Инструментарий (instrumentation)
Посторонний фактор, включающий изменения в способах оценки и в действиях самих исследователей.
Инструментарий(instrumentation — I) включает в себя факторы, связанные с изменением в способах оценки. Иногда в процессе проведения эксперимента способы оценки совершенствуются. Применительно к эксперименту с действенностью рекламы это означает, что если для последующей оценки использовалась новая анкета, это могло привести к изменению полученных результатов. Представим себе, что объем продаж магазина измерен до и после размещения рекламы в торговом зале (независимый фактор). Если в промежуток времени между этими двумя измерениями (между О1 и О2) изменялась цена товаров безотносительно к проведению эксперимента, то имеют место изменения в инструментарии эксперимента, поскольку объем продаж до и после размещения рекламы определялся на основе различных цен за единицу товара. В этом случае изменение объема продаж (О2 — О}) можно отнести за счет изменения инструментария.
Как следует из изложенного выше, влияние изменений в инструментарии имеет место большей частью тогда, когда в процессе эксперимента проводятся замеры факторов - характеристик до и после изменения базисного фактора. Эффективность действий интервьюеров также бывает различной в различное время.
Статистическая регрессия
Статистическая регрессия (statistical regression)
Посторонний фактор, возникающий в том случае, если единицы наблюдения с крайними значениями показателей приближаются к средним значениям в процессе эксперимента.
Эффект статистической регрессии(Statistical Regression — SR) возникает в том случае, если единицы наблюдения с крайними значениями показателей приближаются к средним значениям в процессе эксперимента. В примере с определением действенности рекламы у отдельных респондентов возникло очень положительное или очень отрицательное отношение к продукту. После просмотра рекламы их отношение могло стать более умеренным. Отношение людей к различным вещам все время изменяется. У людей с ярко выраженным отношением амплитуда изменения последнего больше. Поэтому и вероятность его изменения выше. Это искажает результаты эксперимента, поскольку изменения отношения к продукту до и после просмотра рекламы могут в значительной степени объясняться действием фактора статистической регрессии, а не независимого фактора (рекламного ролика).
Отклонение выборки
Отклонение выборки, ошибка отбора (Selection Bias — SB)
Посторонний фактор, возникающий в результате неверного определения состава групп единиц наблюдения для оценки действия независимой переменной.
Отклонение выборки, ошибка отбора(Selection Bias — SB) возникает в результате неверного определения состава групп единиц наблюдения для оценки действия независимой переменной. Это отклонение возникает, когда порядок формирования групп единиц наблюдения приводит к созданию групп, отличающихся по какой-либо зависимой переменной еще до начала эксперимента. Если единицы наблюдения объединяются в группы по собственному выбору либо на основе произвольных указаний исследователя, возможно возникновение отклонения выборки. Например, представим себе эксперимент, в котором две рекламные выкладки товаров (новая и старая) размещаются в различных универмагах. Универмаги в этих двух группах могут изначально различаться по целому ряду значимых характеристик, например размеру торговой площади. Размер торговой площади способен влиять на объем продаж независимо от того, какая выставка — новая или старая — размещена в универмаге.
Убыль
Убыль (mortality)
Посторонний фактор, связанный с выбытием части единиц наблюдения в процессе эксперимента.
Убыль(mortality — МО) — фактор, связанный с выбытием части единиц наблюдения в процессе эксперимента. Это происходит по многим причинам, в том числе в связи с отказом части респондентов участвовать дальше в эксперименте. Убыль единиц наблюдения искажает результаты эксперимента, поскольку трудно определить, является ли реакция выбывших элементов на независимый фактор в среднем такой же, как и у оставшихся элементов. Возвращаясь к примеру с размещением рекламных выкладок в универмагах, представим, что три универмага, в которых размещены новые варианты выкладок, отказались потом в нем участвовать. Исследователь не может определить, был бы средний уровень продаж в этих универмагах в результате новых выкладок выше или ниже фактического, если бы они согласились продолжать эксперимент.
Различные типы посторонних факторов не взаимоисключающие. Они могут действовать одновременно и взаимодействовать. Например, сочетание факторов убыли, тестирования и зрелости характерно для ситуации, когда в результате проведения предварительной оценки отношения и убеждения людей изменяются в ходе эксперимента и когда присутствует значительная убыль респондентов из различных обследуемых групп.