Перечень вопросов и заданий для подготовки к экзамену
1. Роль информационной деятельности в современном обществе: экономической, социальной, культурной, образовательной сферах.(С течением времени роль информации в жизни человека становилась все существеннее. Сейчас, в первой половине XXI века роль информации в жизни человека является определяющей – чем больше навыков и знаний он имеет, тем выше ценится как специалист и сотрудник, тем больше имеет уважения в обществе.
В последние десятилетия настойчиво говорят о переходе от «индустриального общества» к «обществу информационному».
Информация стала одним из важнейших стратегических, управленческих ресурсов, наряду с ресурсами – человеческим, финансовым, материальным. Использование микропроцессорной технологии, электронно-вычислительных машин и персональных компьютеров обусловило коренное преобразование отношений и технологических основ деятельности в различных сферах общественной жизни: производстве и потреблении, финансовой деятельности и торговле, социальной структуре общества и политической жизни, сфере услуг и духовной культуре.
Если рассматривать информационную деятельность в экономической сфере, то главная цель информационных технологий – в результате целенаправленных действий по переработке первичных данных получить необходимую для пользователя информацию. К примеру, имеются данных о коком - либо производстве: стоимость исходно сырья, затраты на энергию, заработная плата рабочим и др. Нужно подсчитать стоимость полученного товара, прибыль. Можно считать в ручную по известным формулам, а можно использовать уже готовые программы, которые все подсчитают и выдадут необходимую для пользователя информацию.
То есть, экономическая информационная система представляет собой систему, функционирование которой во времени заключается в сборе, хранении, обработке и распространении информации о деятельности какого-либо реального экономического объекта.)
2. Информация, информационное общество.(Информа́ция (от лат. informātiō — «разъяснение, представление, понятие о ч.-л.», от лат. informare — «придавать вид, форму, обучать; мыслить, воображать») — сведения, независимо от формы их представления[1], воспринимаемые человеком или специальными устройствами как отражение фактов материального мира в процессе коммуникации. Информацио́нное о́бщество — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей её формы — знаний. Для этой стадии развития общества и экономики характерно:
увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;
возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте;
нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;
создание глобального информационного пространства, обеспечивающего:
эффективное информационное взаимодействие людей;
их доступ к мировым информационным ресурсам;
удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.
развитие электронной демократии, информационной экономики, электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков, электронных социальных и хозяйствующих сетей.)
3. Основные этапы развития информационного общества.( Первая информационная революция связана с изобретением письменности, обусловившей гигантский качественный скачок в развитии цивилизации. Появилась возможность накопления знаний в письменной форме для передачи их следующим поколениям. С позиций информатики это можно оценить как появление качественно нового (по сравнению с устной формой) средств и методов накопления информации.
Вторая информационная революция (середина XVI века) началась в эпоху Возрождения и связана с изобретением книгопечатания, изменившего человеческое общество, культуру и организацию деятельности самым радикальным образом. Книгопечатание является одной из первых информационных технологий. Человек не просто получил новые средства накопления, систематизации и тиражирования информации. Массовое распространение печатной продукции сделало культурные ценности общедоступными, открыло возможность самостоятельного и целенаправленного развития личности. С точки зрения информатики значение этой революции в том, что она выдвинула более совершенный способ хранения информации.
Третья информационная революция (конец XIX века) связана с изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон и радио, позволяющие оперативно передавать информацию в любом объеме. Появилась возможность обеспечить более оперативный обмен
информацией между людьми. Этот этап важен для информатики прежде всего тем, что ознаменовал появление средств информационной коммуникации.
Четвертая информационная революция (70-е годы XX столе-ия) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персональных компьютеров. Это стимулировало переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным, что привело к миниатюризации узлов, устройств, приборов, машин и появлению программно-управляемых устройств и процессов. На микропроцессорах и интегральных схемах стали создаваться компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационно-коммуникационные системы) и т. д. Благодаря этой революции человечество впервые за всю историю своего развития получило средство для усиления собственной интеллектуальной деятельности. Этим средством является компьютер.)
4. Понятие и назначение информационных технологий.(информационная технология — это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Сами информационные технологии требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их введение должно начинаться с создания математического обеспечения, формирования информационных потоков в системах подготовки специалистов.)
5. Информационные ресурсы общества.(Информационные ресурсы — это отдельные документы или массивы документов, а также документы и массивы документов в информационных системах: библиотеках, архивах, фондах, банках данных и т. д. Информационные ресурсы общества в настоящее время рассматриваются как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости материальным, сырьевым, энергетическим, трудовым и финансовым ресурсам. Однако между информационными ресурсами и всякими иными существует одно важное отличие)
6. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов(Первая информационная революция связана с изобретением письменности, обусловившей качественный и количественный скачок в развитии цивилизации. Появилась возможность накопления знаний и их передачи последующим поколениям. С позиций информатики это можно оценить как появление средств и методов накопления информации.Вторая информационная революция (середина XVI века) связана с изобретением книгопечатания, изменившего человеческое общество, культуру и организацию деятельности самым радикальным образом. Человек не просто получил новые средства накопления, систематизации, тиражирования информации. Массовое распространение печатной продукции сделало доступными культурные ценности, открыло возможность самостоятельного и целенаправленного развития личности. С точки зрения информатики, значение этой революции в том, что она выдвинула качественно новый способ хранения информации.
Третья информационная революция (конец XIX века) связана с изобретение электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме. Этот этап важен для информатики, прежде всего тем, что ознаменовал появление средств информационной коммуникации.Четвертая информационная революция (70-е годы ХХ столетия) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера. Произошел окончательный переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным, что привело к миниатюризации всех узлов, приборов, машин и появлению программно-управляемых устройств и процессов. На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации) и так далее.)
7. Правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения.(Правонарушение – юридический факт (наряду с событием и действием), действия, противоречащие нормам права (антипод правомерному поведению). Правонарушения всегда связаны с нарушением определенным лицом (лицами) действующей нормы (норм) ИП и прав других субъектов информационных правоотношений. При этом эти нарушения являются общественно опасными и могут влечь для тех или иных субъектов трудности, дополнительные права и обязанности.Преступления в сфере информационных технологий включают: распространение вредоносных вирусов; взлом паролей; кражу номеров кредитных карточек и других банковских реквизитов (фишинг); распространение противоправной информации (клеветы, материалов порнографического характера, материалов, возбуждающих межнациональную и межрелигиозную вражду и т.п.) через Интернет. Предупреждение компьютерных преступлений:При разработке компьютерных систем, выход из строя или ошибки в работе которых могут привести к тяжёлым последствиям, вопросы компьютерной безопасности становятся первоочередными. Известно много мер, направленных на предупреждение преступления. К техническим мерам относят:
защиту от несанкционированного доступа к системе, резервирование особо важных компьютерных подсистем, организацию вычислительных сетей с возможностью перераспределения ресурсов в случае нарушения работоспособности отдельных звеньев, установку оборудования обнаружения и тушения пожара, оборудования обнаружения воды, принятие конструкционных мер защиты от хищений, саботажа, диверсий, взрывов, установку резервных систем электропитания, оснащение помещений замками, установку сигнализации и многое другое.)
8. Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты.(Свободно распространяемые программы, это программы, авторы которых не просят за их использование денег, то есть, фактически, бесплатные. Но это не значит, что они не лицензионные.
Программы, которые имеют пробный период, а потом их нужно купить относятся к классу условно-бесплатных.
Программы, которые требуют покупки, соответственно, к платному программному обеспечению.
Лицензионные продукты - это продукты, которые имеют лицензию производителя, эксперта, либо другого уполномоченного органа. Такие программы будут гарантированно работать на оборудовании, которое указано у них в инструкции.
Вообще говоря, вы привели термины из разных классификаций.
Не лицензионные продукты, соответственно, продукты не прошедшие стандартные тесты, их использование может быть связано с риском, например, риском сбоя или потери данных, хотя и среди такого программного обеспечения немало полезного.
То есть вполне может быть как лицензионное свободно распространяемое программное обеспечение (антивирус Аваст, например) , так и платное не лицензионное (продажа пиратских копий каких либо программ, например)
9. Подходы к понятию информации и измерению информации.(Существует три подхода к измерению информации:I подход– Неизмеряемость информации в быту (информация как новизна).II подход– Технический или объемный (информация как сообщения в форме знаков или сигналов, хранимые, перерабатываемые и обрабатываемые с помощью технических устройств).В вычислительной технике применяются две стандартные единицы измерения информации: бит и байт. Поскольку компьютер предназначен для обработки больших объемов информации, то используют производные единицы – килобайт (Кб), мегабайт (Мб), гигабайт (Гб). Обычно приставка «кило» означает тысячу, а приставка «мега»– миллион. Но в вычислительной технике осуществляется привязка к принятой двоичной системе кодирования.В силу этого один килобайт равен не 1000 байтов, а 210 = 1024 байта.Аналогично, 1 Мб = 210 Кб = 1024 Кб = 220 байтов = 1 048 576 байтов.1 Гб = 210 Мб = 1024 Мб = 220 Кб = 230 байтов = 1 073 741 824 байта.III подход– Вероятностный. Измерение информации в теории информации (информация как снятая неопределенность).
10. Информационные объекты различных видов. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации.(Под универсальностью можно понимать способность информации быть прочитанной и воспроизведённой независимо от того, какие реальные данные она представляет. То есть мы можем хранить звук, изображения, текст, сетевые пакеты, аудио-всё что угодно. Цифровой формат это позволяет. И далее эту информацию можно передать куда угодно. Она будет прочитана и интерпретирована нужным получателем нужным образом. Если говорить про другие виды то они не такие универсальные и что особенно важно-не такие легко обрабатываемые. Например если всё представлять графически то могут возникнуть сложности с интерпретацией. Вплоть до невозможности. Как например из картинки получить звук, текст? Можно информцию представить в виде форумл но это будет слишком громоздко и следовательно нечитаемо и накладно. А чиловой вид позволяет представить информацию в виде чисел. Легко читаемых, передаваемых и легко интрпретируемых. Если мы передаём картинку то мы будем точно знать что именно содержит информация, а именно данные о размерах картинки, о цветах. Если мы передаём звук то мы будем точно знать что в числах записан типа файла, заголовки, сама музыка. И так далее. Более того с помощью числового представления можно передавать метаинформацию-информацию об информции. Примером могут служить электронные письма. Разумеется это тоже цифровое представление информации и в частности в письме могут быть вложения-картинки, документы. Всё это будет представлено в виде чисел. Но мы можем добавить в письмо специальным образом оформленные участки цифр (метаданные) , которые помогут нам распознать тип вложения. То есть мы можем указать что следуюший миллион байт это картинка, а после идут 600кбайт которые представляют собой документ. Очевидно выделить из массива чисел нужные метаданныеочень просто-они всегда находтся в определённых местах и оформлены специальным образом. Более того следует отметить возможность обработки цифровой информации на ЭВМ. Мы ведь не сможем посчитать на калькуляторе формулу, заданную в виде картинки или таблицы. Здесь права следует отметить перфокарты-предшественники оптпо-магнитных носителей. В них были дырочки в определённых местах и эти последовательности дырочек интерпретировались как команды-эти дырочки тоже представляли собой числа просто на бумаге. Таким образом перфокарты тоже представляли собой информацию закодированную числами-напротив некоторых чисел были дырочки, напротив дургих нет. Более того числовое представление реализовать крайне просто-ведь достаточно всего двух чисел 0 и 1. А это легко сделать с помощью транзисторов, и прочих устройств. Как напрмиер создать интерпретатор команд записанных в картинках? Здесь также можно привести для сравнения языки. В древности люди пользовались карирнками для обмена информацией-иеорглифы, зарубки на дереве. Или же нитками-плели письма. Обмен информацией был затруднён потому что было великое множество видом представление информации-у каждого нароад свой. Как понять египятнам письма в виде узлов? Сейчас же сделан большой шаг навстречу той самой универсальности-представление в виде символов. Причём они похожи. Да существует много разных языков но ничто не мешает например нам писать по-русски трансилотом с английского. Более того вспомним эсператно. Некий аналог цифровой информации. Универсальный язык. Который будет понятен всем. Язык в котором строго фиксирован набор букв и правил их использования.)
11. Представление информации в двоичной системе счисления.(Представление информации с помощью двоичного кодирования наиболее оптимально для ЭВМ, так как данные в ЭВМ передаются по проводам с помощью двух сигналов "Есть напряжение" и "нет напряжения". Поскольку все данные в ЭВМ кодируются числами, то для передачи их по проводам необходимо применять двоичную систему. Двоичная система имеет основание р=2 и базу 0 и 1. То есть, для изображения числа используются только два знака. Попробуем посчитать в десятичной системе, а затем в двоичной системе.)
12. Количество и единицы измерения информации.(Количеством информации называют числовую характеристику информации, отражающую ту степень неопределенности, которая исчезает после получения информации. За единицу информации принимается один бит (англ. bit — binary digit — двоичная цифра). Это количество информации, при котором неопределенность, т.е. количество вариантов выбора, уменьшается вдвое или другими словами, это ответ на вопрос, требующий односложного разрешения – да или нет. Бит — слишком мелкая единица измерения информации. Широко используются ещё более крупные производные единицы информации:
1 Килобайт (Кбайт) = 1024 байт = 210 байт,
1 Мегабайт (Мбайт) = 1024 Кбайт = 220 байт,
1 Гигабайт (Гбайт) = 1024 Мбайт = 230 байт.
1 Терабайт (Тбайт) = 1024 Гбайт = 240 байт,
13. Принципы обработки информации компьютером.(Принципы обработки информации компьютером остаются неизменными на протяжении долгих лет, особенно, если учесть скоротечность модернизации информационной и компьютерной отраслей.
Для того, чтоб обработать введенную информацию в компьютер, необходимо, чтобы в машине существовали нужные определенные алгоритмы работы и обработки. Если их не будет, то информация преобразовываться не будет. Компьютер должен быть снабжен такими алгоритмами и должен уметь их применять к вводимой информации с тем, чтобы «правильно» преобразовывать ее в выходные данные.
Компьютер для того и создан, чтоб пользователи имели доступ к быстрой обработке данных и ее преобразованию. Все устройство компьютера обусловлено требованием обработки информации в кратчайшие сроки, наиболее быстрым способом.
Под действие данной обработки понимают любые функции, направленные на преобразование информации из одного состояния в другое. Соответственно, компьютер имеет специальное устройство, называемое процессором, которое предназначено исключительно для чрезвычайно быстрой обработки данных, со скоростями, доходящими до миллиардов операций в секунду. Процессор берет все необходимые данные из оперативной памяти. Это устройство направлено на временное хранение, как входящей, так и выходящей информации.
Там же в оперативной памяти находится и место для хранения промежуточных данных, формируемых в процессе обработки информации. Таким образом, процессор как получает данные из оперативной памяти, так и записывает обработанные данные в оперативную память.)
14. Арифметические основы работы компьютера.(Система счисления– способ представления чисел(правило записи и получения чисел), с помощью фиксированного набора символов, обозначающих цифры. По способу представления чисел системы счисления разделяются на позиционные и непозиционные. Непозиционныесистемы для записи числа используют множество символов. Значение символа не зависит от местоположения его в числе(римская СС). Позиционная система счисления– когда от позиции цифры в числе зависит ее вес(555 –единицы, десятки, сотни). Всякая позиционная СС характеризуетсяоснованием,т.е. количеством цифр, используемых для записи числа. За основание СС можно принять любое натуральное число.)
15. Компьютер как исполнитель команд.(
16. Понятие об алгоритме, свойства, способы записи.( Понятие алгоритма является одним из основных понятий современной информатики. Термин алгоритм происходит от algorithmi – латинской формы написания имени выдающегося математика IX века аль-Хорезми, который сформулировал правила выполнения арифметических операций. 1. Одно из первоначальных требований, которое предъявляется к алгоритму, состоит в том, что описываемый процесс должен быть разбит на последовательность отдельных шагов. Возникающая в результате такого разбиения запись представляет собой упорядоченную совокупность четко отделенных друг от друга предписаний (директив, команд, операторов), образующих прерывную (или, как говорят, дискретную) структуру алгоритма. Только выполнив требования одного предписания, можно приступить к выполнению следующего. Дискретная структура алгоритмической записи может, например, подчеркиваться сквозной нумерацией отдельных команд алгоритма, хотя это требование не является обязательным. Рассмотренное свойство алгоритмов называют дискретность. 2. Используемые на практике алгоритмы составляются с ориентацией на определенного исполнителя. Чтобы составить для него алгоритм, нужно знать, какие команды этот исполнитель может понять и исполнить, а какие не может. Известно, что у каждого исполнителя имеется своя система команд. Очевидно, что, составляя запись алгоритма для определенного исполнителя, можно использовать лишь те команды, которые имеются в его СКИ. Это свойство алгоритмов будем называть понятностью. 3. Будучи понятным, алгоритм не должен все же содержать предписаний, смысл которых может восприниматься неоднозначно. Это означает, что одна и та же команда, будучи понятна разным исполнителям, после исполнения каждым из них должна давать одинаковый результат. 4. Обязательное требование к алгоритмам - результативность. Смысл этого требования состоит в том, что при точном исполнении всех предписаний алгоритма процесс должен прекратиться за конечное число шагов и при этом должен получиться определенный ответ на вопрос задачи (либо вывод о том, что решения не существует). 5. Наиболее распространены алгоритмы, обеспечивающие решение не одной исключительной задачи, а некоторого класса задач данного типа. Это свойство алгоритма называют массовостью. В простейшем случае массовость обеспечивает возможность использования различных значений исходных данных.
Способы записи алгоритма
Основными изобразительными средствами алгоритмов являются следующие способы их записи:
- словесный;
- формульно-словесный;
- блок-схемный;
- псевдокод;
- структурные диаграммы;
- языки программирования.
17. Построения алгоритмов с использованием конструкций проверки условий, циклов и способов описания структур. (Свойства алгоритмов - однозначность (и определенность), результативность (и выполнимость), правильность (и понятность), массовость или универсальность (т.е. применимость для целого класса задач, к различным наборам исходных данных).
Способы записи алгоритмов:
В виде блок-схем,в виде программ, в виде текстовых описаний (рецепты, например, рецепты приготовления пищи, лекарств и др.).
18. Программный принцип работы компьютера.
19. Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях
20. Определение объемов различных носителей информации.
21. Поиск информации с использованием компьютера.
22. Передача информации между компьютерами.
23. Проводная и беспроводная связь.
24. Представление об автоматических и автоматизированных системах управления.
25. Архивирование данных: определение архива, виды архивов.
26. Представление об автоматических и автоматизированных системах управления.
27. Основные характеристики компьютеров и их многообразие.
28. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру.
29. Операционная система. Виды программного обеспечения компьютера.
30. Ресурсосбережение.
31. Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту.
32. Настольные издательские системы.
33. Основные компоненты компьютерных сетей, принципы пакетной передачи данных, организация межсетевого взаимодействия.
34. Локальные вычислительные сети: основные понятия, назначение.
35. Глобальные вычислительные сети: основные понятия, назначение.
36. Электронная почта: понятие, назначение, создание и отправка своих сообщений, получение почты.
37. Электронный документ и электронная копия.
38. Основные угрозы и методы обеспечения информационной безопасности.
39. Математическая обработка числовых данных.
40. Системы статистического учета
41. Применение электронных таблиц для решения профессиональных задач.
42. Представление об организации баз данных и системах управления базами данных.
43. Электронные коллекции информационных и образовательных ресурсов.
44. Основные угрозы и методы обеспечения информационной безопасности.
45. Графические и мультимедиа средства.
46. Создание и редактирование графических объектов.
47. Виды мультимедийной информации.
48. Интернет-технологии, провайдер
49. Методы создания и сопровождения сайта.
50. Коллективная деятельность в глобальных и локальных сетях.