Тема 4. Асимметричные криптосистемы

Цели и задачи изучения темы

Целью данной темы является рассмотрение вопросов построения асимметричных криптосистем, хэш-функций и электронных цифровых подписей.

Алгоритмы шифрования с открытым ключом

Одной из основных проблем при практическом использовании рассмотренных симметричных систем шифрования является проблема распределения секретных ключей между абонентами и проблема хранения этих ключей.

Для решения этих проблемы на основе результатов, полученных классической и современной алгеброй, были предложены асимметричныекриптосистемы. Суть их состоит в том, что каждым адресатом информационного обмена генерируются два ключа, связанные между собой по определенному правилу. Один ключ объявляется открытым, а другой закрытым. Открытый ключ публикуется и доступен любому, кто желает послать сообщение адресату. Секретный ключ сохраняется в тайне.

Все асимметричные криптографические системы основаны на использовании односторонних функций с секретом.

Рассмотрим в общем виде принцип использования односторонних функций с секретом для шифрования сообщений. Каждый абонент криптосистемы выбирает некоторую одностороннюю функцию Тема 4. Асимметричные криптосистемы - student2.ru с секретом k. Функции Тема 4. Асимметричные криптосистемы - student2.ru всех абонентов заносятся в общедоступный справочник, но значение секрета k каждый абонент, как и следует из названия, держит в секрете. Если абонент B хочет переслать сообщение M абоненту A, он извлекает из справочника функцию Тема 4. Асимметричные криптосистемы - student2.ru абонента A и с ее помощью вычисляет C = Fk(M). Шифртекст C пересылается абоненту A, который по нему вычисляет исходное сообщение M, обратив функцию Тема 4. Асимметричные криптосистемы - student2.ru с помощью секрета k. Расшифровать сообщение может только абонент A, поскольку кроме него никто не знает секрет k.

Обычно функции шифрования Тема 4. Асимметричные криптосистемы - student2.ru для разных абонентов вычисляются по одному и тому же заранее установленному алгоритму, но в зависимости от некоторого параметра. У каждого абонента такой параметр свой. Этот параметр называется открытымключом данного абонента, поэтому асимметричные криптосистемы называют также криптосистемами с открытым ключом.

Наиболее известными криптосистемами с открытым ключом являются RSA, Диффи-Хеллмана, Эль Гамаля и криптосистема на основе эллиптических кривых.

Криптосистема RSA

Алгоритм RSA предложили в 1978 г. три автора: Р.Райвест (Rivest), А.Шамир (Shamir) и А.Адлеман (Adleman). Алгоритм получил свое название по первым буквам фамилий его авторов. Алгоритм RSA стал первым полноценным алгоритмом с открытым ключом, который может работать как в режиме шифрования данных, так и в режиме электронной цифровой подписи.

Надежность алгоритма основывается на трудности факторизации больших чисел.

В криптосистеме RSA открытый ключ e, секретный ключ d открытый текст М и шифртекст С принадлежат множеству целых чисел

Тема 4. Асимметричные криптосистемы - student2.ru

где N – модуль: Тема 4. Асимметричные криптосистемы - student2.ru . Здесь Р и Q – случайные большие простые числа. Для обеспечения максимальной безопасности выбирают Р и Q равной длины и хранят в секрете.

Множество ZN с операциями сложения и умножения по модулю N образует арифметику по модулю N.

Число e выбирают случайным образом так, чтобы выполнялись условия:

Тема 4. Асимметричные криптосистемы - student2.ru ,

Тема 4. Асимметричные криптосистемы - student2.ru ,

где Тема 4. Асимметричные криптосистемы - student2.ru – функция Эйлера, НОД(a,b) – наибольший общий делитель чисел a и b. Функция Эйлера Тема 4. Асимметричные криптосистемы - student2.ru указывает количество положительных целых чисел в интервале от 1 до N, которые взаимно просты с N. Второе из указанных выше условий означает, что e и функция Эйлера Тема 4. Асимметричные криптосистемы - student2.ru должны быть взаимно простыми. Это гарантирует существование величины d, такой, что

Тема 4. Асимметричные криптосистемы - student2.ru или Тема 4. Асимметричные криптосистемы - student2.ru .

В RSA число e рассматривают как открытый ключ и используют для шифрования данных, а d – как секретный ключ для расшифрования.

Вычислить секретный ключ d по известным значениям e и Тема 4. Асимметричные криптосистемы - student2.ru можно с помощью расширенного алгоритма Евклида, который позволяет решить следующую задачу: даны целые неотрицательные числа a и b ( Тема 4. Асимметричные криптосистемы - student2.ru ), найти целые x, y, c, такие, что ax + by = c, где c = НОД(a,b).

Приведем его описание.

НА ВХОДЕ: два неотрицательных числа a и b: Тема 4. Асимметричные криптосистемы - student2.ru

НА ВЫХОДЕ: c = НОД(a, b) и целые x, y: ax + by = c.

1. Положить x2:=1, x1:=0, y2:=0, y1:=1

2. Пока b > 0 выполнят шаги 2.1 и 2.2

2.1. q:=a div b, r:=a – qb, x:=x2 – qx1, y:=y2 – qy1

2.2. a:=b, b:=r, x2:=x1, x1:=x, y2:=y1, y1:=y

3. Положить c:=a, x:=x2, y:=y2 и возвратить (c, x, y). Конец.

Нахождение d сводится к выполнению указанного алгоритма при значениях входных параметров a = Тема 4. Асимметричные криптосистемы - student2.ru и b = e. В этом случае искомое значение d есть выходной параметр y.

В RSA преобразование шифрования определяет шифртекст С через пару (открытый ключ e, открытый текст М) в соответствии со следующей формулой:

Тема 4. Асимметричные криптосистемы - student2.ru .

В качестве алгоритма быстрого вычисления значения С используют ряд последовательных возведений в квадрат целого М и умножений на М с приведением по модулю N.

Обращение функции Тема 4. Асимметричные криптосистемы - student2.ru , т.е. определение значения М по известным значениям С, e и N, практически не осуществимо при Тема 4. Асимметричные криптосистемы - student2.ru .

Однако обратную задачу можно решить, используя пару (секретный ключ d, шифртекст С) по следующей формуле:

Тема 4. Асимметричные криптосистемы - student2.ru .

Рассмотрим конкретный пример:

1) Выбрать два простых числа: P = 7, Q = 17;

2) Вычислить Тема 4. Асимметричные криптосистемы - student2.ru ;

3) Вычислить Тема 4. Асимметричные криптосистемы - student2.ru ;

4) Выбрать е так, чтобы е было взаимнопростым с Тема 4. Асимметричные криптосистемы - student2.ru и меньше, чем Тема 4. Асимметричные криптосистемы - student2.ru : пусть е = 5;

5) Определить d так, чтобы Тема 4. Асимметричные криптосистемы - student2.ru и d < 96: d = 77, т.к.
77×5 = 385 = 4×96 + 1;

6) Зашифровать сообщение М = 19:
Тема 4. Асимметричные криптосистемы - student2.ru ;

7) Расшифровать C = 66: Тема 4. Асимметричные криптосистемы - student2.ru .

Общая процедура шифрования/расшифрования в криптосистеме RSA представляет собой следующую последовательность действий.

1. Получатель сообщения формирует значения Тема 4. Асимметричные криптосистемы - student2.ru , e и d, так, как было описано выше. Параметры N и e являются общедоступными, и могут быть распространенны по незащищенному каналу связи. Параметры P, Q и d являются секретными.

2. Отправитель сообщения, зная N и e, осуществляет шифрование сообщения. Если открытый текст представляет собой число Тема 4. Асимметричные криптосистемы - student2.ru , то он разбивается на блоки, каждый из которых может быть представлен в виде числа Тема 4. Асимметричные криптосистемы - student2.ru . Каждый такой блок подвергается преобразованию:

Тема 4. Асимметричные криптосистемы - student2.ru .

В итоге получается шифртекст Тема 4. Асимметричные криптосистемы - student2.ru , который отправляется получателю.

3. Получатель расшифровывает принятый шифртекст Тема 4. Асимметричные криптосистемы - student2.ru , используя секретный ключ d по формуле:

Тема 4. Асимметричные криптосистемы - student2.ru .

В результате получается последовательность чисел Тема 4. Асимметричные криптосистемы - student2.ru , которые представляют собой открытый текст M.

Наши рекомендации