Самостоятельная работа студента №1
Методические рекомендации (указания) по выполнению
Самостоятельной работы студентов
Дисциплина (модуль)__________Б1.Б.8.Информатика_____________________
Образовательная программа _____35.03.04 Агрономия_____________________
Профиль ____Агрономия_____
Якутск – 2016г.
Разработчики: Дьячковская А.Н., старший преподаватель кафедры «Энергообеспечение в АПК» инженерного факультета ЯГСХА.
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой _____________________________________/Машиев Ч.Г./
Протокол заседания кафедры №______от «_____»____________20___г.
Утверждено методической комиссией инженерного факультета ЯГСХА
Председатель методической комиссии факультета__________________/Машиев Ч.Г./
Протокол заседания методической комиссии факультета №___от «____»________20___г.
Введение
Организация самостоятельной работы студентов выступает одним из ключевых вопросов в современном образовательном процессе. Это связано не только с долей увеличения самостоятельной работы при освоении учебных дисциплин, но, прежде всего, с современным пониманием образования как выстраиванием жизненной стратегии личности, включением в «образование длинною в жизнь».
Требования к современному работнику, включают следующие характеристики: обладание мотивациейосваивать новое знание как можно скорее и эффективнее;умение учиться; владение навигационными и информационными навыками; владение общими знаниямипредмета, умением понимать тексты и постигать смыслы. Очевидно, что все эти качества развиваются в результате самостоятельной учебной деятельности обучающегося, как школьника, так и студента.
Под самостоятельной работой студентов сегодня понимается вид учебно-познавательной деятельности по освоению профессиональной образовательной программы, осуществляемой в определенной системе, при партнерском участии преподавателя в ее планировании и оценке достижения конкретного результата. Данный современный подход требует от преподавателя высшей школы переосмысления своего отношения к организации самостоятельной работы студентов.
Основными признаками самостоятельной работы обучающихся принято считать:
- наличие познавательной или практической задачи, проблемного вопроса или задачи и особого времени на их выполнение, решение;
- проявление умственного напряжения обучающихся для правильного и наилучшего выполнения того или иного действия;
- проявление сознательности, самостоятельности и активности обучающихся в процессе решения поставленных задач;
- наличие результатов работы, которые отражают свое понимание проблемы;
- владение навыками самостоятельной работы.
Таким образом, самостоятельная работа рассматривается, с одной стороны, как форма обучения и вид учебного труда, осуществляемый без непосредственного вмешательства преподавателя, а с другой – как средство вовлечения обучающихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство формирования у них методов ее организации.
Основной смысл дидактических задач самостоятельной работы состоит в том, чтобы:
· мотивировать обучающихся к освоению учебных программ;
· повысить ответственность обучающихся за свою учебу;
· создать условия для совершенствования информационной компетентности;
· способствовать развитию компетенций в области самообразовательной, учебно-исследовательской/исследовательской, проектной и творческой деятельности;
· формировать у обучающихся системное мышление на основе самостоятельной работы над выполнением индивидуальных и групповых творческих заданий по учебным дисциплинам и т.п.
Самостоятельная работа студентов требует упорядочения и системной организации, а также организации взаимодействия преподавателя и студента на основе партнерства.
Основная задача преподавателя сводится к организации учебной деятельности студента и конструировании образовательной среды. Деятельность преподавания и деятельность студента взаимосвязаны, что отражено на схеме, по сути преподаватель выходит на сопровождение деятельности студента.
Содержание самостоятельной работы студентов и методические рекомендации к ее выполнению
На самостоятельную работу студентов по дисциплине «Информатика» рассматривается 68ч. Преподаватель определяет содержание самостоятельной работы, разрабатывает соответствующее учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы, оценивает результаты выполнения заданий.
№ | Раздел, тема | Наименование задания | Объем часов |
1. | Раздел 1. Тема 1.1. | СРС №1-1. Позиционные системы счисления | |
2. | Раздел 1. Тема 1.2. | СРС №1-2. Кодирование информации | |
3. | Раздел 1. Тема 1.2. | СРС №1-3. Характеристика ПК | |
4. | Раздел 1. Тема 1.3. | СРС №2-1. Сравнительный анализ ОС Windows | |
5. | Раздел 1. Тема 1.3. | СРС №2-2. Прикладное программное обеспечение: текстовый и табличный процессор | |
6. | Раздел 1. Тема 1.3. | СРС №2-3. Система управление базами данных | |
7. | Раздел 1. Тема 1.4. | СРС №3. Программное обеспечение по моделированию | |
8. | Раздел 2. Тема 2.1. | СРС №4-1. Способы записи алгоритмов | |
9. | Раздел 2. Тема 2.2. | СРС №4-2. Программирование | |
10. | Раздел 3. Тема 3.1. | СРС №5-1. Аппаратное и программное обеспечение локальной вычислительной сети (4ч.) | |
11. | Раздел 3. Тема 3.2. | СРС №5-2. Образовательная информационная система Moodle (4ч.) | |
12. | Раздел 3. Тема 3.2. | СРС №5-3. Электронно-библиотечная система (4ч.) | |
13. | Раздел 4. Тема 4.1. | СРС №6-1. Организация защиты данных (4ч.) | |
14. | Раздел 4. Тема 4.2. | СРС №6-2. Сравнительный анализ антивирусных программ (8ч.) | |
Всего |
Самостоятельная работа студента №1
№1-1. Позиционные системы счисления
Теоретическая часть
Система счисления - принятый способ записи чисел и сопоставления этим записям реальных значений. Все системы счисления можно разделить на два класса: позиционные и непозиционные. Для записи чисел в различных системах счисления используется некоторое количество отличных друг от друга знаков. Для представления чисел применяют, в основном, позиционные системы счисления. В позиционной системе цифры.записанные в ряд, образуют число. Позиция цифры в изображении числа называется разрядом.
Ниже приведена табл. 1.4, содержащая наименования некоторых позиционных систем счисления и перечень знаков (цифр), из которых образуются в них числа.
Таблица 1.4. Некоторые системы счисления
Основание | Система счисления | Знаки |
Двоичная | 0,1 | |
Троичная | 0,1.2 | |
Четвертичная | 0,1,2,3 | |
Пятеричная | 0,1,2,3,4 | |
Восьмеричная | 0,1,2,3,4,5,6,7 | |
Десятичная | 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9 | |
Двенадцатеричная | 0,1,2,3,4,5,б,7,8,9,А,В | |
Шестнадцатеричная | 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,A.B,D,С,E,F |
Пусть p - основание системы счисления. Любое целое число в системе счисления p может быть представлено в виде многочлена со степенями p:
(1)
где n - количество разрядов, - цифры числа (0 ≤ i ≤ n-1, 0 ≤ ≤ p-1).
Аналогично, дробь :
(2)
где m - количество цифр дроби, - соответственно, цифры дробного числа (1 ≤ j ≤ m, 0 ≤ ≤ p-1).
1. Перевод целого числа из десятичной системы счисления в р-ичную ( )
Для того чтобы преобразовать , необходимо:
1 способ
- разделить заданное число на р и записать остаток;
- в качестве нового значения числа взять частное и снова выполнить деление, и так до тех пор, пока частное не окажется меньше делителя.
Например, :
35:2 | В обратной последовательности | |
17:2 | ||
8:2 | ||
4:2 | ||
2:2 | ||
1:2 |
2 способ
- найти такую наибольшую степень р, которая все еще меньше заданного числа;
- разделить число на эту степень и записать частное;
- в качестве нового значения числа взять остаток, степень понизить и снова выполнить деление, и так до тех пор, пока делитель не окажется равным 1.
Например, :
35:32 | В прямой последовательности | |
3:16 | ||
3:8 | ||
3:4 | ||
3:2 | ||
1:1 |
2.Перевод правильной десятичной дроби в систему счисления с основанием р ( )
Для того чтобы преобразовать , необходимо:
- умножить исходную дробь на основание р и записать целую часть;
- в качестве нового значения числа взять дробную часть полученного произведения и снова выполнить умножение, и так до тех пор, пока дробная часть не станет равной нулю или будет достигнута желаемая точность конечного числа.
Например, :
0,375*2 | 0 | В прямой последовательности |
0,75*2 | ||
0,5*2 |
3.Перевод из недесятичной системы счисления в десятичную
§ для целых ( )
Например,
§ для дробных чисел ( )
Например,
4. Преобразование числа из р-ичной системы счисления в q-ичную ( ), для этого необходимо:
§ положим значение
§ из числа вычтем 1 по правилам вычитания системы р и добавим ее к по правилам сложения системы q и будем выполнять эту последовательность действий, пока не достигнем =0
Например,
Шаг | |||||||||
+1 |
Следовательно,
5.Теорема 1. Для преобразования целого числа в том случае, если системы счисления связаны соотношением , r - целое число (>1), достаточно разбить справа налево на группы по r цифр и каждую из них независимо перевести в систему q.
Например, . Исходное число разбивается на группы по три разряда справа налево ( , следовательно, r=3) и каждая тройка переводится в 8-ичную систему счисления независимо от остальных троек: .
6.Теорема 2. Для преобразования целого числа в том случае, если системы счисления связаны соотношением , r - целое число (>1), достаточно каждую цифру заменить соответствующим r-разрядным числом всистем счисления q, дополняя его при необходимости незначащими нулями слева до группы в r цифр.
Например, выполним преобразование . Каждую цифру заменим соответствующим 4-разрядным двоичным числом ( . Итак,
Задание:Проведите преобразование систем счисления. Для решения задач используйте примеры приведенные в теоретической части СРС№1-1. Все подробные решения задач запишите в тетради.
1. Переводите числа из десятичной системы счисления в р-ичную ( ).
1) ; 2) ; 3) ; 4) .
2. Переводите числа из р-ичной системы счисления в десятичную ( ).
1) ; 2) ; 3) ; 4) .
3. Переводите числа из р-ичной системы счисления в q-ичную ( ).
1) ; 2) ; 3) ; 4) .
№1-2. Кодирование информации
Задание: Составить конспект на тему «Кодирование информации». В конспекте раскройте методы и способы кодирования числовой, текстовой, графической и аудио информации (данных).
Как составить конспект:
1. Запишите название произведения и его выходные данные.
2. Дайте краткую характеристику исторических условий появления произведения.
3. Составьте план произведения, пункты которого могут последовательно располагаться в тексте конспекта или же на его полях.
4. Запись ведите, как правило, своими словами.
5. Это способствует лучшему осмыслению текста.
6. Применяйте систему подчеркивания, выделяйте большими буквами наиболее важное, используйте условные обозначения и сокращения.
7. Оставляйте в конспекте широкие поля для дополнений, различных заметок, записи незнакомых имен и терминов, требующих разъяснения.
8. При составлении конспекта по нескольким источникам разложите источники после первичного их чтения по широте охвата изучаемой теоретической проблемы, составьте на левой стороне разворота тетради конспект по произведению, принятому за основу, а на правой запишите дополнения из других источников.
9. На полях конспекта делайте для себя краткие выводы, обращения к явлениям современной жизни.
10. Соблюдайте правило цитирования: цитату брать в кавычки, указывая в скобках источник и страницу.
№1-3. Характеристика ПК
Задание: Составить подробную характеристику персонального компьютера в тетради. В характеристикеможно описать свой компьютер, ноутбук, нэутбук или моноблок. Если вы не имеете и то и другое, можете описать характеристику ПК выставленных в компьютерных магазинах.
Пример характеристики ПК:
Процессор:Intel (R) Core(TM) i3-3220 CPU
Тактовая частота процессора: 3,30GHz
Разрядность процессора: 32-разрядная ОС, процессор x64
RAM:DDR3L, 4096Mb, частота ОП – 1600МГц
HDD: 500GB
Видеокарта: GIGABYTE GV-N730D5-2GI, NVIDIA GeForce, GT730, PCI-E, 2048МБ, GDDR5, DVI, HDMI, VGA, 64-бит, Retail
Экран: диагональ 15,6; светодиодная, 1366х768.
Звук: Intel High Definition Audio
Питание: адаптер питания 5 В, 2Вт
Операционная система: Windows 8.1 64bit
Ориентировочная стоимость: 30500