Уточнение наследования классов

Уточняя определения классов и операций, стараемся увеличить степень наследуемости: чем больше классов находятся в отношении наследования, тем меньше функций, реализующих операции этих классов, необходимо будет запрограммировать.

Для увеличения степени наследуемости следует:

- Перестроить классы и операции.

- Выявить одинаковые (или взаимно однозначно соответствующие) операции и атрибуты классов и определить для этих классов абстрактный суперкласс.

- Использовать делегирование операций, когда наследование семантически некорректно.

Иногда одна и та же операция бывает определена в нескольких классах, что позволяет ввести общий суперкласс для этих классов, в котором и реализуется эта операция. Но чаще операции в разных классах бывают похожими, но не одинаковыми. В таких случаях нужно попытаться внести несущественные изменения в определения этих операций, чтобы они стали одинаковыми, т.е. имели одинаковый интерфейс и семантику. При этом можно использовать следующие приёмы:

- Если операции имеют одинаковую семантику, но разное число формальных параметров, можно добавить отсутствующие параметры, но игнорировать их при выполнении операции; например, операция отрисовки изображения на монохромный монитор не требует параметра цвет, но его можно добавить и не принимать во внимание при выполнении операции.

- Некоторые операции имеют меньше параметров потому, что они являются частными случаями более общих операций; такие операции можно не реализовывать, сведя их к более общим операциям с соответствующими значениями параметров; например, добавление элемента в конец списка есть частный случай вставки элемента в список.

- Одинаковые по смыслу атрибуты или операции разных классов могут иметь разные имена; такие атрибуты (операции) можно переименовать и перенести в класс, являющийся общим предком рассматриваемых классов.

- Операция может быть определена не во всех классах некоторой группы классов; можно тем не менее вынести её в их общий суперкласс, переопределив её в подклассах как пустую там, где она не нужна.

Использование делегирования операций можно пояснить на следующем примере (рис. 3.12). Класс стек близок классу список, причём операциям стека push и pop соответствуют очевидные частные случаи операций списка add и remove. Если реализовать класс стек как подкласс класса список, то придётся применять вместо операций push и pop более общие операции add и remove, следя за их параметрами, чтобы избежать записи или чтения из середины стека; это неудобно и чревато ошибками. Гораздо лучше объявить класс список телом класса стек (делегирование), обращаясь к операциям списка через операции стека.

б)
а)
Уточнение наследования классов - student2.ru

Рис. 3.12. Реализация стека с использованием наследования (а)

и делегирования (б)

При этом, не меняя класса список, мы заменяем его интерфейс интерфейсом класса стек.

Разработка зависимостей

Зависимости – это «клей» объектной модели: именно они позволяют рассматривать модель как нечто целое, а не просто как множество классов.

Односторонние зависимости можно реализовать с помощью ссылок (указателей) (рис. 3.13). При этом, если кратность зависимости равна единице, ей соответствует один указатель, если кратность больше единицы, то множество указателей.

Уточнение наследования классов - student2.ru

Рис. 3.13. Реализация односторонней зависимости

На рисунке 3.14 показан способ реализации двусторонней зависимости с помощью указателей.

Уточнение наследования классов - student2.ru

Рис. 3.14. Реализация двусторонней зависимости

На рисунке 3.15 показан способ реализации зависимости с помощью таблицы (как в реляционных базах данных).

Уточнение наследования классов - student2.ru

Рис. 3.15. Реализация зависимости с помощью таблицы

При реализации зависимостей с помощью указателей атрибуты зависимостей (связей) переносятся в один из классов, участвующих в зависимости.

Контрольные вопросы

1. Диаграммы потоков данных и их составляющие.

2. Описание операций в функциональной модели подсистемы.

3. Разработка архитектуры системы.

4. Разбиение системы на модули.

5. Выявление асинхронного параллелизма.

6. Распределение модулей и подсистем по процессорам и задачам.

7. Управление хранилищами данных.

8. Реализация управления программным обеспечением.

9. Понятие пограничных ситуаций и их виды.

10. Виды архитектур прикладных систем.

11. Разработка объектов (классов), составляющих систему.

12. Оптимизация разработки объектной модели.

13. Уточнение наследования классов.

 
  Уточнение наследования классов - student2.ru

4. Сравнительный анализ

Наши рекомендации