Запись в файл

BOOL WriteFile(HANDLE hFile, LPCVOID lpBuffer, DWORD nNumberOfBytesToWrite, LPDWORD lpNumberOfBytesWritten, LPOVERLAPPED lpOverlapped)

Возвращаемое значение: в случае успешного выполнения — TRUE, иначе — FALSE.

Все параметры этой функции вам уже знакомы. Заметьте, что успешное выполнение записи еще не говорит о том, что данные действительно оказались записанными на диск, если только при создании файла с помощью функции CreateFile не был использован флаг FILE_FLAG_WRITE_THROUGH. Если во время вызова функции указатель файла был позиционирован в конце файла, Windows увеличит длину существующего файла.

Функции ReadFileGather и WriteFileGather позволяют выполнять операции чтения и записи с использованием набора буферов различного размера.

Сопоставимыми функциями UNIX являются функции read и write, которым программист в качестве параметров должен предоставлять дескриптор файла, буфер и счетчик байтов. Возвращаемые значения этих функций указывают на количество фактически переданных байтов. Возврат функцией read значения 0 означает чтение конца файла, а значения –1 — возникновение ошибки. В противоположность этому в Windows для подсчета количества переданных байтов используется отдельный счетчик, а на успех или неудачу выполнения функции указывает возвращаемое ею булевское значение.

В обеих системах функции имеют сходное назначение и могут выполнять соответствующие операции с использованием файлов, терминалов, ленточных устройств, каналов и так далее.

Входящие в состав стандартной библиотеки С функции read и fwrite, выполняющие операции ввода/вывода в двоичном режиме, вместо счетчика одиночных байтов, как в UNIX и Windows, используют размер объекта и счетчик объектов. Преждевременное прекращение передачи данных может быть вызвано как достижением конца файла, так и возникновением ошибки; точная причина устанавливается с использованием функций feof или ferror. Библиотека предоставляет полный набор функций, ориентированных на работу с текстовыми файлами, таких как fgets или fputs, для которых в каждой из рассматриваемых ОС аналоги вне библиотеки С отсутствуют.

Вступление: стандартные символы и символы Unicode

Прежде чем двигаться дальше, необходимо кратко объяснить, как Windows обрабатывает символы и различает 8-битовые, 16-битовые и обобщенные символы. Эта тема весьма обширна и выходит за рамки данной книги, поэтому мы не будем выделять ее обсуждение в отдельную главу и ограничимся приведением лишь самых необходимых сведений в минимальном объеме.

Windows поддерживает стандартные 8-битовые символы (типы char или CHAR) и (исключая Windows 9x) 16-битовые символы расширенной формы (тип WCHAR, определенный в библиотеке С как wchar_t). В документации Microsoft 8-битовый набор фигурирует как символьный набор ASCII, хотя фактически он является символьным набором Latin-1, однако в целях удобства изложения название "ASCII" будет использоваться и в нашем обсуждении. Обеспечиваемая Windows с использованием кодировки Unicode UTF-16 поддержка обобщенных символов расширенной формы позволяет представлять в стандарте Unicode символы и буквы, встречающиеся во всех основных языках, включая английский, французский, испанский, немецкий, русский, японский и китайский.

Ниже описаны шаги, которые обычно предпринимаются при написании обобщенных (generic) Windows-приложений, то есть приложений, предусматривающих использование как символов Unicode (UTF-16, а не, например, UCS-4), так и 8-битовых ASCII-символов.

1. Определите все символы и строки с использованием обобщенных типов TCHAR, LPTSTR и LPCTSTR.

2. Чтобы иметь возможность работать с символами в расширенной форме Unicode (wchar_t в ANSI С), включите во все модули исходного кода определения #define UNICODE и #define _UNICODE; если этого не сделать, то тип TCHAR будет эквивалентен типу CHAR (char в ANSI С). Это определение должно помещаться перед директивой #include <windows.h>, и его часто задают в командной строке компилятора. Первая из указанных переменных препроцессора управляет определениями функций Windows, вторая — библиотекой С.

3. Размеры буферов для хранения символов, указываемые, например, при вызове функций ReadFile, могут определяться с использованием функции sizeof(TCHAR).

4. Используйте входящие в состав библиотеки С функции ввода/вывода обобщенных символов и строк, описанные в файле <tchar.h>. В качестве наиболее характерных из доступных функций можно назвать такие функции, как _fgettc, _itot (вместо itoa), _stprintf (вместо sprintf), _tstcpy (вместо strcpy), _ttoi, _totupper, _totlower и _tprintf.[12] Полный и исчерпывающий список таких функций можно найти в оперативной справочной системе. Все перечисленные определения зависят от определения символьной константы _UNICODE. Описанная коллекция функций не является полной. Примером функции, для которой еще не реализован аналог, позволяющий работать с символами расширенной формы, может служить функция memchr. Новые версии предоставляются по мере возникновения необходимости в них.

5. Строковые константы могут принимать одну из трех допустимых форм. Эти же соглашения следует применять и к одиночным символам. Первые две формы предоставляются стандартом ANSI С, третья — макрос _Т (эквиваленты — TEXT и _ТЕХТ) — поставляется вместе с компилятором Microsoft С.

"В этой строке используются 8-битовые символы"

L"B этой строке используются 16-битовые символы"

_Т("В этой строке используются обобщенные символы")

6. Чтобы получить доступ к необходимым определениям текстовых макросов и обобщенным функциям библиотеки С, в модуль следует включить заголовочный файл <tchar.h>, объявление которого должно предшествовать объявлению файла <windows.h>.

16-битовые символы Unicode (кодировка UTF-16) используются в Windows повсеместно; для внутреннего представления имен файлов и путей доступа в файловой системе NTFS также используется Unicode. Если определена символьная константа _UNICODE, то все вызовы функций Windows требуют использования строк, состоящих из расширенных символов; в противном случае строки 8-битовых символов преобразуются в расширенные строки. В случае программ, которые должны выполняться под управлением систем Windows 9x, не являющихся Unicode-системами, определять символические константы UNICODE и _UNICODE не следует. В средах NT или СЕ решение об использовании указанных определений вы принимаете по своему усмотрению, если только для программы не должна быть одновременно сохранена возможность выполнения под управлением Windows 9x.

Во всех последующих примерах вместо обычного типа char для символов и символьных строк будет использоваться тип TCHAR, если только по каким-то вполне обоснованным причинам не возникнет необходимости в обработке отдельных 8-битовых символов. Точно так же, тип LPTSTR соответствует указателю на обобщенную строковую переменную, а тип LPCTSTR — указателю на обобщенную строковую константу. В результате принятия этих мер программа может стать более громоздкой, однако лишь своевременный учет различных возможных вариантов обеспечивает гибкость, необходимую для разработки и тестирования приложений, допускающих как кодировку Unicode, так и 8-битовую кодировку символов, что позволит легко преобразовать программу к использованию символов Unicode, если впоследствии в этом возникнет необходимость. Более того, предоставление возможности выбора между обеими разновидностями кодировок соответствует общепринятой, если не универсальной, практике, которая сложилась к настоящему времени.

Немалую пользу может принести просмотр системных заголовочных файлов, изучив которые вы поймете, как определяются тип TCHAR и интерфейсы системных функций и как они зависят от того, определены или не определены символьные константы UNICODE и _UNICODE. Соответствующие строки обычно выглядят так:

#ifdef UNICODE

#define TCHAR WCHAR

#else

#define TCHAR CHAR

#endif

Наши рекомендации