ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №8 Тема: Разработка алгоритмов и программ методом пошаговой детализации обработки двумерных массивов. Организация ввода-вывода с помощью текстового файла
Цель:Развить умения разрабатывать алгоритмы и программы методом пошаговой детализации обработки двумерных массивов. Организация ввода-вывода с помощью текстового файла
Программное обеспечение: TURBO PASCAL 7.1
Оснащение:персональный компьютер, практикум
Время проведения: 2 уч. часа
Литература:
1. Немнюгин С.А. Turbo Pascal. Практикум. 2-е изд. СПб.: Питер, 2007. С. 86-112.
2. Немнюгин С. , Перколаб Л. Изучаем Turbo Pascal. СПб.: Питер, 2008. С. 106-133.
3. Павловская Т.А. Паскаль. Программирование на языке высокого уровня. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2008. С. 64-69.
ВОПРОСЫ ВХОДНОГО КОНТРОЛЯ:
1. Сформулируйте определение массива.
2. Приведите пример описания символьных данных.
3. Запишите структуру объявления одномерного, двухмерного массива.
4. Перечислите и приведите примеры допустимых операторов цикла.
КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
Для ввода и вывода числовых значений элементов массива используются циклы.
Пример.
For k := 1 To 13 Do Read(C[k]);
организует ввод 13 значений элементов массива С, а цикл
For k := 1 To 13 Do Write(C[k],' ');
вывод этих элементов.
Начальные значения элементов массива могут быть введены сразу с описанием массива как типизированная константа в разделе Const. При этом могут применяться также две формы описания:
Type имя типа = Array[тип индекса] Of базовый тип элементов;
Const имя константы : имя типа = (список констант);
или
Const имя константы : Array[тип индекса] Of базовый тип элементов = (список констант);
При описании типизированной константы типа "многомерный массив" константы каждой строки заключаются в отдельные скобки. Например, описание двухмерного массива со следующими начальными значениями:
2 3 15 4
7 18 23 5
1 9 11 10
32 16 6 4
будет выглядеть следующим образом:
Const M : Array[1..4,1..4] Of Byte = (( 2, 3, 15, 4),
( 7, 18, 23, 5),
( 1, 9, 11, 10),
(32, 16, 6, 4));
В языке Паскаль допускается использование массива в целом только в операторе присваивания вида:
M1 := M2;
где M1, M2 ― два однотипных массива одинаковой размерности.
Файлы
Процесс ввода с консоли весьма трудоемок, а результат вывода на консоль ― недолговечен. К счастью, существует более удобный способ записывать, хранить, пересылать и по необходимости считывать информацию из постоянной памяти компьютера. Для этого применяются файлы.
Файл ― это самостоятельная последовательность символов, записанная в постоянную память компьютера.
В английском языке слово "file" имеет вполне понятный смысл: "вереница", что очень хорошо отражает внутреннюю структуру любого файла. Файл ― это именно вереница символов, причем связанных в определенной последовательности: символы файла не могут по своему желанию перепрыгивать с одного места на другое. "Самостоятельность" файлов заключается в том, что они не зависят от работы какой-либо программы. И даже если выключить компьютер, файлы будут продолжать свое существование на винчестере или на дискете.
Файлы могут хранить в себе все, что поддается кодированию:
· исходные тексты программ или входные данные (тесты);
· машинные коды выполняемых программ (игры, вирусы, обучающие и сервисные программы, др.);
· информацию о текущем состоянии какого-либо процесса;
· различные документы, в том числе и Интернет-страницы;
· картинки (рисунки, фотографии, видео);
· музыку.
Когда нужно использовать файлы
· Файлы полезны, если объем входных данных превосходит посильный при ручном вводе. (Крайним является случай, когда входные или выходные данные заведомо не могут поместиться в оперативной памяти.)
· Файлы нужны, если приходится многократно вводить одну и ту же информацию, с минимальными изменениями или вовсе без изменений (например, при отладке программы).
· Файлы необходимы, если нужно сохранять информацию о результатах работы программы, полученных при вводе различных входных данных (то есть: при поиске ошибок в программе).
Например, если вашей программе необходимо получить два или три числа (пять - уже многовато) или строку длиной символов десять, вы вполне можете задавать такие данные с клавиатуры вручную. Если же вам (а еще вероятнее ― не вам, а некоему усредненному и потому посредственному оператору) придется вводить, скажем, массив чисел 10х10, то вероятность ошибки при ручном вводе возрастает многократно. Значит, возможность этой ошибки нужно исключить: записать данные в файл, который легко отредактировать в случае необходимости. Кроме того, однажды созданный файл можно использовать многократно (может быть, с незначительными изменениями).
Разновидности файлов
В языке Pascal имеется возможность работы с тремя видами файлов:
· текстовыми;
· типизированными;
· нетипизированными.
Последние два типа объединяются под названием бинарные: информация в них записывается по байтам и потому не доступна для просмотра или редактирования в удобных для человека текстовых редакторах, зато такие файлы более компактны, чем текстовые.
В отличие от бинарных, текстовые файлы возможно создавать, просматривать и редактировать "вручную" ― в любом доступном текстовом редакторе. Кроме того, при считывании данных из текстового файла нет необходимости заботиться об их преобразовании: в языке Pascal имеются средства автоматического перевода содержимого текстовых файлов в нужный тип и формат, и это позволяет сэкономить немало времени и сил.
Описание файлов
В разделе var переменные, используемые для работы с файлами (файловые переменные), описываются следующим образом:
var f1,f2: text; {текстовые файлы}
g: file of <тип_элементов_файла>; {типизированные файлы}
in, out: file; {нетипизированные файлы}