Моделирование и формализация
Формализация задач из различных предметных областей. Формализация текстовой информации. Представление данных в табличной форме. Представление информации в форме графа. Представление зависимостей в виде формул. Представление последовательности действий в форме блок-схемы.
Исследование моделей
Исследование учебных моделей: оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей). Исследование физических моделей. Исследование математических моделей. Исследование биологических моделей. Исследование геоинформационных моделей. Определение результата выполнения алгоритма по его блок-схеме.
Информационные основы управления
Моделирование процессов управления в реальных системах; выявление каналов прямой и обратной связи и соответствующих информационных потоков. Управление работой формального исполнителя с помощью алгоритма.
Информационные системы (5 часов)
Понятие и типы информационных систем. Базы данных. Системы управления базами данных. Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач.
Практическая работа (2часа)
Информационные системы. СУБД.
Знакомство с системой управления базами данных Access. Создание структуры табличной базы данных. Осуществление ввода и редактирования данных. Упорядочение данных в среде системы управления базами данных. Формирование запросов на поиск данных в среде системы управления базами данных. Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач.
Компьютер как средство автоматизации информационных процессов (5 часов)
Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров. Многообразие операционных систем.
Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи.
Программные средства создания информационных объектов, организация личного информационного пространства, защиты информации.
Программные и аппаратные средства в различных видах профессиональной деятельности.
Практическая работа (2 часа)
Компьютер и программное обеспечение.
Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тестирование компьютера. Настройка BIOS и загрузка операционной системы. Работа с графическим интерфейсом Windows, стандартными и служебными приложениями, файловыми менеджерами, архиваторами и антивирусными программами.
Повторение изученного в 10 классе (1 час)
Итоговое тестирование (1 час)
Требования к уровню подготовки выпускников
знать/понимать
1. Объяснять различные подходы к определению понятия "информация".
2. Различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации.
3.Назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей.
4. Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы.
5. Использование алгоритма как модели автоматизации деятельности
6. Назначение и функции операционных систем.
Уметь
1. Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники.
2. Распознавать информационные процессы в различных системах.
3. Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования.
4. Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.
5. Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий.
6. Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые.
7. Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных.
8. Осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.
9. Представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.)
10. Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля:
1. эффективной организации индивидуального информационного пространства;
2. автоматизации коммуникационной деятельности;
3. эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Формы контроля | Сроки |
Информация и информационные процессы – 9 часов | ||||
Инструктаж по технике безопасности. Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы. | Устный опрос Самостоятельная работа Практическая работа Тестирование | |||
П/р Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации. | ||||
Классификация информационных процессов. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. | ||||
Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации. | ||||
Поиск и систематизация информации. Методы поиска. Хранение информации, выбор способа хранения информации. | ||||
Передача информации в социальных, биологических и технических системах. | ||||
П/р Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие его автоматизации. | ||||
Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком. Управление системой как информационный процесс. | ||||
П/р Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике. Организация личной информационной среды. Защита информации. | ||||
Информационные модели – 13 часов | ||||
Моделирование как метод познания. Информационные (нематериальные) модели. Назначение и виды информационных моделей. | Устный опрос Самостоятельная работа Практическая работа Тестирование | |||
Объект, субъект, цель моделирования. Оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач из различных предметных областей) | ||||
Формализация задач из различных предметных областей | ||||
Формализация задач из различных предметных областей | ||||
Структурирование данных. Структура данных как модель предметной области. | ||||
Алгоритм как модель деятельности. Гипертекст как модель организации поисковых систем. | ||||
Модель процесса управления. Цель управления, воздействия внешней среды. | ||||
Управление как подготовка, принятие решения и выработка управляющего воздействия. Роль обратной связи в управлении. | ||||
Замкнутые и разомкнутые системы управления. Самоуправляемые системы, их особенности. | ||||
Понятие о сложных системах управления, принцип иерархичности систем. Самоорганизующиеся системы. | ||||
П/р Информационные основы управления. | ||||
П/р Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности. | ||||
Построение информационной модели для решения поставленной задачи | ||||
Информационные системы – 5 часов | ||||
Понятие и типы информационных систем. Базы данных. Системы управления базами данных. | Устный опрос Самостоятельная работа Практическая работа Тестирование | |||
П/р Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач. | ||||
П/р Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач. | ||||
П/р Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач. | ||||
Проектирование и разработка базы данных учебного характера. | ||||
Компьютер как средство автоматизации информационных процессов - 5 часов | ||||
Аппаратное и программное обеспечение компьютера. | Устный опрос Самостоятельная работа Практическая работа Тестирование | |||
П/р Архитектуры современных компьютеров. Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. | ||||
П/р Многообразие операционных систем. Файлы и файловая система. | ||||
П/р Программные средства создания информационных объектов, организации личного информационного пространства, защиты информации. | ||||
П/р Программные и аппаратные средства в различных видах профессиональной деятельности. | ||||
Повторение изученного в 10 классе (2 часа) | ||||
Повторение. Информация и информационные процессы. Информационные модели и системы. | Устный опрос Самостоятельная работа | |||
Итоговое тестирование по программе 10 класса | Тестирование |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа села Сосновый Солонец муниципального района Ставропольский Самарской области
«Согласовано» Председатель Управляющего Совета ______________/______________________________/ Протокол №___от «___»__________20 г. | «Утверждаю» Директор ГБОУ СОШ с. Сосновый Солонец. ________________ /А.М.Козлов/ Приказ №___от «___»__________20 г. |