Пользовательский интерфейс операционной среды
Технология общения с ПК зависит от пользовательского интерфейса установленной операционной системы. Современные ОС поддерживают командный, WIMP- и SILK-интерфейсы (рис. 5.1).
Командный интерфейс означает выдачу на экран системного приглашения для ввода команды. Например, в MS DOS это приглашение выглядит как С:\>, в Unix – $.
WIMP-интерфейс является графическим и расшифровывается как Windows (окна), Image (изображения), Menu (меню), Pointer (указатель), т.е. на экране высвечивается окно, содержащее образы программ и меню действий. Для выбора одного из них используется указатель.
SILK-интерфейс означает Speach (речь), Image (изображения), Language (язык) и Knowledge (знание), т.е. на экране по речевой команде происходит перемещение от одних поисковых образов к другим.
Пользовательский интерфейс включает три понятия: общение пользователя с приложением и язык общения.
Рассмотрим кратко основные положения стандарта пользовательского интерфейса. Пользовательский интерфейс зависит от интерфейса, обеспечиваемого ОС. Свойствами интерфейса являются конкретность и наглядность. Графическая система Windows является очень удобной, а богатство ее возможностей сделали ее оптимальной системой для повседневной работы. Приложения, написанные под Windows, используют тот же интерфейс, поэтому его единообразие сводит к минимуму процесс обучения работе с любым приложением Windows.
Разработка пользовательского интерфейса состоит из проектирования панелей и диалога.
Панель приложения разделена на три части: меню действий, тело панели и область функциональных клавиш.
Меню действий (и выпадающее меню) заключается в том, что действия наглядны и могут быть запрошены пользователем установкой курсора, функциональной клавишей, вводом команды или каким-то другим простым способом. На цветном экране меню действий обычно имеет другой цвет по отношению к цвету панели. На монохромном экране используется сплошная линия для его отделения. Меню действий содержит объекты, состоящие из одного или нескольких слов. Два последних из них резервируются для действий «выход» и «справка». Размещаются объекты слева направо по мере убывания частоты их использования.
Тело панели содержит следующие элементы: разделители областей, идентификатор панели, заголовок панели, инструкцию, заголовок столбца и группы, заголовок поля, указатель протяжки, область сообщений, область команд, поле ввода, поле выбора.
Область функциональных клавиш – необязательная часть, показывающая соответствие клавиш и действий, которые выполняются при нажатии.
Для указаний текущей позиции на области функциональных клавиш принят принцип «объект – действие». Этот принцип разрешает пользователю сначала выбрать объект, а затем произвести действие с этим объектом, что минимизирует число режимов, упрощает и ускоряет обучение работе с приложениями. Если панель располагается в отдельной ограниченной части экрана, то она называется окном, которое может быть первичным или вторичным. В первичном окне диалог начинается, и если в приложении не нужно создавать другие окна, то окном считается весь экран. Первичное окно может содержать столько панелей, сколько нужно для ведения диалога. Вторичные окна вызываются из первичных. В них пользователь ведет диалог параллельно с первичным окном. Часто вторичные окна используются для подсказки. Первичные и вторичные окна имеют заголовок в верхней части окна. Пользователь может переключаться из первичного окна во вторичное и наоборот. Существует также понятие «всплывающие окна», которые позволяют расширить диалог пользователя с приложением, ведущийся из первичного или вторичного окна. В основном всплывающие окна используются для передачи сообщений или подсказки.
Когда пользователь и ЭВМ обмениваются сообщениями, диалог движется по одному из путей приложения, т.е. пользователь движется по приложению, выполняя конкретные действия. При этом действие не обязательно требует от приложения обработки информации. Диалоговые действия также контролируют информацию, которую набирает пользователь. Если пользователь перешел к другой панели и его действия могут привести к потере информации, рекомендуется требовать подтверждения о том, следует ли ее сохранить. При этом пользователю предоставляется шанс сохранить информацию, отменить последний запрос, вернуться на один шаг назад.
Путь, по которому движется диалог, называется навигацией. Он может быть изображен в виде сети или графа, где узлы – действия, а дуги – переходы. Диалог состоит из двух частей: запросов на обработку информации и навигации по приложению. Часть запросов на обработку и навигацию является унифицированной. Унифицированные действия диалога – это действия, имеющие одинаковый смысл во всех приложениях. Некоторые унифицированные действия могут быть запрошены из выпадающего меню посредством действия «команда» функциональной клавишей. К унифицированным действиям диалога относятся следующие: «отказ», «команда», «ввод», «выход», «подсказка», «регенерация», «извлечение», «идентификатор», «клавиши», «справка».