Указания руководителю практики от предприятия
Руководители практики от предприятия назначаются администрацией предприятия из числа опытных специалистов.
На период практики руководитель от предприятия:
– совместно с руководителем от кафедры уточняет программу практики и график ее проведения;
– подготавливает письмо руководителя принимающей организации о прохождении студентами учебно-ознакомительной практики (см. приложение В);
– готовит проект приказа, в котором студенты распределяются по подразделениям;
– обеспечивает инструктаж по охране труда и технике безопасности и решает вопросы, связанные с пропускным режимом;
– распределяет студентов по рабочим местам;
– проводит по расписанию консультации для студентов и чтение лекций;
– оказывает студентам содействие в подборе материалов и литературы для составления отчета по практике;
– контролирует соблюдение практикантами производственной дисциплины и сообщает руководителю практики от кафедры о случаях нарушения правил трудового распорядка;
– проверяет отчет студентов о практике и дает краткий отзыв, отмечая в нем выполнение студентом программы практики, отношение к работе, трудовую дисциплину и оценивает работу студента.
Самостоятельная работа студентов и требования к контролю
Содержание программы практики
В результате прохождения практики студент должен освоить и изложить в отчете материал по следующим основным разделам:
– анализ производственно-хозяйственной и управленческой деятельности предприятия;
– анализ деятельности предприятия в сфере, определенной индивидуальным заданием и выработка рекомендаций по совершенствованию этой деятельности.
Анализ производственно-хозяйственной и управленческой деятельности предприятия
При работе над первым разделом производственной практики студент должен собрать и проанализировать следующую информацию:
– характеристика материально-технической базы (здание, площадь, емкость, оборудование и т.п.);
– характеристика рынка (потенциал рынка, объем рынка, уровень насыщения рынка, распределение рынка между производителями, уровень стабильности потребности);
– цели деятельности предприятия и основные задачи;
– организационная структура управления и состав основных функциональных служб;
– внутренняя концепция, определенная целями предприятия, учитывающая возможности, угрозы, сильные и слабые стороны, степень конкурентоспособности;
– внешний образ компании, ее имидж, подчеркивающий экономическую и социальную ответственность компании перед партнерами, потребителями, общества в целом;
– характеристика выпускаемой продукции (номенклатура и ассортимент выпускаемых товаров или услуг, отличительные свойства по сравнению с аналогичной продукцией конкурентов);
– характеристика целевых рынков предприятия (признаки сегментирования, критерии выбора целевого рынка, позиционирование товара);
– характеристика маркетинговой деятельности предприятия: задачи, выполняемые маркетинговой службой, права и обязанности, её организационная структура и взаимосвязь службы маркетинга с другими подразделениями предприятия;
– характеристика основных потребителей, конкурентов, посредников, поставщиков;
– характеристика ценовой политики предприятия (факторы, влияющие на ценообразование, методы и стратегии ценообразования);
– характеристика сбытовой политики предприятия (каналы распределения, организация оптовой и розничной торговли, сервисное обслуживание);
– характеристика политики продвижения предприятия (коммуникационные связи предприятия с рынком, рекламная деятельность, основные средства стимулирования сбыта, PR-мероприятия, организация персональных продаж, оценка эффективности программы продвижения).
Индивидуальное задание
Тематика индивидуального задания на практику (см. приложение Г) выбирается студентом-практикантом самостоятельно, исходя из профессиональных интересов студента и специфики деятельности предприятия. Тематика индивидуального задания должна быть согласована с руководителями практики от кафедры и от организации в течение первой недели прохождения практики.
Рекомендуемая тематика индивидуального задания на практику представлена в приложении Г.
Студентом-практикантом по согласованию с руководителями практики может быть выбрана другая тема индивидуального задания.
Структура и содержание отчета
Отчет о практике составляется индивидуально каждым студентом и должен отражать его деятельность в период практики и подготовленность к профессиональной деятельности.
Цель отчета – определение степени полноты прохождения студентом программы практики. Отчет должен показать умение студента практически оценивать:
– эффективность управления организацией;
– организацию систем управления;
– совершенствование управления в соответствии с современными тенденциями его развития.
В отчете должны быть отражены итоги деятельности студента во время прохождения практики, дан анализ с выводами и предложениями.
Отчет о производственной практике включает два основных раздела: основной и индивидуальный.
В рамках первого раздела дается краткое описание предприятия и приводятся результаты анализа маркетинговой деятельности предприятия.
Содержание первого раздела включает изложение следующих разделов:
1.1. Характеристика предприятия
1. Краткое описание предприятия:
- название;
- форма собственности;
- вид деятельности.
2. Состав бизнес-портфеля:
- основные виды деятельности;
- географические границы и структура целевого рынка;
- наиболее значимые сегменты.
3. Основные показатели деятельности компании:
- занимаемая доля рынка;
- объемы производства и реализации;
- финансовые показатели;
- численность персонала.
1.2. Характеристика маркетинговой деятельности
1. Служба маркетинга (если службы нет, то кто выполняет эти функции):
- структура отдела;
- должностные инструкции (либо функционал) сотрудников отдела.
2. Информационная система маркетинга.
3. Анализ макросреды:
- STEP-анализ;
- отраслевой анализ.
4. Анализ микросреды:
- состав и структура потребителей, особенности их поведения на рынке, объемы, структура и периодичность закупок, характер потребления;
- состав и деятельность основных конкурентов, включая распределение рыночных долей, оценку интенсивности конкуренции, измерение и сопоставление конкурентоспособности предлагаемой продукции, используемых маркетинговых приемов и стратегий конкуренции;
- состав и структура поставщиков и посредников, особенности их взаимодействия с производителями (продавцами) продукции.
5. Анализ внутренней среды предприятия на основе SNW-анализа.
6. Стратегии маркетинга:
- SWOT-анализ;
- цели и стратегии маркетинга.
7. Операционный маркетинга:
- управление товарной политикой;
- управление ценовой политикой;
- управление системой распределения;
- управление системой продвижения.
8. Заключение о результативности маркетинга.
В рамках второго раздела выполняется индивидуальное задание. Каждый студент, выходя на практику, кроме программы и плана-графика, получает от своего руководителя практики индивидуальное задание. Примерная тематика индивидуальных заданий соответствует рабочим программам изучаемых дисциплин в разные периоды обучения. Тема индивидуального задания может корректироваться с учетом специфики задач базы практики.
Структура отчета должна быть следующей:
1. титульный лист;
2. содержание;
3. введение;
4. первая часть;
5. вторая часть
6. заключение;
7. литература;
8. приложения.
К отчету должен быть приложен отзыв с оценкой и дневник практики, подписанные руководителем практики от предприятия и заверенные печатью.
Введение должно обобщить собранные материалы и раскрыть основные вопросы и направления, которыми занимался студент на практике.
Основная часть включает в себя аналитическую записку по разделам программы практики: общая характеристика предприятия и индивидуальное задание.
В заключении приводятся общие выводы и предложения, а также краткое описание проделанной работы, проводится оценка полноты решений поставленных задач.
Таблицы, схемы, плановая, учетная, отчетная и другая документация могут быть представлены как по мере изложения вопроса, так и в конце отчета (как приложение). Они обязательно должны быть пронумерованы, снабжены единообразными подписями и описаны в отчете (с какой целью прилагаются, как используются на практике).
Отчет должен содержать практический материал, характеризующий деятельность предприятия, выводы и рекомендации студента-практиканта. В отчете по практике не допускается изложение теоретического материала, переписанного из учебников, монографий и периодических изданий.
Отчет должен содержать развернутые ответы на все вопросы, предусмотренные программой прохождения практики. Ответы должны быть проиллюстрированы схемами, графиками, таблицами, учетной и отчетной документацией и т.д.
В отчете необходимо описать, как изучался данный вопрос, какими документами, справочниками, нормами и нормативными актами пользовались и где они были взяты.
По окончании производственной практики студент в течение первой же недели представляет руководителю практики заполненный дневник с отзывом руководителя от предприятия и отчет. Данные об основных видах деятельности практиканта заносятся в дневник практики. Материалы по выполнению индивидуального задания по практике студент оформляет в произвольной форме. Дневник практики содержит следующие разделы:
• календарный план прохождения практики;
• наименование подразделения, где проходила практика;
• содержание разрабатываемых вопросов практики;
• выполненная работа за каждый день;
• список материалов, собранных студентом в период прохождения производственной практики.
По окончании практики дневник представляется руководителю практики от организации и подписывается им.