Описание переменных в разных языках
Вид описания | Бейсик | Паскаль | Си++ |
Синтаксис оператора | Dim Имя [As Тип] | Var Имя: Тип; | Тип Имя; |
Пример – I и J – целого типа | Dim I As Integer, J% | Var I, J: Integer | Int I, J; |
По области действия переменные различаются на локальные и глобальные. Чаще всего переменные являются локальными, их область действия распространяется на текущий участок программы, в котором они описываются. Например, переменные, описанные на уровне процедуры, доступны только в данной процедуре. А описанные на уровне модуля - для всех процедур в данном модуле. Глобальные переменные доступны из любого места программы.
Для повышения производительности и качества работы программистов необходимо описывать данные в виде, максимально приближенном к их реальным аналогам. Тип данных, позволяющий хранить вместе под одним именем несколько переменных, называется сложным, или структурированным. Каждый язык программирования имеет свои структурированные типы. Рассмотрим структуру, объединяющую элементы одного типа данных, — массив.
Массивы — последовательности однотипных элементов, число которых фиксировано и которым присвоено одно имя. В качестве аналога можно представить шкаф, содержащий множество пронумерованных ящиков («Ящик № 1», «Ящик № 2», «Ящик № 3» и т.д.; «Ящик» — общее имя всех его элементов). Доступ к содержимому конкретного ящика (элементу массива) осуществляется после выбора ящика по его номеру (индексу). Положение элемента в массиве однозначно определяется его индексами (одним, в случае одномерного массива, или несколькими, если массив многомерный). Например, Ящик(3) = Ящик(1)+ Ящик(2). Иногда массивы называют векторами.
Другим сложным типом являются структуры (записи), состоящие из полей разного типа. Например, структура Студент может состоять из полей Фамилия, Курс, ГодРождения, Пол и др. Доступ к содержимому структуры осуществляется указанием имени структуры и, через точку, имени поля. Например, Студент.Курс=1
Синтаксис операторов описания массивов и структур представлен в таблице 19. Можно создавать массивы, состоящие из структур, и структуры, состоящие из массивов. В результате удаётся организовать структуры данных произвольной сложности: списки, деревья и др.
Таблица 19
Синтаксис операторов описания сложных типов переменных
Тип | Бейсик | Паскаль | Си++ |
Массив | Dim Имя(размер) As Тип | Var Имя: array[от..до] of Тип; | Тип Имя[размер]; |
Структура (запись) * | Type ИмяСтруктуры ИмяПоля1 As Тип … ИмяПоляN As Тип End Type | record ИмяПоля1: Тип; … ИмяПоляN:Тип; end; | Struct ИмяСтруктуры { Тип ИмяПоля1; … Тип ИмяПоляN; }; |