Сохранение целенаправленности
За прошедшие годы список продуктов, от производства которых отказался Джобс, значительно расширился. Теперь в нем как карманные, так и планшетные компьютеры и ЭВМ низкой производительности. Как заявил Джобс в интервью «Уолл-стрит джорнал»: «Я столь же горд тем, от чего мы отказались, как и тем, что мы сделали».
Лаборатории «Эппл» завалены образцами продуктов, никогда не выходивших за их пределы. Больше всего Джобс гордится тем, что отказался от выпуска предназначенного для замены «Ньютон» «электронного помощника» — карманного компьютера, работу над которым по его настоянию прекратили в 1998 году. Джобс допускает, что много думал о «наладоннике», но к тому времени, когда все было готово к выпуску — в начале XXI века, он решил, что время для этого формата уже прошло. Карманные компьютеры быстро вытеснялись мобильными телефонами со встроенными адресными книгами и календарями. В интервью «Уолл-стрит джорнал» Джобс отметил: «Мы, ощущая огромное давление, побуждающее нас делать КПК, призывали подождать. Ведь 90 процентов людей, использующих карманные компьютеры, хотят получить от них информацию, они редко вводят информацию в них, а это скоро будут делать мобильные телефоны». Он оказался прав, и айфон тому подтверждение. (Так же как «Палм», который, как выяснилось, не очень хорошо адаптирован к ситуации и теперь близок к краху.)
Было много предложений продать «Эппл» большому бизнесу, так называемому корпоративному рынку. Джобс отказался, так как продажа компании — даже если это позволило завоевать очень большой рынок — не входила в его планы. После возвращения Джобса «Эппл» стала ориентироваться на потребителей. Как пояснил Джобс: «„Эппл“ будет производить компьютеры для людей, а не для корпораций. Миру не нужен еще один „Делл“ или „Компак“».
Гораздо выгоднее продавать технику за 3000 долларов, чем за 500, даже если вы продаете ее в меньших объемах. «Эппл» в своей деятельности ориентировалась на середину и верхнюю часть ценового диапазона, в результате чего была получена самая большая чистая прибыль в отрасли: примерно 25 процентов. Чистая прибыль «Делл» составила всего около 6,5 процента, а у «Хьюлетт-Паккард» — около 5 процентов.
Летом 2007 года «Делл» считался крупнейшим производителем персональных компьютеров в мире и обеспечивал 30 процентов рынка США. «Эппл» принадлежало лишь третье место и менее 6,3 процента рыночной доли. Но в третьем квартале 2007 года прибыль «Эппл» достигла рекордной суммы — 818 миллионов долларов, в то время как «Делл», продавший в 5 раз больше единиц продукции, заработал лишь 2,8 миллиона долларов. Конечно, большая часть прибыли «Эппл» пришла от продажи айпод, а «Делл» находился в стадии реструктуризации, но «Эппл» тем не менее заработала больше на продаже элитных «Макбук-про» по 3500 долларов (примерно 875 долларов с каждого), чем «Делл» на продаже систем по 500 долларов (всего 25 долларов с каждой продажи). Именно поэтому «Делл» в 2006 году приобрел «Алиенвар» — компанию, выпускающую игровые ПК.
Хотя было ясно, что «Эппл» не пытается конкурировать с другими компьютерными компаниями и ориентируется на другой рынок, в течение многих лет бизнес компании измеряли количеством проданных изделий без учета цены. Успех на компьютерном рынке традиционно измеряют количеством, а не качеством. Занимающаяся анализом положения дел в данной индустрии рейтинговая компания «Гартнер» постоянно призывала «Эппл» уйти из бизнеса по производству аппаратного обеспечения, так как его доля на рынке в начале XXI века снизилась до самых низких показателей. Но «Эппл» искала самый прибыльный сегмент рынка, а не гналась за количеством реализованных изделий, правда, постепенно эта ситуация начинает меняться.