Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии 2 страница
Тематическое планирование 5 класс.
№ п/п | Тема раздела | № урока в разделе | Тема урока | Возможные виды деятельности учащихся | Планируемые предметные результаты | Домашнее задание |
Информация вокруг нас. | Информация вокруг нас. ТБ. | Аналитическая деятельность: приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике; Практическая деятельность: соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ. | Знать понятие информации. Знать и соблюдать правила ТБ при работе с ПК. | Введение, §1, §2(3) | ||
2. | Компьютер | Компьютер – универсальная машина для работы с информацией | Аналитическая деятельность: выделять аппаратное и программное обеспечение компьютера; анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации; определять технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения) в компьютер. | Знание основных устройств компьютера и их функций; | §2 | |
3. | Компьютер | Ввод информации в память компьютера. ПР №1 «Вспоминаем клавиатуру» | Практическая деятельность: выбирать и запускать нужную программу; работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна); вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры (приёмы квалифицированного клавиатурного письма), мыши и других технических средств; создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы; | представление об основных устройствах ввода информации в память компьютера; | §3 | |
4. | Компьютер | Управление компьютером. ПР №2 «Приёмы управления компьютером» | общие представления о пользовательском интерфейсе; представление о приемах управления компьютером; | §4 | ||
5. | Информация вокруг нас. | Хранение информации. ПР №3 «Создаём и сохраняем файлы» | Аналитическая деятельность: приводить примеры информационных носителей; классифицировать информацию по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях; Практическая деятельность: Создание и сохранение файлов. | общие представления о хранении информации как информационном процессе; представления о многообразии носителей информации; | §5 | |
6. | Информация вокруг нас. | Передача информации. | Понимать суть информационного процесса передачи информации, знакомство со схемой передачи информации; приводить примеры передачи информации, выделять в них источники информации, информационные каналы, приемники информации. | общие представления о передаче информации как информационном процессе; представления об источниках информации, информационных каналах, приемниках информации; | §6 (1) | |
7. | Информация вокруг нас. | Электронная почта. ПР №4 «Работа с электронной почтой» | Практическая деятельность: работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения); | общие представления об электронной почте, об электронном адресе и электронном письме; | §6 (2) | |
8. | Информация вокруг нас. | В мире кодов. Способы кодирования информации | Практическая деятельность: кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды; | общие представления о кодах и кодировании; умения кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования; | §7 (1) | |
9. | Информация вокруг нас. | Метод координат. | представление о методе координат; | §7 (2) | ||
10. | Подготовка текстов на компьютере | Текстовая информация. | Аналитическая деятельность: соотносить этапы (ввод, редактирование, форматирование) создания текстового документа и возможности тестового процессора по их реализации; определять инструменты текстового редактора для выполнения базовых операций по созданию текстовых документов. | общее представление о тексте как форме представления информации; умение создавать несложные текстовые документы на родном языке; сформировать у школьников представление о компьютере как инструменте обработки текстовой информации; | §8 (1, 2) | |
11. | Подготовка текстов на компьютере | Объекты текстового документа. ПР №5 «Вводим текст» | Практическая деятельность: создавать несложные текстовые документы на родном и иностранном языках; выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами; осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора; оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста; создавать и форматировать списки; создавать, форматировать и заполнять данными | понятие о документе, об основных объектах текстового документа; знание основных правил ввода текста; умение создавать несложные текстовые документы на родном языке; | §9 (3, 4) | |
12. | Подготовка текстов на компьютере | Редактирование текста. ПР №6 «Редактируем текст» | представление о редактировании как этапе создания текстового документа; умение редактировать несложные текстовые документы на родном языке; | §9 (5) | ||
13. | Подготовка текстов на компьютере | Текстовый фрагмент и операции с ним. ПР №7 «Работа с фрагментами текста» | умение работать с фрагментами в процессе редактирования текстовых документов; | §8 (6) | ||
14. | Подготовка текстов на компьютере | Форматирование текста. ПР №8 «Форматируем текст» | Практическая деятельность: создавать несложные текстовые документы на родном и иностранном языках; выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами; осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора; оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста; создавать и форматировать списки; создавать, форматировать и заполнять данными | представление о форматировании как этапе создания текстового документа; умение форматировать несложные текстовые документы; | §8 (7) | |
15. | Подготовка текстов на компьютере | Табличное представление информации. | представление о структуре таблицы; умение создавать простые таблицы; | §9 (1) | ||
16. | Информация вокруг нас. | Табличное решение логических задач. ПР №9 «Создаём простые таблицы» | Практическая деятельность: создавать и форматировать списки; создавать, форматировать и заполнять данными таблицы; на основе построенных таблиц создавать диаграммы. | умение представлять информацию в табличной форме | §9 (2) | |
17. | Информация вокруг нас. | Наглядные формы представления информации | умение представлять информацию в наглядной форме; | §10 (1, 2) | ||
18. | Информация вокруг нас. | Диаграммы. ПР №10 «Строим диаграммы» | умение строить столбиковые и круговые диаграммы; | §10 (3) | ||
19. | Компьютерная графика | Компьютерная графика. ПР №11 «Изучаем инструменты графического редактора» | Аналитическая деятельность: выделять в сложных графических объектах простые (графические примитивы); планировать работу по конструированию сложных графических объектов из простых; определять инструменты графического редактора для выполнения базовых операций по созданию изображений; Практическая деятельность: использовать простейший (растровый и/или векторный) графический редактор для создания и редактирования изображений; создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами | умение создавать несложные изображения с помощью графического редактора; развитие представлений о компьютере как универсальном устройстве работы с информацией; | §11 (1) | |
20. | Компьютерная графика | Преобразование графических изображений ПР №12 «Работаем с графическими фрагментами» | умение создавать и редактировать изображения, используя операции с фрагментами; представления об устройстве ввода графической информации; | §11 (2) | ||
21. | Компьютерная графика | Создание графических изображений. ПР №13 «Планируем работу в графическом редакторе» | умение создавать сложные изображения, состоящие из графических примитивов; | §11 (1, 2) | ||
22. | Информация вокруг нас. | Систематизация информации. | Практическая деятельность: разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.; определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию. | представление об информационных задачах и их разнообразии; представление о двух типах обработки информации; | §12 (1, 2) | |
23. | Информация вокруг нас. | Списки – способ упорядочивания информации. ПР №14 «Создаём списки» | представление о списках как способе упорядочивания информации; умение создавать нумерованные и маркированные списки; | §12 (2) | ||
24. | Информация вокруг нас. | Поиск информации. ПР №15 «Ищем информацию в сети Интернет» | Практическая деятельность: осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку); сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них; систематизировать (упорядочивать) файлы и папки; | представление о поиске информации как информационной задаче; | §12 (3) | |
25. | Информация вокруг нас. | Изменение формы представления информации | Практическая деятельность: преобразовывать информацию из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую; перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи; | представление о кодировании как изменении формы представления информации; | §12 (4) | |
26. | Информация вокруг нас. | Преобразование информации по заданным правилам. ПР №16«Калькулятор» | Практическая деятельность: вычислять значения арифметических выражений с помощью программы Калькулятор; | представление об обработке информации путем ее преобразования по заданным правилам; | §12 (5) | |
27. | Информация вокруг нас. | Преобразование информации путём рассуждений | Практическая деятельность: преобразовывать информацию по заданным правилам и путём рассуждений; | представление об обработке информации путем логических рассуждений; | §12 (6) | |
28. | Информация вокруг нас. | Разработка плана действий. | Практическая деятельность: решать задачи на переливания, переправы и пр. в соответствующих программных средах. | представление об обработке информации путем разработки плана действий; | §12 (7) | |
29. | Информация вокруг нас. | Табличная форма записи плана действий. | представление об обработке информации путем разработки плана действий; | §12 (7) | ||
30. | Создание мультимедийных объектов | Создание движущихся изображений. ПР №17 «Создаём анимацию» | Аналитическая деятельность: Планировать последовательность событий на заданную тему; подбирать иллюстративный материал, соответствующий замыслу создаваемого мультимедийного объекта. Практическая деятельность: использовать редактор презентаций или иное программное средство для создания анимации по имеющемуся сюжету; создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения. | представление об анимации, как о последовательности событий, разворачивающихся по определенному плану; | §12 (8) | |
31. | Создание мультимедийных объектов | Создание анимации по собственному замыслу. | навыки работы с редактором презентаций; | §12 (8) | ||
32. | Выполнение итогового мини-проекта. ПР №18 «Создаем слайд-шоу» | представления об основных понятиях, изученных на уроках информатики в 5 классе; | Повторить §1-12 | |||
33. | Итоговое повторение | Итоговое тестирование | ||||
34-35 | Резерв учебного времени |
Тематическое планирование по предмету Информатика и ИКТ
6 класс
№ урока п/п | Тема раздела, количество часов | № урока в разделе | Тема урока | Возможные виды деятельности обучающихся | Планируемые предметные результаты | ДЗ |
Объекты и системы | ТБ. Объекты окружающего мира Пр.р.№1.Основные объекты ОС. | Аналитическая деятельность: анализировать объекты окружающей действительности, указывая их признаки — свойства, действия, поведение, состояния. Практическая деятельность: изменять свойства рабочего стола: тему, фоновый рисунок, заставку; изменять свойства панели задач. | Знать понятие объекта, множества, единичное имя, общее имя, свойства, действия, поведение, состояние объектов. | §1 | ||
2. | Компьютерные объекты. Пр.р.№2. Объекты файловой системы. | Аналитическая деятельность: анализировать основные компьютерные объекты. Практическая деятельность: узнавать свойства компьютерных объектов (устройств, папок, файлов) и возможных действий с ними; упорядочивать информацию в личной папке. | Знать понятия файл, папка. Умение работать (создание, копирование, перемещение, удаление, переименование) с объектами файловой системы. | §2(1) | ||
3. | Объекты и системы | Размер файла. Единицы измерения информации. | Оперировать единицами измерения количества информации. | §2(2, 3) | ||
4. | Отношение объектов и их множеств. Пр.р.№3 «Повторяем возможности графического редактора» | Аналитическая деятельность: выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами. Практическая деятельность: использовать графический редактор Paint для создания и редактирования изображений; создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами. | Знать понятия отношения; уметь выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами. | §3 (1, 2, 3) | ||
5. | Объекты и системы | Отношение «входит в состав». | Аналитическая деятельность: выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами. Практическая деятельность: использовать графический редактор Paint для создания и редактирования изображений; создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами. | Уметь определять отношение «входит в состав». | §3 (4) | |
6. | Отношение «является разновидностью». | Аналитическая деятельность: анализировать персональный компьютер как систему. Практическая деятельность: работать с готовыми фигурами. | Уметь определять отношение «является разновидностью». Умения выбора основания для классификации. | §4 (1, 2) | ||
7. | Классификация компьютерных объектов Пр.р.№4 «Повторяем возможности текстового процессора» | Аналитическая деятельность: осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации. Практическая деятельность: осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора; оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста. | Знать подходы к классификации компьютерных объектов; | §4 (3, 4) | ||
8. | Объекты и системы | Системы объектов. Пр.р.№5 «Графические возможности текстового процессора» | Аналитическая деятельность: приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем. Практическая деятельность: вставлять в текстовый документ рисунки; | Знать понятия системы, её состава и структуры; | §5 (1, 2) | |
9. | Система и окружающая среда. | Аналитическая деятельность: приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем. Практическая деятельность: вставлять в текстовый документ рисунки; создавать декоративные надписи. | Знать понятия системы, черного ящика; | §5 (3, 4) | ||
10. | Объекты и системы | Персональный компьютер как система. | Аналитическая деятельность: анализировать персональный компьютер как систему. Практическая деятельность: работать с готовыми фигурами. | Понятие интерфейса; представление о компьютере как системе; | §6 | |
11. | Контрольная работа №1 по теме «Объекты и системы» | |||||
12. | Информация вокруг нас | Как мы познаем окружающий мир. Пр.р. №6 «Создаем компьютерные документы» | Аналитическая деятельность: различать формы познания. Практическая деятельность: создавать несложные текстовые документы на родном и иностранном языках; создавать тексты с повторяющимися фрагментами; осуществлять поиск и замену фрагментов текста; вставлять символы, отсутствующие на клавиатуре. | Иметь представление об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире; | §7 | |
13. | Понятие как форма мышления. Пр.р. №7 «Конструируем графические объекты» | §8 (1, 2) | ||||
14. | Определение понятия. | Аналитическая деятельность: анализировать основные логические приёмы формирования понятий. Практическая деятельность: Конструировать и исследовать графические объекты средствами графического редактора Paint. | §8 (3) | |||
15. | Информационные модели | Информационное моделирование как метод познания. Пр.р.№8 «Создаем графические модели» | Аналитическая деятельность: анализировать цели моделирования; различать натурные и информационные модели. Практическая деятельность: строить графические модели объектов средствами текстового процессора. | Понимать сущность понятий «модель», «информационная модель»; различать натурные и информационные модели, приводить их примеры; | §9 | |
16. | Словесные информационные модели. Пр.р. №9 «Создаем словесные модели» | Аналитическая деятельность: приводить примеры словесных информационных моделей. классифицировать словесные модели по стилю Практическая деятельность: создавать словесные модели (описания); | Создавать словесные модели (описания); | §10 (1, 2, 3) | ||
17. | Информационные модели | Математические модели. Пр.р. №10 «Многоуровневые списки» | Аналитическая деятельность: приводить примеры словесных и математических информационных моделей. Практическая деятельность: создавать словесные модели (описания);решать математические задачи создавать многоуровневые списки. | «Читать» информационные модели (простые таблицы, круговые и столбиковые диаграммы, схемы и др; | §10 (4) | |
18. | Табличные информационные модели. Пр.р. №11 «Создаем табличные модели» | Аналитическая деятельность: приводить примеры табличных информационных моделей; различать типы таблиц. Практическая деятельность: создавать табличные модели; | Перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации; | §11 (1, 2) | ||
19. | Пр.р.№12«Решение логических задач с помощью нескольких таблиц». | Аналитическая деятельность: решение логических задач с помощью таблиц различать типы таблиц. Практическая деятельность: создавать табличные модели; создавать простые вычислительные таблицы, вносить в них информацию и проводить несложные вычисления. | Строить простые информационные модели объектов из различных предметных областей. | §11 (3, 4) | ||
20. | Информационные модели | Зачем нужны графики и диаграммы. Пр.р. №13 «Создаем диаграммы и графики» | Аналитическая деятельность: приводить примеры использования диаграмм и графиков при описании объектов окружающего мира. Практическая деятельность: создавать диаграммы и графики. | «Читать» информационные модели (простые таблицы, круговые и столбиковые диаграммы, схемы и др; | §12 (1, 2) | |
21. | Наглядное представление о соотношении величин. | Практическая деятельность: создавать диаграммы и графики. | Использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации; | §12 (3) | ||
22. | Многообразие схем. Пр.р. №14 «Создаем схемы, графы, деревья» | Аналитическая деятельность: приводить примеры использования схем, графов и деревьев при описании объектов окружающего мира. Практическая деятельность: создавать схемы, графы, деревья. | создавать схемы, графы, деревья. | §13 (1) | ||
23. | Контрольная работа №2 по теме «Информационное моделирование» | Аналитическая деятельность: приводить примеры использования схем, графов и деревьев при описании объектов окружающего мира. Практическая деятельность: Решение задач с использованием графов | Решать задачи с использованием графов | §13 (2, 3) | ||
24. | Алгоритмика | Что такое алгоритм | Аналитическая деятельность: приводить примеры алгоритмов; разрабатывать план действий для решения задач на переправы. Практическая деятельность: реализовывать план действий для решения задач на переправы. | Понимать смысл понятия «алгоритм», приводить примеры алгоритмов; | §14 | |
25. | Исполнители вокруг нас | Аналитическая деятельность: приводить примеры формальных и неформальных исполнителей; различать формы записи алгоритмов; придумывать задачи по управлению учебными исполнителями. Практическая деятельность: реализовывать план действий для решения задач в среде исполнителя Кузнечик. | Понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя»; приводить примеры формальных и неформальных исполнителей; осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем; | §15 | ||
26. | Формы записи алгоритмов | Аналитическая деятельность: выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны алгоритмы Практическая деятельность: применять формы записи алгоритмов при решении задач запись | Понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих алгоритмические конструкции «следование», «ветвление», «цикл»; подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую заданной ситуации; | §16 | ||
27. | Алгоритмика | Линейные алгоритмы. Пр.р. №15 «Создаем линейную презентацию» | Аналитическая деятельность: выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью линейных алгоритмов, Практическая деятельность: создание линейной презентации «Часы» уметь написать программу линейного алгоритма «Кузнечик» | Исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд; | §17 (1) | |
28. | Алгоритмы с ветвлениями. Пр.р. №16 «Создаем презентацию с гиперссылками» | Аналитическая деятельность: выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью алгоритмов с ветвлениями Практическая деятельность: составлять алгоритмы по управлению учебным исполнителем; создание презентации «Времена года» | Понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих алгоритмические конструкции «следование», «ветвление», «цикл»; подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую заданной ситуации; | §17 (2) | ||
29. | Алгоритмы с повторениями. Пр.р. №17 «Создаем циклическую презентацию» | Аналитическая деятельность: выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью алгоритмов с повторением. Практическая деятельность: составлять алгоритмы по управлению учебным исполнителем; | Разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.; | §17 (3) | ||
30. | Алгоритмика | Знакомство с исполнителем Чертежник. | Аналитическая деятельность: придумывать задачи по управлению учебными исполнителями. Практическая деятельность: реализовывать план действий для решения задач в среде исполнителя Чертёжник. | Реализовывать план действий для решения задач в среде исполнителя Чертёжник. | §18 (1, 2) | |
31. | Использование вспомогательных алгоритмов | Аналитическая деятельность: придумывать задачи по управлению учебными исполнителями. Практическая деятельность: реализовывать план действий для решения задач в среде исполнителя Чертёжник. | Реализовывать план действий для решения задач в среде исполнителя Чертёжник. | §18 (3) | ||
32. | Конструкция повторения | Аналитическая деятельность: придумывать задачи по управлению учебными исполнителями. Практическая деятельность: реализовывать план действий для решения задач в среде исполнителя Чертёжник. | Реализовывать план действий для решения задач в среде исполнителя Чертёжник. | §18 (4) | ||
33. | Контрольная работа №3 по теме «Алгоритмика» | Аналитическая деятельность: Обобщение пройденного материала Практическая деятельность: реализовывать план действий для решения задач в среде Алгоритмика | Применять полученные знания на практике | |||
34. | Итоговое повторение | Выполнение и защита итогового проекта. | Практическая деятельность: реализовывать план действий для решения задач в среде исполнителя Чертёжник. Публично защитить свой проект. | Реализовывать план действий для решения задач в среде исполнителя Чертёжник. Публично защитить свой проект. | ||
35. |