Создание процесса. Завершение процесса
Модель процесса
В этой модели все функционирующее на компьютере программное обеспечение, иногда включая собственно операционную систему, организовано в виде набора последовательных процессов,или, для краткости, просто процессов.Процессом является выполняемая программа, включая текущие значения счетчика команд, регистров и переменных. С позиций данной абстрактной модели, у каждого процесса есть собственный виртуальный центральный процессор. На самом деле, разумеется, реальный процессор переключается с процесса на процесс, но для лучшего понимания системы значительно проще рассматривать набор процессов, идущих параллельно (псевдопараллельно), чем пытаться представить себе процессор, переключающийся от программы к программе. Это переключение и называется многозадачностьюили мультипрограммированием.Поскольку процессор переключается между программами, скорость, с которой процессор производит свои вычисления, будет непостоянной и, возможно, даже будет отличной при каждом новом запуске процесса. Поэтому не следует программировать процессы, исходя из каких-либо жестко заданных временных предположений. Однако обычно многозадачный режим процессора, а также относительные скорости различных процессов не влияют на работу большинства процессов.
Различие между процессом и программой трудноуловимо и тем не менее имеет принципиальное значение. Воспользуемся следующей аналогией: представьте себе программиста, разбирающегося в кулинарии и пекущего торт на день рождения своей дочери. В его распоряжении есть рецепт торта, кухня, оборудованная всем необходимым, и ингредиенты для торта: мука, яйца, сахар, ванилин и т. п. Согласно этой аналогии, рецепт — это программа (то есть алгоритм, записанный в заданном виде), программист исполняет роль процессора, а ингредиенты торта являются входными данными. Процессом является следующая последовательность действий: программист читает рецепт, смешивает продукты и нечет торт.
Теперь представьте, что на кухню прибегает плачущий сын программиста и кричит, что его ужалила пчела. Программист отмечает, на чем он остановился (сохраняет текущее состояние процесса), находит справочник по оказанию первой помощи и действует в соответствии с инструкцией. Таким образом, наш процессор переключился с одного процесса (выпечка торта) на другой, с большим приоритетом (оказание первой помощи), и у каждого процесса есть своя программа (рецепт торта и справочник по оказанию первой помощи). После проведения всех необходимых процедур по борьбе с укусом пчелы программист возвращается к торту, продолжая с той операции, на которой он прервался.
Мы привели эту аналогию с целью показать, что процесс — это активность некоторого рода. У него есть программа, входные и выходные данные, а также состояние. Один процессор может переключаться между различными процессами, используя некий алгоритм планирования для определения момента переключения от одного процесса к другому.
Создание процесса. Завершение процесса.
Операционной системе необходим способ, позволяющий удостовериться в наличии всех необходимых процессов. Ниже перечислены четыре основных события, приводящие к созданию процессов.
Инициализация системы.
Выполнение изданного работающим процессом системного запроса на создание процесса.
Запрос пользователя на создание процесса.
Инициирование пакетного задания.
Обычно при загрузке операционной системы создаются несколько процессов. Некоторые из них являются высокоприоритетными процессами, то есть обеспечивающими взаимодействие с пользователем и выполняющими заданную работу. Остальные процессы являются фоновыми, они не связаны с конкретными пользователями, но выполняют особые функции. Например, один фоновый процесс может быть предназначен для обработки приходящей на компьютер почты, активизируясь только по мере появления писем. Фоновые процессы, связанные с электронной почтой, web-страницами, новостями, выводом на печать и т. п., называются демонами. В UNIX для вывода списка запущенных процессов используется программа ps. В Windows 95/98/Ме достаточно нажать CTRL-ALT-DEL. Процессы могут создаваться не только в момент загрузки системы, но и позже. Например, новый процесс (или несколько) может быть создан по просьбе текущего процесса. Создание новых процессов особенно полезно в тех случаях, когда выполняемую задачу проще всего сформировать как набор связанных, но тем не менее независимых взаимодействующих процессов. В UNIX существует только один системный запрос, направленный на создание нового процесса: fork (ветвление или вилка). Этот запрос создает дубликат вызываемого процесса. После выполнения запроса fork двум процессам — родительскому и дочернему — соответствуют одинаковые образы памяти, строки окружения и одни и те же открытые файлы. Обычно дочерний процесс выполняет системный вызов execve (или похожий) для изменения своего образа памяти и запуска новой программы. И в UNIX, и в Windows после создания нового процесса родительский и дочерний процессы имеют собственные различные адресные пространства. В UNIX начальное адресное пространство дочернего процесса является копией родительского, но сами адресные пространства различны, и перезаписываемая память совместно не используется.
После того как процесс создан, он начинает выполнять свою работу. Но ничто не длится вечно, даже процесс — рано или поздно он завершится, чаще всего благодаря одному из следующих событий:
Обычный выход (преднамеренно).
Выход по ошибке (преднамеренно).
Выход по неисправимой ошибке (непреднамеренно).
Уничтожение другим процессом (непреднамеренно).
В основном процессы завершаются по мере выполнения своей работы. После окончания компиляции программы компилятор выполняет системный запрос, чтобы сообщить операционной системе об окончании работы. В UNIX этот системный запрос — exit, а в Windows — ExitProcess.
Второй причиной завершения процесса может стать неустранимая ошибка. Например, если пользователь набрал на клавиатуре команду
сс foo.c
для компиляции программы foo.c, а соответствующего файла не существует, компилятор просто закончит работу.
Третьей причиной завершения процесса является ошибка, вызванная самим процессом, чаще всего связанная с ошибкой в программе. В качестве примера можно привести выполнение недопустимой команды, обращение к несуществующей области памяти и деление на ноль.
Четвертой причиной завершения процесса может служить выполнение другим процессом системного запроса на уничтожение процесса. В UNIX такой системный запрос — kill, а соответствующая функция Win32 — TerminateProcess. В обоих случаях «киллер» должен обладать соответствующими полномочиями по отношению к «убиваемому» процессу.