно. В таких случаях производят наращивание мощности компьютера за счет отдельных модулей — памяти, дисков и т. д. Это называется Upgrade (апгрэйд). После этого можно устанавливать программы нового поколения.

Увеличение мощности аппаратно-программного комплекса редакции кроме апгрейда, может предполагать замену низкоскоростных ЛВС высокоскоростными, приобретение новых выводных устройств для цветопробы, приобретение собственных RIP-процессора и фотовыводного устройства.

Выводные устройства. К ним относятся принтеры и фотонаборные автоматы (ФНА). О типах принтеров было сказано ранее. Добавим лишь, что из всего спектра принтеров для полиграфии представляет интерес практически только лазерный принтер. Таким образом, рассмотрим в качестве выводных устройств лазерный принтер и ФНА.

Назначение. Лазерный принтер занимает свою нишу в ряду выводных устройств. В отличие от ФНА лазерный принтер позволяет выводит ОМ (оригинал-макет) на бумаге. Это важно при наличии возможности печати на ризографе. Кроме того, даже при использовании ФНА, нужна бумажная копия издания для оценки результатов. И, наконец, при подготовке черно-белых изданий пленки можно выводить на лазерном принтере.

Совсем другое дело, когда речь идет о полноцветных изданиях. Лазерный принтер не сможет вывести корректно цветоделенные пленки, для этого необходим ФНА.

Принципы формирования информации в ФНА и лазерных принтерах похожи. Имеется рабочий лазер, свет от которого через специальное подвижное зеркало попадает на фотобарабан в лазерном принтере или на пленку в ФНА. В лазерном принтере луч света заряжает поверхность барабана, далее к заряженным участкам прилипает тонер, затем при контакте с бумагой тонер переходит на нее. Наконец, в узле закрепления бумага подвергается нагреву, тонер внедряется в бумагу и таким образом, изображение закрепляется. В ФНА экспонированная пленка проявляется фотохимическим способом.

Цветопробы. На чем будет ставить подпись заказчик? На вашем мониторе при просмотре? На распечатке струйника? На ваших PS-файлах? На цветопробе, сделанной без учета характеристик печатного процесса? Или на тиражном оттиске?

Что делать, когда заказчик сетует на несоответствие тиражного оттиска цветопробе? Технологичную операцию для визуальной оценки ожидаемых результатов печати представляет верно произведенная цветопроба. Хотя по цветопробе можно отслеживать и другие параметры, например треппинг или муар, все-таки основной ее задачей является контроль воспроизведения цвета.

«Для объективного контроля результатов усилий, затраченных на допечатной стадии на достижение высокого качества, во избежание дополнительных временных и материальных затрат, связанных с изготовлением печатных проб, а иногда и для уменьшения циклов традиционной пробной печати используют многочисленные методы, устройства и системы имитации тиражного оттиска», — так определяет назначение цветопробы Ю. В. Кузнецов в книге «Основы подготовки иллюстраций к печати».

Выполнение цветопробы может преследовать несколько основных целей. Первая — самоконтроль: оператору цветоделения для выполнения цветокоррекции необходимо знать, что получится в печати. Именно на стадии цветопробы возможно наиболее дешевое устранение ошибок, если уж они покинули пределы вашего компьютера. И можно выполнять столько циклов «цветопроба-коррекция», сколько потребуется для достижения безупречного качества. Вторая — предъявление работы заказчику до печати тиража для согласования. Третья — передача в качестве контрольного образца в типографию.

Существует несколько видов цветопроб, которые можно условно свести к основным трем.

Первый вид — так называемая оценочная цветопроба, она предназначается для приблизительного контроля цветов на узнаваемость. Здесь достаточно убедиться, что синий цвет будет примерно синим, красный — примерно красным, а желтый точно будет не зеленым и т. д. В качестве оборудования для получения подобных цветопроб могут использоваться недорогие и средней стоимости цветные принтеры, работающие на самых разных принципах: струйные, на твердых чернилах, сублимационные и др.

Второй вид цветопроб — это подписные цветопробы, использующиеся для представления заказчику или редактору в качестве утверждаемого документа. Некоторые цветопробы этого вида могут использоваться и в качестве цветопробных оттисков для передачи в типографию. В данном случае требования к соответствию результатов на цветопробе конечным результатам в печатном оттиске являются намного более жесткими, нежели в предыдущем случае. Здесь уже важно иметь возможность различать нюансы цветовых оттенков.

Третий и наиболее точный вид цветопроб — полноценные цветопробы. Они дают практически полное совпадение с конечным оттиском и могут использоваться операторами печатных машин в качестве контрольного инструмента в технологическом процессе. Единственный тип оборудования, который может использоваться в этом случае — пробопечатные станки. Цветопробный оттиск получают с тиражных печатных форм, тиражными красками и на той же бумаге, которая будет в тираже. Несмотря на самую лучшую передачу результатов, у пробопечатных станков есть и ряд существенных недостатков:

– более длинный и неудобный технологический процесс и высокая стоимость цветопробы за счет изготовления печатных форм;

– сам станок, как правило, достаточно дорог и некомпактен, что делает его использование в большинстве издательств, дизайн-студий и рекламных агентств весьма проблематичным. К тому же это, по сути дела, упрощенная печатная машина, и нахождение ее в офисе издательства автоматически превращает его в производственное помещение;

– он все же с абсолютной точностью не имитирует особенности конкретной печатной машины (например, разную степень растискивания на разных печатных секциях).

По принципу работы оборудования цветопробу разделяют на два типа — аналоговую и цифровую. Для получения аналоговой применяются фотоформы, которые будут использованы при изготовлении печатных форм. Устройства цифровой цветопробы — это, по сути дела, принтеры, имеющие механизмы эмуляции печатного процесса.

Чем объясняется несоответствие изображения на экране и на принтере? Неправильно настроен монитор? Мало тонера или чернил в принтере? Принтер перегрелся? Некачественная бумага? Такие вопросы задают многие, а некоторые непрофессиональные дизайнеры, к сожалению, даже и не подозревают о существовании проблемы как таковой.

А суть всех осложнений с цветом, возникающих как при работе с настольными принтерами и мониторами, так и с высокопроизводительными офсетными прессами, состоит в том, что устройства воспроизведения цветного изображения основаны на различных технологиях. Так, мониторы используют трехлучевую трубку, а для кодирования цвета — аддитивное трехцветное пространство RGB (в сумме цвета дают белый цвет). Цветные струйные и лазерные принтеры обычно используют четыре стандартных цвета — голубой, малиновый, желтый, черный, комбинации которых позволяют получить любой цвет. Для кодирования цвета в печатных устройствах применяется субтрактивное четырехцветное пространство CMYK (в сумме цвета дают черный цвет или «вычитают» из спектра отраженного света определенные цветовые составляющие). Профессиональные системы печати (офсетные прессы) также используют цветовое простанство CMYK, однако позволяют добавлять к смесевым цветам планшетные цвета, которые сложно или вообще невозможно получить путем смешивания четырех основных цветов.

Кроме того, различаются также и спектры воспроизводимых устройством цветов (gamut), причем это касается даже одинаковых устройств. Например, два цветных лазерных принтера от разных производителей используют чернила неодинакового состава, что в конечном итоге сказывается на диапазоне воспроизводимых цветов.

Делая экранную цветопробу, о цвете судят по изображению на экране компьютера. Для этого пригодны только профессиональные мониторы (например, Barco). Поскольку качество цветопередачи сильно зависит от внешнего освещения (наиболее достоверные цвета получаются при полном отсутствии освещения), то подобная цветопроба предназначается для того, чтобы получить визуальное представление о соответствии изображения на экране и офсетного отпечатка, и вряд ли может служить реальной цветопробой.

Другой вид цветопробы — аналоговая цветопроба, которая делается обычно с использованием готовых пленок и необходима на финальной стадии процесса подготовки макета. Примеры устройств для изготовления аналоговой цветопробы — Dupont Chromalin, Imation MatchРrint. Неоспоримое достоинство этого вида цветопроб — технологическое сходство с офсетной печатью, что позволяет получить самые достоверные цвета и одновременно проверить качество вывода фотоформ. Системы аналоговой цветопробы могут также использовать для печати дополнительные планшетные цвета. Самый существенный недостаток аналоговой цветопробы — высокая цена отпечатка. Другие недостатки — сложность и невысокая оперативность технологического процесса, поэтому, как правило, она делается лишь в самых ответственных случаях. К разновидностям аналоговой пробы можно также отнести и офсетную пробу — печать небольшого тиража для проверки правильности цветопередачи и качества вывода. Такая цветопроба может показать все особенности печати, так как выполняется на той же самой машине, которая предназначается для тиража, однако стоимость этой пробы при необходимости внесения корректив также чрезвычайно высока.

Цифровая цветопроба. В качестве оборудования для получения такого рода цветопроб могут использоваться либо дорогие специализированные цифровые устройства, либо так называемые аналоговые системы, в которых цветопробу получают с готовых фотоформ. Использование цифровых систем наиболее привлекательно, так как цветопробу можно получить до вывода фотоформ, а также благодаря меньшей себестоимости оттиска и простоте эксплуатации принтера (нажмешь на кнопку — получишь результат). Однако практически всем системам цифровой цветопробы присущи следующие существенные недостатки:

– разрешающая способность принтеров не соответствует разрешающей способности получаемых фотоформ, с которых в дальнейшем экспонируют печатные формы;

– метод растрирования изображения отличается от метода, применяемого в растровых процессорах фотонаборных автоматов;

– пигменты, применяемые в принтере, существенно отличаются от пигментов в печатной краске;

– способ закрепления пигментов принтера на бумаге отличается от способа закрепления печатных красок;

– замеряемые оптические плотности каждого цвета пигментов принтера во многом отличаются от оптических плотностей печатных красок в силу их разной кроющей способности. Например, при работе с сухими пигментами плашки могут «разбавляться» отраженным от бумаги белым светом из-за неплотного прилегания одной частички пигмента к другой. А при струйной печати недостаточное количество краски также может привести к «разбавлению» насыщенности из-за разного впитывания бумаги;

– неопределенность с величиной растискивания (в особенности у струйных принтеров) может быть очень значительной и во многом зависящей как от бумаги, так и от условий нанесения пигментов;

– невозможность или большая сложность регулировки (увеличения или уменьшения подачи пигментов).

Калибровка оборудования.Единственный способ управлять цветом — и при этом добиваться предсказуемых результатов на постоянной основе — это внедрить управление цветом в технологический процесс. Уже на стадии дизайна, управление цветом должно стать стандартным элементом производственного процесса.

Первый шаг при внедрении управления цветом заключается в характеризации всех устройств, используемых в производстве: сканеров, мониторов, систем цветопробы, принтеров, фотонаборных автоматов, систем прямого вывода форм и, конечно, печатных машин. Единственный способ сделать это — вывести эталонные файлы, измерить их характеристики с помощью откалиброванного устройства, а затем записать результаты измерений.

В типичном случае результаты измерения цветов сохраняются как значения LAB, системы, разработанной Международной комиссией по цвету (Commission Internationale d’Eclairage, CIE). Значения CIELAB, полученные с каждого устройства, позволяют построить цветовой профиль — таблицу, характеризующую цветопередачу определенного устройства. Международный консорциум по цвету (International Color Consortium, ICC) разработал стандартный формат, который позволяет переносить профили с одной компьютерной системы на другую.

Измерение цвета на экране. Все мониторы подвержены «цветовому дрейфу». Независимо от того, насколько тщательно вы относитесь к калибровке их цветовых характеристик — точки белого и цветовой температуры — со временем эти параметры постепенно изменяются. В некоторые современные мониторы встроены функции самокалибровки, которые поддерживают постоянную цветовую температуру и точку белого, но вам все равно нужен объективный способ измерения цвета, исходящего от монитора.

Оптимизаторы мониторов измеряют качество света, излучаемого компьютерным экраном. Некоторые из них прикрепляются к поверхности экрана с помощью присосок, в то время как другие нужно держать рукой и считывать параметры цветов нажатием кнопки. Можно реализовать управление цветом и не калибруя монитор: следует всего лишь помнить, что судить об истинном цвете нужно не по экрану, а по отпечаткам с откалиброванных принтеров и цветопробных систем.

Измерение цветов на отпечатках. Колориметры и спектрофотометры — это два типа устройств, которые объективно измеряют цвет запечатанного листа или реального предмета. В колориметрах с помощью фильтров за одну единицу времени измеряется один цвет. В спектрофотометрах, напротив, используется призма, расщепляющая свет, после чего выполняется замер процентного содержания различных цветов в свете.

После определения количества цвета под объективами или сенсором, колориметр преобразует информацию в цветовые координаты XYZ, а затем может переслать полученные значения в компьютер. Существует много программ, которые могут записывать результаты измерений и строить профиль образца вывода или реального объекта, который будет репродуцироваться.

В принципе, оба устройства делают одну и ту же работу: выполняют объективное измерение цвета запечатанного листа или предмета. Колориметры обычно более простые, и, следовательно, менее дорогие устройства. Но они также менее точны, чем спектрофотометры. Хотя технический прогресс не стоит на месте и ситуация меняется: многие современные колориметры по точности приближаются к ранним моделям спектрофотометров.

Наши рекомендации