Вовочка (думает: «Очень хочется пить!») говорит: «Вера Ивановна, можно

выйти?»

Вера Ивановна (думает: «Наверное, он не знает урока и надеется, что за

оставшиеся 5 минут до конца урока я не успею его спросить.») говорит: «Вовочка,

к доске!»

Вы совершенно верно определили источник и приемник информации, кодирование и декодирование в данном примере. Вы догадались, что Вовочка и Вера Ивановна не поняли друг друга. Но причиной этого непонимания являются вовсе не помехи, хотя мы попыта­лись «внушить» вам эту идею.

Источником информации здесь являются мысли Вовочки. Он закодировал их словами по своему правилу. Если бы Вера Ивановна знала это правило, то она. конечно же, дала ему возможность «не умереть» от жажды. Но Вера Ивановна «обработала» слова Вовочки совсем по другому правилу. В этом-то все дело.

Очень часто в жизни нам приходится находить (угадывать, вычислять) правило, по которому происходит обработка информации. Попробуйте определить в следующих примерах правила обработки информации.

Входная информация   Выходная информация  
   
   
   
   

Ответ. Сумма минимальной и максимальной цифр числа.

Входная информация   Выходная информация  
   
   
   
   
   

Ответ. Количество цифр в числе.

Входная информация   Выходная информация  
   
   
   
   
   
   

Ответ. Максимальное целое, кратное трем, не превосходящее данное.

В приведенных ниже примерах каждый следующий элемент получен по некоторому правилу. Угадайте это правило.

• Победа, обеда, беда, еда, ... (Ответ. Отбрасывание первой буквы слова.)

• о, д, т, ч, п. ш, с, в. д, д, ... (Ответ. Начальные буквы названий натуральных чисел (один, два. три...))

• 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13. ... (Ответ. Каждое число, начиная с третьего, равно сумме двух предыдущих (числа Фибоначчи).)

Обрабатывать можно информацию любого вида. Правила обработки могут быть самыми разнообразными. Но всегда ли необходимо знать, как, по каким правилам входная информация преобразовывается в выходную?

· Дети не знают, что внутри у заводной игрушки. Им известно одно: заведи — она едет. (Вам-то, конечно, уже известно: на «входе» — энергия сжатой пружины, на «выходе» — движение колес.)

· Мама, ничего не знающая об устройстве телевизора, видит на экране помехи во время ее любимого сериала. Она начинает дергать и крутить его и так и этак, надеясь получить четкое изображение. Выражаясь языком кибернетики, она начинает манипулировать «входами», надеясь получить на «выходе» устранение препятствия.

Такие системы, в которых наблюдателю доступны лишь входные и выходные величи­ны, а структура и внутренние процессы неизвестны, назовемчерным ящиком. Не будет преувеличением сказать, что любая вещь, любой предмет, любое явление — любой познаваемый объект — всегда первоначально выступает как «черный ящик».

· Перед инженером стоит гарантийный компьютер. Разбирать его нельзя, но инженер должен решить, возвращать аппарат для ремонта или заменить новым.

· В практической деятельности врач сталкивается с внешними проявлениями бо­лезни, но истинное состояние организма больного ему неизвестно. Перед врачом задача «черного ящика».

Таким образом, «черный ящик» — это система, об устройстве и принципах деятель­ности которой мы ничего не знаем.

Совет. Вам легче будет жить, если на уроках вы будете применять принцип «черного ящика». Так, например, если учитель говорит вам, что при работе с клавиатурой компью­тера клавиша Shift служит для набора прописных букв, значит, так оно и есть. Не пытайтесь понять, из какого материала сделана эта клавиша, каков принцип работы клавиатуры и почему она называется Shift, а не С1г1.

Материал для запоминания

Обработка информации — преобразование информации из одного вида в другой, осуществляемое по строгим формальным правилам.

Наши рекомендации