Организация работы по программе. Пояснительная записка
Пояснительная записка
Общая характеристика программы.
План составлен соответствии с Федеральным базисным учебным планом специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (2 вариант), утвержденным приказом Министерства образования Российской федерации от 10.04.2002 года, № 29/2065-п. и на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, «Просвещение»,2003 год под редакцией В.В. Воронковой, учебного плана ГБС(К)ОУ «специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида», положения о рабочей программе РАСКШИ VIII вида.
Логопедическая работа в школе VIII вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью.
Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.
Контингент учащихся коррекционной школы за последние годы претерпел значительные изменения. Нарушения речи у большинства поступающих в данное учреждение, носят характер системного недоразвития речи средней степени, для которого характерно:
- нарушения звукопроизношения;
- недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;
- аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;
- нарушения сложных форм словообразования;
- несформированность связной речи;
- выраженная дислексия;
- дисграфия.
Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.
Методологические и теоретические основы программы
Как и любая программа, “Программа логопедических занятий для учащихся 1-7 классов С(К)ОШИ VIII вида” имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:
- гуманизма- вера и возможности ребенка, субъективного, позитивного подхода;
- системности- рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающего субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;
- реалистичности-учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;
- индивидуально- дифференцированного подхода- изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы;
- системного подхода- взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.
Цели и задачи программы
Цель - коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей-логопатов.
Задачи:
1.Создать условия, для формирования правильного звукопроизношения исходя из индивидуальных особенностей учащихся.
2.Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.
3.Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся.
4.Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся и общей координации движений мелкой моторики.
Организация работы по программе
Коррекция нарушений речи учащихся РАС(К)ШИ VIII вида требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида предусмотрены часы логопедических занятий.
Учитель-логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения учащихся. Наполняемость групп для логопедических занятий 2-4 обучающихся.
На коррекционные индивидуальные и групповые занятия по расписанию отводятся часы, как в первую, так и во вторую половину дня. Основной формой являются групповые занятия. На занятия с группой обучающихся отводится, как правило, 20-30 минут. На индивидуальные занятия - 15-20 минут.
Занятия с каждой группой проводятся:
1-4 классы- 3 раза в неделю;
5 – 6 классы- 2 раза в неделю;
Количество часов указанных в программе примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе. В 4-7 классах лексический материал обогащается трудовой лексикой, используемой на уроках трудового обучения
В структуру занятия входит:
- упражнения для развития артикуляционной моторики;
- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
- дыхательная гимнастика;
- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
- формирование фонематических процессов;
- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
- работа над предложением;
- обогащение и активизация словарного запаса.
Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.
2 ч. в неделю
70 час. в год
Программный материал: лексическая, грамматическая темы | Кол. часов | Дата (п). | Дата (ф). | Наглядность, оборудование | Содержание обучения | Развитие связной речи | Прогнозируемые результаты | ||||||
I четверть (18 часов). | |||||||||||||
1-15. | ФРОНТАЛЬНОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ | ||||||||||||
1.Звуки и буквы. 2.Алфавит. 3.Квартира, комната. | Таблицы: «Алфавит», «Гласные», «Согласные» Наглядное пособие «Звуковые домики» (синего, красного цвета). Предметные картинки. Картинный план «Уборка комнаты» | Повторение: понятия «звук», «буква». Различие между звуком и буквой. Что такое алфавит? Назначение алфавита. Запись слов по алфавиту. Нахождение ошибок в расположении слов по алфавиту. Стихи о буквах, звуках. Обогащение и уточнение словаря по теме «Квартира, комната». | Подробное рассказывание учащихся о своей деятельности по плану «Как надо убирать комнату». | Знать понятия звук и буква. Порядок и названия букв в алфавите. Уметь различать звук и букву, за-писывать слова в алфавитном порядке. Знать порядок уборки своей комнаты. | |||||||||
1.Гласные звуки. 2.Простые формы звукового анализа 3.Ранняя осень. | Схема образования гласных звуков. Символы гласных. Сюжетные картинки. | Повторение артикуляции гласных звуков, узнавание звука по показу беззвучной артикуляции. Узнавание гласного звука в ряду других гласных, в начале, середине, в конце слова. Слогообразующая роль гласных. Гласные I и II ряда (гласные I ряда «сидят на твердой скамейке, а гласные II ряда – на мягком диванчике. Беседа по теме: «Осень» | Заучивание стихотворения об осени. | Знать и называть гласные I-II ряда. Уметь владеть простыми формами звукового анализа. Уметь описывать явления природы с использованием слов, усвоенных в процессе группировки предметов по их признакам. | |||||||||
1.Согласные звуки. Сложные формы звукового анализа. 2.Образование относительных прилагательных (яблочный). 3.Продукты питания. | Артикуляционная схема анализа согласного звука. Предметные картинки продуктов питания, муляжи-фрукты, ягоды, атрибуты магазина. | Повторение понятия согласный звук. Характеристика согласного звука. Какие бывают согласные звуки (глухие – звонкие, твердые – мягкие). Выделение существенных артикуляторных признаков согласных для формирования слух произносительных дифференцировок (например: п – сомкнутые губы «взрываются». Звук не тянется. Издается только шум без голоса). Упражнять учащихся в определении количества и последовательности звуков в слове. Игра «Магазин» (какой сок (компот) нужен? яблочный, грушевый). | Проведение сюжетно-ролевой игры «Магазин» Составление диалога между продавцом и покупателем. | Знать основные характеристики согласных. Уметь отличать согласные от гласных, определять количество и последовательность звуков в слове. Уметь образовывать относительные прилагательные. | |||||||||
1.Согласные твердые и мягкие. 2.Обозначение мягкости согласных посредством гласных II ряда а-я о-е у-ю ы-и э-е 3.Осень в лесу. | Таблица: «Парные гласные» Сюжетная картинка «Осень в лесу» | Повторение парных гласных Гласные I и II ряда. Гласные I ряда живут на первом этаже и «сидят» на твердой скамейке и дружат с твердыми согласными, а гласные II ряда живут на втором этаже и «сидят» на мягком диванчике и дружат с мягкими согласными. Упражнения в слух произносительной дифференциации твердых и мягких согласных б-б; в-в; в слогах да-дя…; в словах мал-мял. | Составление рассказа по сюжетной картине, используя опорные предметные картинки гласных II ряда. Уметь составлять рассказ по сюжетной картине с использованием опорных предметных картинок. | Знать парные гласные. Уметь на письме обозначать мягкость согласных по средством. Формирование умений адекватно передавать в речи изображенные на картинках явления, действия. | |||||||||
Письменная контрольная работа. | Тетради, ручки. | День рождения. В воскресенье у меня день рождения. Мама накрыла праздничный стол. Здесь вазы с яблоками и ягодами. На тарелке большой арбуз. Отец принес корзину цветов. В пять часов придут гости. | |||||||||||
1.Буква Ь. 2.Обозначение мягкости согласных посредством буквы Ь. 3.Дикие животные. | Опорные карточки типа: хор-хорь. Предметные картинки: лось олень медведь лошадь и др. Сюжетная картинка «В лесу». | Повторить: на письме Ьобозначает, что согласный произносится мягко. Мягкий знак не имеет звука. Звуко-буквенный анализ слов с мягким знаком. Записать слова в единствен-ном числе (кони-конь, двери-дверь). Графический диктант _____ _____Ь. Сравнение по смыслу, произношению слова типа жар-жарь. Игра «Четвертый лишний» | Составление рассказов – описаний по предметным картинкам «Лось», «Олень» Описание основных свойств предметов по вопросам логопеда. Сравнение предметов по описанию. | Знать назначение буквы Ь; способ обозначения мягкости согласных на письме. Уметь различать на слух и на письме твердые и мягкие согласные. | |||||||||
1.Разделительный Ь. 2.Слитное и раздельное произношение согласного и гласного звуков. 3.Огород. | Слоговые дорожки типа: ля-лья, ло-лье. Серия сюжетных картинок «На ого-роде». Предметные картинки овощей, инструментов. | Повторение: что показывает Ь ?, первая работа Ь. Разделительный Ь (вторая работа Ь) показывает, что согласный и гласный звуки произносятся раздельно. Выделение раздельного Ь в словах. Звуко-буквенный анализ и дифференциация слов типа: полет-польет. Упражнения в словообразовании: лисий-лисья, лить-лью. Обогащение словаря по теме «Огород». Образование слов по образ-цу: лить-лью, полить-полью. | Составление рассказа по серии сюжетных картинок «На огороде» | Знать – что показывает разделительный Ь. Уметь произносить согласный и гласный звуки, слитно и раздельно. | |||||||||
1.Дифференциация мягкого и разделительного мягкого знака. 2.Правописание слов с разделительным мягким знаком. Правила переноса. 3.Семья. | Слоговые дорожки. Опорная схема правила. | Дифференциация на слух и на письме слов с Ь – разделительным и Ь – мягким. Сравнение и запись слов типа: семя-семья, коля-колья. Проверочный слуховой диктант. Семья, листья, тряпка, мята, крылья, чашка, капля, хлопья; котята, Ульяна, стулья, порядок, поленья. | Составление рас-сказа «Моя семья» из личного опыта по аналогии (сначала рас-сказ составляет логопед, затем дети). | Знать правило переноса слов с разделительным Ь Уметь переносить слова с разделительным Ь. | |||||||||
Проверочная письменная работа. | Тетради, ручки. | Домик для щенков. У собаки Пальмы пять щенят. Мы строим им маленький домик у крыльца. Я тащу куски кирпича. Друзья ищут сучья для крыши. Сверху положили старое пальто. Теперь щенки будут жить в домике. | Знать правила правописания мягкого знака для показа на письме мягкости согласного и разделительного Ь. Уметь применять данные правила на письме. | ||||||||||
Каникулы с 01.11 по 08 .11. | |||||||||||||
II четверть (14 часов). | |||||||||||||
1.Парные звонкие-глухие согласные. 2.Образование относительных прилагательных. 3.Игрушки | Звуковые домики. Звуковые человечки (с колокольчиком на шапочке и без). | Сравнительная характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам. Игра «Магазин игрушек» Образование относительных прилагательных. Из чего сделана игрушка, какая она? Заяц меховой. | Составление рассказа - описания «Моя любимая игрушка» по данному началу. | Знать парные звонкие-глухие согласные. Уметь различать звонкие-глухие согласные по артикуляционно-акустическим признакам. | |||||||||
1.Звуки В – Ф В Ф 2.Употребление предлогов в пересказе, правописание предлогов. 3.Зимующие птицы. | Символы звуков В Ф (у в - колокольчик). Сюжетная картин-ка «Птицы на кар-мушке». Предметные картинки: ворона, воробей, филин, свиристель… | Выделение звуков Ф и В из слов в начальной позиции. Сравнение звуков по артикуляции (сходство, различие). Соотношение звуков с буквами Ф.В. Звуко-буквенный анализ слов, отличающихся одним звуком (например: влаги-флаги). Игра «Четвертый лишний» Загадки о птицах. Игра «Что изменилось» - развитие зрительной памяти. | Заучивание стихотворения про птиц. | Знать артикуляционно-акустические признаки звуков В-Ф. Уметь дифференцировать В-Ф в устной и письмен-ной речи. | |||||||||
1.Звуки Б-П. 2.Употребление форм родительного падежа множественного числа существительных. 3.Животные зоопарка. | Символы звуков Б и П. Сюжетная картин-ка «В зоопарке» Предметные картинки животных: бегемот, гепард, барс, кабан, попугай и др. | Запись слов в две колонки по наличию П-Б (слабый, крупный). Определение места звука в слове – работа с цифровым рядом. Обогащение словаря за счет введения в активный словарь новых слов. Игра «У кого что есть?» «У кого чего нет?» (У бегемота есть рога? У бегемота нет рогов? | Составление рас-сказа из личного опыта «Когда я был в зоопарке» «Когда я смотрел передачу по телевизору». | Знать особенности звучания и образования звуков Б-П. Уметь отличать звонкий звук от глухого; правильно употреблять формы родительного падежа множественного числа существительных. | |||||||||
1.Звуки Д-Т. 2.Закрепление в речи структуры распространенного предложения. 3.Наш дом. | Картинки: дом-том. Предметные картинки: дом, труба, дверь, тропинка, дед, дерево, дупло, дятел, трава. | Повторение парных звонких и глухих согласных. Выделение парных согласных из слов по предметной картинке (дом-том). Сравнение Д,Т по артикуляции. Сопоставление этих звуков с их графическим изображением. Дифференциация т, д в слогах, словах-паронимах дачка-тачка дочка-точка. Вписать пропущенные буквы д, т. С полученными словами составить предложения | Составление рас-сказа «Наш дом» используя предметные картинки (дом, труба, дверь, тропинка, дед, дерево, дупло, дятел, трава). | Знать сходство и различие звуков д, т. Уметь дифференцировать т-д в слогах, словах. | |||||||||
1.Звуки З-С. 2.Согласование существительного с прилагательным в роде и числе. 3. «Зима» | Символы звуков. Сюжетные картинки «Зима». Опорная схема: «Признаки зимы» Предметные картинки: сугроб, снежинка, лес. | Выделение звуков С и З из слов. Сравнение по артикуляции (сходство, различие). Соотношение звуков с буквами З, С. Образование новых слов посредством приставки ЗА (сыпать-засыпать). Игра «Исправить ошибку» с опорой на картинку (лето снежное, солнце неяркое). Игра «Что бывает? Зимний…, зимняя…, зимнее…. | По прослушанному началу рассказа составить его конец. Описание предмета по прочитанному тексту и рисунку. | Знать артикуляционно-акустические признаки звуков з, с. Уметь указывать место звука в слове с опорой на цифровой ряд. Уметь согласовывать существительное с прилагательным в роде, числе. Уметь описывать предмет по рисунку. | |||||||||
1.Звуки Г-К. 2.Изменение глаголов прошедшего времени в числе, роде. 3.Дикие птицы. | Символы звуков. Цифровой ряд. Кормушка. Чучела птиц: голубь, галка. Предметные картинки птиц. | Дифференциация звуков г, к в слогах, словах – паронимах (гора-кора). Устный диктант (поднять букву К или Г по наличию звука. Определить место звука в словах ( с опорой на цифровой ряд). Запись предложений графически. Обогащение словаря по теме «Дикие птицы» Изменение глаголов прошедшего времени в числе и роде (ласточка улетела, ласточки улетели). | Изложение по предложенному логопедом тексту и плану «Из жизни птиц» | Знать отличие звуков г, к. Знать названия диких птиц. Уметь дифференцировать звуки г, к в слогах, словах. Уметь излагать мысли по предъявленному плану. | |||||||||
1.Звуки Ж-Ш. 2.Правописание ЖИ-ШИ. 3.Забавы детей зимой. | Символы звуков. Цифровой ряд. Сюжетная картинка «Зимние забавы» (дети на лыжах, катают снежный ком, делают снежную горку). Зимний пейзаж. | Выделение звуков из слогов, слов. Сравнение, соотношение с буквами Ш, Ж. Сопоставление слов-паронимов по смыслу и звучанию (шар-жар…). Записать слова в две колонки. Повторение пра-вила написания слогов ШИ-ЖИ, вписать слоги в слова: ска…, …петь, лы…, кру…ть, су…ть и т.д. Отгадывание загадки «Бегут по дорожке доски да ножки» (лыжи). | Составление рассказа по сюжетной картине, опорным словом. «Зимние забавы» | Знать чем отличаются звуки Ж-Ш; зимние и летние забавы детей. Уметь сопоставлять и образовывать слова-паронимы. | |||||||||
Письменная проверочная работа. | Тетради, ручки. | Школьный двор. Звонок. Ученики выбегают на школьный двор. Они играют в мяч. Мальчики прыгают. Другие сидят на скамейках. Перед школой сад. К саду ведут дорожки. Они посыпаны песком. Все здесь сделано руками детей. | |||||||||||
III четверть (20 часов). | |||||||||||||
1.Звонкие и глухие согласные на конце слова. 2.Подбор проверочных слов путем изменения формы слова. 3.Полевые растения. | Таблица звонких и глухих согласных. Схема-опора правила правописания. Предметные картинки: овес, рожь. | Наблюдение несовпадения норм произношения с нормами правописания звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка сомнительных согласных в словах: а) устно – с перекидыванием мяча; б)письменно (выборочно лед-ледок (д), рожь-ржи (ж)) Вставить пропущенные буквы в пословицы: Кто любит тру…, того люди чтут. Спасибо моро…., что снегу нане…. Обогащение и уточнение словаря по теме «Полевые растения». В поле рожь. На складе нет ржи. | Пересказ сказки «Петушок» по серии сюжетных картинок. | Знать парные звонкие-глухие согласные; правило глухих и звонких согласных на конце слова. Уметь подбирать проверочные слова. | |||||||||
1.Звонкие и глухие согласные в середине слова. 2.Подбор к предлагаемым словам проверочных (родственных) слов по образцу. 3.Сказки. | Таблица парных звонких и глухих согласных. Сюжетные картинки «Три медведя». Предметные картинки: кружка, ложка, чашка, стул со сломанной ножкой. | Повторение правила право-писания звонких-глухих согласных на конце слова. Рассмотреть и назвать предметные картинки (чашка – ложка). Проверить сомнительные согласные в словах (используя сказку «Три медведя»). Сказка, ложка, ножка, кружка, чашка и т.д. Подобрать слова, соответствующие данным схемам ____ ____шка (чашка, мышка, кошка и др.) ____ ____жка (ножка, ложка, пряжка….) | Творческая работа. Рассказывание сказки «Три медведя», но с необычным концом. | Знать правило написания и проверки парных звонких-глухих согласных в середине слова. Уметь применять правило правописания звонких-глухих согласных в середине слова. | |||||||||
Письменная проверочная работа | Тетради, ручки. | Кормушки. Засыпала зима поля снегами. Покрыла землю белым ковром. Голодные птицы летят к жилью. Жалко детям пернатых друзей. Развесили они в садах и парках кормушки. Насыпали зерна, крошек. Положили ягод. Слетаются к кормушкам воробьи, синички, снегири. | |||||||||||
Повторение | Таблица звон-ких – глухих согласных. Предметные картинки. Схемы предложений. | Повторение звонких и глухих согласных на конце и в середине слова. Правило правописания звонких-глухих согласных на конце и в се-редине слова. Проверка сомнительных согласных на словарном материале по ранее изученным лексическим темам. | Составление и запись предложений по сюжетным картинкам и по заданным схемам. | Знать парные звонкие и глухие согласные. Уметь применять правило правописания звонких – глухих согласных на конце и в середине слова. | |||||||||
1. Гласные: а – о ё – ю о – у 2. Личная гигиена. 3. Практическое употребление местоимений. | Предметы личной гигиены | Сравнение по артикуляции гласных (подчеркивается различная степень раскрытия рта – дополнительный контроль рукой подбородком). у /ю/-узкий звук, подбородок не опускается; о/е– раствор рта при-мерно на один палец между зубами, соответственно опускается подбородок. Дифференциация гласных в слогах, словах (от-ут-ёт-ют; спорт, шнурок, усну, уютный, прилег и т.д.). Сопоставление слов по смыслу и звучанию (ход-худ, клюв-клев). Запись предложения, вставляя под-ходящие слова из скобок: Подай … полотенце и ….расческу (мою, мое). Возьми …. мыло и …щетку (свое, свою). Погладь …платье и … кофту (твою, мое). | Составить рас-сказ «Утром», используя данные предложения и предметы личной гигиены. | Знать артикуляционные отличия звуков (а-о, ё-ю, о-у). Уметь дифференцировать данные звуки в устной и письменной речи. | |||||||||
1. Звуки с – ш. 2. Транспорт. 3. Выделение слов, обозначающих предметы и их различие по вопросам Кто? Что? | Артикуляционная таблица. Стихотворение Маршака. Предметные картинки: машина, самолет, самокат, шофер, пешеходный переход. | Повторение гласных и согласных звуков. Выделение звуков с, шиз слов. Сравнение по артикуляции (используя таблицу, подчеркивая различия). Соотнесение звуков с, шс буквами. Сопоставление слов-паронимов (споры-шпоры, басня-башня). Узнать стихотворение: Закричал он «Что за шутки!» Еду я вторые сутки!... Найти слова-паронимы. Вспомнить на чем ехал герой стихотворения, еще какие виды транспорта знаете. Нахождение слов в стихотворении, отвечающие на вопросы: Кто? Что? | Стихотворение С.Маршака «Вот какой рассеянный». | Знать что одушевленные предметы отвечают на вопрос Кто?, а неодушевленные на вопрос Что? Уметь находить существительные со звуками си ш. | |||||||||
1. Звуки з – ж. 2. Зима. 3. Общее понятие о частях речи. | Таблица согласных звуков. Артикуляционные профили звуков зи ж. Сюжетная картинка «Зима» | Повторение: какие согласные звуки называются звонкими (голос + шум) голос работает. Вычленение звуков з, жиз слов. Сравнительная артикуляционная характеристика. Соотнесение звуков с буквами З, Ж (на какие буквы похожи буквы З, Ж(з, ж). Устный диктант слов (поднять букву Зили Ж). Изменить слова по образцу (водить -вожу, резать -…, мазать - …., скользить -….) Вставить в предложения подходящие по смыслу слова, которые являются различными частями речи. Подчеркнуть существительные, глаголы, прилагательные. Наступила суровая ______. Ударил_______ мороз. Зимняя стужа сковала _______. На снегу видны_______зверей. Под елкой _________ заяц. Зима – самое _____ время для лесных жителей. | Составить прогноз погоды на завтра. Завтра ожидается холодная …… Небо хмурое…. Ветер…… | Знать на какие вопросы отвечают существительные, глаголы и прилагательные. Уметь выделять из предложения по вопросам существительные, глаголы и прилагательные. Уметь дифференцировать звуки з, жв слогах, словах. | |||||||||
1. Звуки с - щ с – щ 2. Животные (разных лексических групп). 3. Образование глаголов от существительных. | Артикуляционные профили. Предметные картинки: щука, щегол, лещ, ящерица, синица, сельдь, семка, сом, сорока, снегирь, лось, соловей. | Повторение: глухие согласные звуки. Сравнение звуков с /с/ - щпо артикуляции. Дифференциация звуков в слогах, словах. Составление предложений со словами-паронимами: сели-щели. Разложение в два ряда предметных картинок, в названии которых имеются указанные звуки. Образование глаголов от существительных блеск – блещет, писк, плеск, треск, поиск, свист. Соотнести данные слова с предметными картинками, составить предложения (например: Щука плещет хвостом). | Нарисуй слове-сную картинку, используя образованные глаголы и предметные картинки. | Знать обобщающие названия изученных групп предметов по теме «Животные». Уметь на письме различать звуки с /с/ - щ. | |||||||||
1. Звуки с – з – ц. 2. Охрана здоровья. 3. Различение формы слова, обозначающего действия предмета | Артикуляционные профили. Сюжетная картинка «Будь здоров». Карточки: физкультура, спорт, здоровье, заболевание, осанка, инфекционные, простудные. Таблица: «Спорт – залог здоровья». | Повторение имен существительных Повторение свистящих звуков. Сравнительная характеристика. Дифференциация звуков в слогах, словах, словосочетаниях. Графический диктант. (Над лесом взошло солнце. – с з ц. Беседа об охране здоровья, опираясь на опыт детей используя карточки со словами. Нахождение слов, обозначающих действия в предложении, тексте. К названиям действий поставить вопрос. | Беседа об охра-не здоровья. | Знать названия предметов и действий. Уметь находить глагол по вопросам, согласовывать существительное с глаголом. | |||||||||
Письменная работа. | Тетради, ручки. | Гроза. Небо потемнело. Поднялся сильный ветер. Солнце спряталось. В роще замолкли птицы. В небе сверкнула молния. Хлынул сильный дождь. | Знать правила звукобуквенного анализа. Уметь писать под диктовку, понимать указания учителя-логопеда. | ||||||||||
1.Звуки р – л. рь – ль 2. Сад. 3. Образование относительных прилагательных. | Сюжетная картинка «Сад» Предметные картинки: яблоня, груша, слива, абрикос, малина, персик, земляника, крыжовник, смородина, астра, роза и др. | Повторение: части речи. Вычленение звуков р – л, р – лиз слов. Сравнение по артикуляторно-акустическим признакам. Работа по раз-витию буквенного гнозиса. Закрепление в словаре обобщающих понятий «деревья», «кустарники», «цветковые растения, ягоды». Упражнение «Лишнее слово». (Груша -спелая, сочная, желтая, зеленая, душистая, большая). Образование относительных прилагательных (варенье из крыжовника – крыжовенное т.д., сад – яблоневый. | Составить рас-сказ «Друзья и вредители сада». Сезонные работы в саду. | Знать обобщающие понятия «деревья», «кустарники», «ягоды», «цветковые растения». Уметь различать на слух, в собственной речи и на письме звуки р – л, р – л. Уметь использовать прилагательные в своей речи. | |||||||||
1. Звуки г – к - х 2. Лес. 3. Предлог как отдельное слово. | Предметные картинки: кедр, пихта, ракита, ольха, мухомор, грузди, моховик, сыроежки и др. | Повторение: на какие вопросы отвечают существительные, прилагательные, глаголы. Сравнение звуков по артикуляции (сходство, различие). Дифференциация г – к – хв словах, слогах. Сопоставить по смыслу, звучанию и написанию (год-кот-ход, мог-мок-мох, гадки-кадки-хатки, группка-крупка-хрупко). Составление словосочетаний с данными словами. Закрепление в словаре обобщающих понятий «Хвойные и лиственные деревья», «кустарники», «травы», «грибы», «обитатели леса». | Составление рассказа по опорным словам «В лесу» утро, лукошко, грибы, ракита, ольха, грибное место, мох, кусты используя предлоги: до, без, под, над, около, перед. | Знать предлоги, их назначение и правописание. Уметь различать предлоги как отдельное слово на письме и в речи. | |||||||||
1. Буквы б - д 2. Звери и птицы. 3. Родственные слова. | Рукописный алфавит. Рисунки силуэтов белки и дятла. Предметные картинки птиц и зверей. | Повторение: звуки и буквы. Выделение начального звука /Б/. Уточнение артикуляции – звонкий, согласный взрывной, преграда сомкнутые гуБы. Затем звук /Д/ -согласный звонкий взрывной преграда – кончик языка упирается в верхние десны резцов (Десны). Соотнесение звука с буквой. Сравнение буквы б с очертаниями белки д – дятел. Чтение слогов (шрифт рукописный). Поэлементная запись букв с проговариванием. Выборочный диктант. Графическая запись слов-картинок по теме «Звери, птицы» т.е. все картинки шифруются. Подбор родственных слов, установление общей части и общности смысла. | Придумать загадку – описание по картинкам. | Знать что такое корень, чем отличаются буквы б и д. Уметь подбирать родственные слова, выделять корень. Уметь дифференцировать обобщающие понятия «Звери, птицы» | |||||||||
1. Буквы п – т. 2. Пословицы. 3. Единообразное написание в родственных словах. | Алфавит (рукописный). Буквы п, т разного шрифта. Пословицы. | Повторение: чем отличается звук от буквы? Выделение звуков п, т.Сравнительная характеристика. Соотнесение звуков пи тс буквами Сказка «Торопыжкина беда» (Ефименкова Л.И. «Организация и методы коррекционной работы логопеда» с.227). Сколько ножек у п, а у т? Цифровой диктант. Вместо цифры написать букву (Например: 3, 2, 3; т, п, т) Составление словосочетаний. Тяжелая Т ачка Старая П Пустая Т ара Танцевальная П Вставить буквы п или т в пословицы ( -руд корми-, а лень -ор-и-). | Прочитать и запомнить поговорки. | Знать отличи-тельные признаки букв п и т. Уметь выделять корень в словах, подбирать проверочные слова, находить безударные гласные дифференцировать на письме буквы п и т. | |||||||||
1. Буквы о – а. 2. Животные (уменьшительно-ласкательная форма существительных). 3. Имена собственные. | Условно-графическое изображение артикулем о-а. Опора – право-писание имен собственных. | Повторение: гласные и согласные. Сравнение артикуляции звуков а-о: а) с голосом; б) беззвучно в) условно-графически. Обратить внимание на то, что губы как бы «пишут» сами букву О. Соотнесение звуков с буквами рукописного шрифта: а, о. Отработка соединения букв а и о в слогах, словах. Графическая запись предложений с буквами а и о. Прочитать и записать стихотворение В.А.Жуковского, вставляя пропущенные гласные а и о. Котик и козлик. Там к-тик ус-тый по с-дику бр-дит, а к-злик рог-тый за к-тиком х-дит. Какие слова называются именами собственными. Найти и выписать собственные имена из текста. Правописание имен собственных. | Чтение и пере-сказ рассказов о животных. | Знать название собственных имен, правописание собственных имен. Уметь выделять имена собственные из текста. Уметь отличать на письме и при чтении гласные а и о. | |||||||||
Письменная работа. | Ручки, тетради. | Рыбки. Вите подарили красивых рыбок. Они плавали в большой банке с водой. На дне банки лежал песок и мох. Витя поставил банку на окно. Солнечный луч прыгнул в банку. Рыбки стали золотистыми. Обрадовался Витя. Еще красивей стали рыбки. | Знать изученные ранее правила правописания. Уметь писать под диктовку | ||||||||||
IV четверть (16 часов) | |||||||||||||
1. Звуки ч - ть 2. Спряжение глаголов. 3. Личная гигиена | Цифровой ряд. Предметы личной гигиены для ухода за волосами. | Повторение: понятие «звук», буква. Различие между звуком и буквой. Сравнительная артикуляция звуков ч, т(рассмотреть звуковой состав аффрикаты Ч: слитно произносимые компоненты т щ). Дифференциация звуков т – ч вслогах, словах. Определение места звука в словах ( по цифровому ряду). Изменение глаголов по образцу, следя за чередованием звуков ч – т в основе глаголов, например: вертеть – я верчу – он вертит; лететь – я …., он…. светить – я …., он….. катить – я …., он….. чертить – я …., он…. молотить – я …., он….. крутить – я ….., он….. | Рассказ из опыта детей об уходе за волосами (мытье, прическа). | Знать звуковой состав аффрикаты Ч. Знать предметы личной гигиены по уходу за волосами. Уметь составлять рассказ используя ситуативные предметы и личный опыт. | |||||||||
1. Звуки ч – щ. 2. Образование сравнительной степени от наречий 3. Одежда и обувь | Цифровой ряд. Предметы по уходу за одеждой и обувью. Предметы и предметные картинки обуви и одежды. | Сравнение по артикуляции: ч (т ш) – взрывной, краткий щ (ш ш) – щелевой, долгий оба мягкие имеют общий компонент. Дифференциация устно и на письме данных звуков в слогах, словах. Определение места звуков. Образование сравнительной степе-ни от данных наречий (четко-четче, густо-гуще, мелко -…сладко - …. зорко -…. крепко - …. легко - …. резко - ….толсто - ….. просто - …. хлестко - … громко - …. Часто - … чисто - … Условно-графическая запись тек-ста. Этой щеткой чищу обувь… -щ ч -. Беседа о повседневном уходе за одеждой (чистка, сушка, предупреждение загрязнения) .рко ...сравнительной степе-ни от данных наречий (четко-четче, густо-гуще, мелко -... | Практическая работа по уходу за одеждой и обувью с оречевлением. | Знать чем похожи и чем отличаются звуки ч, щ. Уметь указывать место звуков ч, щв словах, слогах. Уметь подбирать одежду и ухаживать за ней. | |||||||||
1. Буквы в – д и др. 2. Предлоги, приставки. 3. В Деревне. | Рукописные буквы разного шрифта. Рисунки воробья и дятла. Сюжетная картинка «В дерев-не» | Повторение: пространственные представления (право-лево, верх, низ…). Рассматривание рисунков воробья и дятла. Какие буквы видны в данных предметах. Письмо рукописных букв в – д в воздухе. Сравнительный зрительный анализ букв. Дифференциация букв в слогах, словах-паронимах (вал-дал, ветка-детка, ваша-Даша). Правильное написание предлогов и приставок. Предлоги подчеркнуть. (к)дому (под)бежал (с)пустился (к)реке (в)лес (по)шел (с)прятался (за)куст | Чтение рассказа «Золотой луг» по М.Пришвину. Пересказ. | Знать оптические признаки букв в и д. Уметь правильно употреблять предлоги на письме и в устной речи. | |||||||||
Письменная работа | Тетради, ручки. | Весной. На дворе апрель. Погода чудесная. Солнце светит ярче. Журчат быстрые ручьи. Уже расцвел подснежник. Скоро лопнут почки на деревьях. Вылезла зеленая травка. Из теплых стран летят грачи, скворцы, стрижи. Птицы хлопочут о своих гнездах. | Знать характерные черты звуков ч, щ, т. Уметь писать по слуху, используя полученные ранее знания. | ||||||||||
1. Звуки и буквы ц – щ. 2. Имена собственные. 3. Жилище. | Артикуляционный профиль букв. Картинки с видами помещений в городе и деревне. Почтовые открытки. | Сравнительная характеристика звуков ц – щ. Дифференциация их в слогах, словах, предложениях. Соотнесение звуков с буквами ц и щ. Что общего, чем отличаются. Запись слов с буквами ц и щ в два столбика. Устно назвать виды жилых помещений в городе и деревне. Рассказать кто где живет, включая в рассказ имена собственные (город, деревня, река, область, район, страна). | Адрес школы и домашний адрес. | Знать виды помещений в городе и деревне и их различие. Уметь писать адреса на почтовых открытках. | |||||||||
1. Звуки с - щ. 2. Слова – «приятели» (синонимы) 3. Питание | Символы синонимов. Предметы или картинки с продуктами питания. | Сравнительная характеристика звуков с и щ. Дифференциация звуков с и щ в слогах, словах, словосочетаниях. Указать близкие по значению слова: свежая пища, запас корма, вкусная еда. Записать продукты питания со звуками с и щ в два столбика. Например: свела щавель колбаса щука мясо овощи Беседа о значении продуктов питания для здоровья человека. | Рассказать как приготовить пищу. Завтрак: отварные яйца, салат. | Знать какие продукты питания полезны для здоровья человека. Уметь назвать смысловые и эмоциональные оттенки значений слов. | |||||||||
1. Звуки ц – т. 2. Окончание. 3. Торговля | Оборудование к игре «Магазин» Карточки со словами с пропущенными окончаниями. | Повторение. Состав слова. Сравнительная характеристика звуков ц – т. Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях. Чтение и запись предложений, насыщенных однокоренными словами с разными окончаниями. Заполнение карточек со словами с пропущенным окончанием. | Составление рассказа из деформированного текста «В магазине». | Знать виды и назначения магазинов. Уметь соблюдать правила поведения. Уметь различать звуки ц – т в словах. | |||||||||
Итоговая письменная работа. | Тетради, ручки | На лужайке. Ребята вышли на лужайку. Хорошо весной в лесу! Зацвел душистый ландыш. Щебечут птицы. Дети Увидали ежика. Он свернулся в клубочек. Они не тронут ежа. Девочки собирают цветы. Саша рвет щавель. У Миши сачок. Он ловит бабочку. Пора обедать. Дети идут домой. | Знать правила письма под диктовку. Уметь анализировать, синтезировать записываемые слова, предложения. | ||||||||||
Подведение итогов. | Заполнение документации за уч. год. |