Технология WWW. Общая характеристика WWW
В течение последних лет предпринималось немало попыток разработать концепцию универсальной информационной базы данных, в которой можно было бы не только получать информацию из любой точки земного шара, но и иметь удобный способ связи информационных сегментов друг с другом, так чтобы наиболее важные данные могли быть найдены. В 60-е годы исследования в этой области породили понятие "информационной Вселенной" (docuverse = documentation + universe), которая преобразила бы всю информационную деятельность, в частности в области образования. Но только в настоящее время появилась технология, воплотившая эту идею и предоставляющая возможности ее реализации в масштабе планеты.
WWW – это аббревиатура от "World Wide Web" ("Всемирная паутина"). Официальное определение World Wide Web звучит как мировая виртуальная файловая система – "широкомасштабная гипермедиа-среда, ориентированная на предоставление универсального доступа к документам".
Используя популярный программный интерфейс, проект WWW изменил процесс просмотра и создания информации. Идея заключается в том, что по всему миру хаотично разбросаны тысячи информационных серверов и любую машину, подключенную к Internet в режиме on-line, можно преобразовать в сервер и начинить его информацией. С любого компьютера, подключенного к Internet, можно свободно установить сетевое соединение с таким сервером и получить от него информацию.
Информационный сервер WWW использует гипертекстовую технологию. Для записи документов в гипертексте используется специальный, но очень простой язык HTML (Hypertext Markup Language), который позволяет управлять шрифтами, отступами, вставлять цветные иллюстрации, поддерживает вывод звука и анимации. В стандарт языка также входит поддержка математических формул.
Представление о гипертексте. Внешне гипертекст отличается от обычного текста тем, что часть слов или целые строки в нем, будучи выделены особым шрифтом или цветом, оказываются чувствительными к появлению на них указателя манипулятора "мышь". При попадании на такую область текста указатель (часто стрелочка) изменяет первоначальный вид, становясь, например, ладошкой. Щелчок "мыши" в таком положении приводит к инициированию какого-либо события, чаще всего к загрузке в программу просмотра нового документа, привязанного так называемой гипертекстовой ссылкой к выделенной строке текста. В результате у пользователя появляется возможность самому выбирать порядок просмотра тех или иных страниц, двигаясь по перемежающимся между собой нитям – паутинам ссылок. Если при этом компьютер подключен к глобальной сети Internet, то в сценарий просмотра могут входить ресурсы всего мира, доступ к которым происходит по протоколу работы с гипертекстом, или HTTP (Hyper Text Transfer Protocol). После сказанного становится понятным представление об этих ресурсах, как о Всемирной паутине.
Вся польза WWW состоит в создании гипертекстовых документов, и если вас заинтересовал какой-либо пункт в таком документе, то достаточно "ткнуть" в него курсором для получения нужной информации. Также в одном документе можно делать ссылки на другие, написанные другими авторами или даже расположенные на другом сервере. Одно из главных преимуществ WWW перед другими средствами поиска и передачи информации – "многосредность". В WWW можно увидеть на одной стороне одновременно текст и изображение, звук и анимацию.
WWW – это в настоящее время самый популярный и самый интересный сервис Интернет, самое популярное и удобное средство работы с информацией. Самое распространенное имя для компьютера в Интернет сегодня – www, больше половины потока данных Интернет приходится на долю WWW. Количество серверов WWW сегодня нельзя оценить сколько-нибудь точно, но по некоторым оценкам их более 300 тысяч. Скорость роста WWW даже выше, чем у самой сети Интернет.
Аппаратное обеспечение. Существенное влияние на производительность сервера оказывает объем оперативной памяти (RAM) и тип его процессора. Число пользователей, которых сервер может обслуживать одновременно, меняется в зависимости от типа открываемых ими сеансов и других факторов. Сервер может обслуживать в большем количестве тех пользователей, чьи сеансы меньше загружают его процессор. К числу таких сеансов относятся сеансы электронной почты.
Выбор ISP. Для подключения к Интернету необходим ISP (Internet Service Provider – Поставщик услуг Интернета). ISP представляет клиентам доступ к Интернету по телефонным линиям. Кроме того, ISP предоставляет услуги, такие, как аренда пространства на сервере и создание Web-страниц.
При выборе ISP основные критерии – местоположение, цена, надежность и набор предоставляемых сервисов.
Регистрация имени домена. Домены в Интернете различаются по уровням иерархии, например, в krasedu.krsk kras – домен второго уровня, а krsk – верхнего. Создавая домен, необходимо зарегистрировать его в руководящей организации, тогда имя домена будет включено в имя ее домена. Домены верхнего уровня классифицируют организации по типам (например: net – главные центры поддержки сети, edu – educational – образовательные, com – commercial – коммерческие), <country code> (любая страна, географическая единица).
Имя домена должно иметь смысл, легко запоминаться и вводиться с клавиатуры (например: compromat.ru, passion.ru, sporu.net, narod.ru), а также не использоваться другой организацией на Интернете.
Интернет – это главным образом возможность получить информацию в тот же момент, когда она нужна, то есть в режиме on-line. Но если нет возможности работать в on-line, то для доступа к услугам большинства информационных серверов Интернет можно воспользоваться электронной почтой, хотя в этом случае все будет происходить не так быстро, как в стандартном режиме telnet, ftp или WWW, о которых будет сказано ниже.
Общий принцип доступа к любому информационному ресурсу через электронную почту заключается в том, что пользователь посылает сообщение почтовому роботу (специальному почтовому серверу), который реализует стандартный доступ к ресурсу и отправляет ответ по почте пользователю (см. рис.).
|
|
|
return message connection
При такой схеме доступа общение между пользователем и почтовым роботом происходит в режиме работы электронной почты, а между почтовым роботом и сервером (ftp, wais или WWW) по протоколу робота этого сервера.
Отметим, что многие информационные ресурсы Сети имеют программы-роботы, которые способны общаться с почтовыми клиентами по приведенной схеме. Дадим краткую характеристику этим ресурсам.
Usenet – это система телеконференций Интернет. Система построена по принципу электронных досок объявлений, когда любой пользователь может поместить свою информацию в одну из групп новостей Usenet и эта информация станет доступной другим пользователям, которые подписаны на данную группу новостей. Именно этим способом распространяется большинство сообщений Интернет.
FTP – система файловых архивов (File Transfer Protocol) – это огромное распределенное (то есть расположенное на машинах сети, в том числе и функционирующих на разных платформах) хранилище всевозможной информации, накопленной за последние 10 – 15 лет в Сети.
World Wide Web – распределенная гипертекстовая информационная система– это последний хит Интернет, темпы развития которого стремительно нарастают.World Wide Web (WWW) представляет удобный доступ к большинству архивов Сети. Особенностью системы является механизм гипертекстовых ссылок, который позволяет просматривать материалы в порядке выбора этих ссылок пользователем. Многие интерфейсы данной технологии позволяют выбирать интересующие материалы простым нажатием кнопки манипулятора "мышь" на нужном слове или поле графической картинки. Система универсальных адресов позволяет проадресовать практически все информационные ресурсы Интернет. Многие издательства взяли WWW на вооружение для электронных версий своих журналов. В WWW существует большое количество различного рода каталогов, которые позволяют ориентироваться в сети, кроме того пользователи могут выполнять даже удаленные программы или смотреть фильм по сети. Такой сервис не обеспечивается другими информационными системами Интернет.
Gopher – это еще одна распределенная информационная система Интернет. В основу ее интерфейсов положена идея иерархических каталогов. Внешне Gopher выглядит как огромная файловая система, которая расположена на машинах сети. Первоначально Gopher задумывался как информационная система университета с информационными ресурсами факультетов, кафедр, общежитий и т.п. До сих пор основные информационные ресурсы . Gopher сосредоточены в университетах. Gopher считается простой системой, легкой в установке, администрировании, достаточно надежной и защищенной. В России Gopher-серверы не так распространены, как во всем мире: профессионалы предпочитают World Wide Web.
WAIS – это распространенная информационно-поисковая система Интернет. Воснову системы положен принцип поиска информации с использованием логических запросов, основанных на применении ключевых слов. Клиент "обшаривает" все серверы WAIS на предмет наличия в них документов, удовлетворяющих запросу.
LISTSERV – это, строго говоря, не сервис Интернет, а система почтовых списков сети BIT-NET (сеть образовательных учреждений). Однако это очень популярный ресурс в глобальных компьютерных сетях, и в Интернет существуют шлюзы для доступа к нему.
WHOIS – служба, содержащая информацию о пользователях сети, их электронные и обычные адреса, идентификаторы и реальные имена. В последнем случае дается краткое описание основных направлений их деятельности. WHOIS – распределенная система. Это означает, что запросы отправляются по всему множеству серверов WHOIS в Интернет, если только не указан адрес конкретного сервера.
TRICKLE – это доступ по почте к архивам FTP, который организован через специальный шлюз. Этот шлюз имеет специальные навигационные средства для поиска нужной информации в Сети, пользователь может вести с ним своеобразные диалог по почте, выбирая нужную информацию путем ввода специальных команд TRICKLE.
Поисковые машины Open Text Index, Alta Vista, Yahoo, Lycos, Google, а также отечественные (такие как, например, Yandex, Rambler) и другие представляют собой мощные информационно-поисковые системы, размещенные на серверах свободного доступа, специальные программы которых непрерывно в автоматическом режиме сканируют информацию Сети на основе заданных алгоритмов, проводя индексацию документов. В последующем поисковые машины предоставляют пользователю на основе созданных баз данных доступ к распределенной на узлах Сети информации через выполнение поискового запроса в рамках собственного интерфейса.
Электронная почта
Технология компьютерного способа пересылки и обработки информации, позволяющая поддерживать оперативную связь между сотрудниками, руководителями, учеными, деловыми людьми и всеми желающими, получила название электронной почты. Электронная почта (e-mail) – это специальный пакет программ для хранения и пересылки сообщений между пользователями ЭВМ. Посредством электронной почты реализуется служба безбумажных почтовых отношений. Она является системой сбора, регистрации, обработки и передачи любой информации (текстовых документов, изображений, цифровых данных, звукозаписи и т.д.) по сетям ЭВМ и выполняет такие функции, как редактирование документов перед передачей, их хранение в специальном банке, пересылка корреспонденции, проверка и исправление ошибок, возникающих при передаче, выдача подтверждения о получении корреспонденции адресатом, получение и хранение информации в собственном "почтовом ящике", просмотр полученной корреспонденции.
Электронная почта является услугой вычислительных сетей, и поставщики сетевых ОС комплектуют свои продукты средствами поддержки электронной почты.
Для большинства конкретных случаев использование электронной почты предполагает передачу сообщений через специальные "почтовые ящики", между которыми размещаются устройства обработки данных. "Почтовый ящик" – общая область памяти вычислительной сети, предназначенная для записи информации с помощью одной прикладной программы с целью ее дальнейшего использования другими прикладными программами, функционирующими в других узлах сети. Почтовый ящик представляет собой специально организованный файл для хранения корреспонденций. Он состоит из двух корзин: отправления и получения. Любой пользователь может обратиться к корзине получения другого пользователя и сбросить туда информацию, но просмотреть ее он не может. Из корзины отправлений почтовый сервер забирает информацию для рассылки другим пользователям. Каждый почтовый ящик имеет свой сетевой адрес. Для пересылки корреспонденции можно установить связь с почтовым ящиком в режиме on-line, например, по телефонным каналам. Этот способ неудобен, так как необходимо ждать, пока будет включена ЭВМ получателя.
Более распространенным методом является выделение отдельных компьютеров в качестве почтовых отделений, называемых почтовыми серверами. При этом все компьютеры получателей подключены к ближайшему почтовому серверу, получающему, хранящему и пересылающему дальше по сети почтовые отправления, пока они не дойдут до адресата. Отправка адресату осуществляется по мере его выхода на связь с ближайшим почтовым сервером в режиме off-line.
Электронная почта является чрезвычайно важным информационным ресурсом Интернет. Помимо того, что она представляет собой самое массовое средство электронных коммуникаций, через нее можно принять или послать сообщения еще в два десятка международных компьютерных сетей, часть из которых вовсе не имеют on-line сервиса (т.е. прямого подключения к Интернет).
Электронная почта во многом похожа на обычную почтовую службу. Корреспонденция подготавливается пользователем на своем рабочем месте либо программой подготовки почты, либо обычным текстовым редактором. Затем пользователь должен вызвать программу отправки почты (программа подготовки почты вызывает программу отправки автоматически), которая посылает сообщение на почтовый сервер отправителя. Тот в свою очередь посылает его на почтовый сервер адресата, где специальная программа занимается сортировкой почты и рассылкой ее по ящикам конечных пользователей. Почтовые серверы постоянно подключены к Сети, в то время как компьютеры участников переписки могут устанавливать соединение по необходимости. Кроме того, получить и отправить почту можно через разные серверы Интернет. При настройке программы работы с электронной почтой независимо от ее интерфейса необходима следующая информация от провайдера: имя сервера исходящей почты, имя сервера входящей почты, имя пользователя и пароль, а также типы протоколов, используемые при почтовом обмене.
Протокол Simple Mail Transfer Protocol (SMTP). Для работы электронной почты в Интернет специально разработан этот протокол, который является протоколом прикладного уровня.
Основой любой почтовой службы является система адресов. Без точного адреса невозможно доставить почту адресату. В Интернет принята система адресов, которая базируется на доменном адресе машины. Например, для пользователя delorean с адресом yandex.ru почтовый адрес будет выглядеть так:
Таким образом, адрес состоит из двух частей: идентификатора пользователя, который записывается перед знаком "коммерческого эй" – "@", и доменного адреса машины, который записывается после знака "@". Доменный адрес может быть двойным, например: kurilka.zzn.com.
POP3 (Post Office Protocol,версия 3). Протокол обмена почтовой информацией POP3 предназначен для разбора почты из почтовых ящиков пользователей на их рабочие места при помощи программ-клиентов. Если по протоколу SMTP пользователи отправляют корреспонденцию через Интернет, то по протоколу POP3 они получают корреспонденцию из своих почтовых ящиков на почтовом сервере в локальные файлы.
Для описания тела почтового сообщения разработан специальный стандарт Multipurpose Internet Mail Extension (MIME). Этот стандарт главным образом сориентирован на описание в заголовке письма структуры тела почтового сообщения и возможности составления письма из информационных единиц различных типов.
Социальные сети
Современные условия требуют постоянного общения людей друг с другом. Хотя мобильная связь практически остается на первом месте, общение по Интернету с помощью такой программы, как Skype, а также использование с этой целью так называемых некоммерческих социальных сетей не менее актуально.
Некоторые сети разработаны в США. Это такие популярные сети, как Twitter (2012 г.), Facebook (2004 г.). Отечественные сети – "ВКонтакте", "Одноклассники" также пользуются большой популярностью. В них размещаются фото- и видеоматериалы, поздравления, личные впечатления и др., организуются форумы.
Существует немало сетей, объединяющих группы людей по интересам (музыкальные сети, путешествия и пр.). Для обмена фото- и видео информацией создан такой известный сайт, как YouTube.com (владелец – компания Google). На сайте vtravin.ru делятся своим опытом, советуют или спрашивают водители авто-мототранспортных средств.
Администрация и владельцы социальных сетей обязаны следить за тем, чтобы их пользователи соблюдали определенные правила, включающие недопущение ненормативной лексики, размещаемой на своей страничке, взаимных оскорблений и прочие ограничения. К сожалению, не всегда и не все пользователи ведут себя добропорядочно. В таких случаях администратор сайта вправе наказать пользователей, регулярно нарушающих эти правила, например, заблокировав соответствующий аккаунт на некоторое время или навсегда. И еще огорчает безграмотность некоторых пользователей, как в отношении орфографии и синтаксиса русского языка, так и в отношении правильности постановки фраз и предложений. Конечно, "двоек" за это не ставят, да и администрация сайта за подобные вещи не наказывает. Но такой человек позорит и самого себя, и своих учителей, которые его обучали в школе, выставляя напоказ свою безграмотность, нисколько при этом не стыдясь и не задумываясь о том, что он попросту не вполне культурный человек, потому что пишет то, что считает нужным, и так, как считает нужным. Следует заметить, что и в СМС-сообщениях нередко обнаруживаются грамматические и синтаксические ошибки.
За содержание текста на своей (или на любой другой) страничке ответственность, вплоть до уголовной, может нести ее владелец или отправитель. Это же правило распространяется и на авторов СМС-сообщений. Ошибаются те, кто думает, что в подобных случаях человека трудно будет "вычислить", особенно если будто бы вовремя удалить аккаунт или СМС-сообщение. Эта информация уже поступила ее адресату, и источник ее – та страница (или e-mail адрес), с которой она отправлена, либо мобильный телефон, номер СИМ-карты которого определился в телефоне адресата. А по этим данным отправителя такой информации найти и впоследствии наказать будет не так уж и сложно – доказательная база вполне достаточная.
Современный Интернет –сейчас это не только поиск информации и электронная почта. Это и многочисленные интернет-магазины, и справочные системы, заказы путевок или билетов на поезд или самолет, оплата услуг ЖКХ, различные банковские операции, поиск потерянных или украденных гаджетов (как правило, планшетов или смартфонов) и многое другое. Интернет стал неотъемлемой часть нашей повседневной жизни. Возможно поэтому все чаще доступ в Сеть становится для нас бесплатным (имеется в виду бесплатное беспроводное подключение к Интернету посредством функции Wi-Fi, которой обладают практически все современные портативные компьютеры и смартфоны, во многих парках, кафе, маршрутных транспортных средствах и пр.). Осуществляется также и обучение населения работе в Интернет. Для учащейся молодежи – в рамках занятий по соответствующим дисциплинам в учебных заведениях (школах, техникумах, вузах), для работающих – в рамках курсов повышения квалификации, а для пенсионеров – в рамках различных социальных программ при районных администрациях. Все это является составной частью программы перехода нашей страны к информационному обществу.
Однако Интернет несет и негативные последствия. Вот одно из характерных. Интернет подобно наркотику "затягивает" некоторых своих пользователей и они, чрезмерно увлекаясь, порой практически бестолковой работой в Сети, становятся, как говорят, "интернет-зависимыми". И это уже превращается в болезнь, и весьма серьезную. Полное отключение Интернета, как один из выходов из этой ситуации, недопустимо ни с какой точки зрения. Здесь следует искать другие пути, нужен комплексный подход к решению этой проблемы. Это – задача для многих специалистов: ученых, медиков, педагогов. Но и сами пользователи, попавшие под интернет-зависимость, должны также стремиться от этой зависимости избавиться. Без этого проблему решить будет просто невозможно.
Еще одно из негативных последствий Интернета – так называемое интернет-мошенничество. Разновидностей этого вида мошенничества много, но все сводятся к тому, что обмануть неудачного клиента, выманив у него средства, ничего или почти ничего не дав ему взамен. Этим занимаются не только физические лица, но и так называемые фирмы-однодневки. Чего проще – создать сайт, предложить товар или услугу, получить за нее оплату, после чего благополучно закрыть сайт, чтобы впоследствии вновь открыть его под другим адресом. И при этом совершенно не знать и не догадываться, чьи деньги были принесены в жертву мошенникам. Им совершенно безразлично, кого обмануть. А пользователям Сети совет: прежде всего не доверять владельцам сайтов, требующих предоплату за товар или услугу или отправку СМС-сообщений с мобильного телефона за скачивание нужной информации (с целью отправить обратное СМС, плата за которое может оказаться немалой). Такие требования обычно и выставляют мошенники, чтобы, получив требуемый перевод, прекратить дальнейшие отношения с заказчиком. Доверять следует только проверенным организациям, зарекомендовавшим себя с добропорядочной стороны.