СКВОЗНОЙ ПРИМЕР. ВЫБОР УНИВЕРМАГА. Влияние метода проведения опроса на разработку анкеты
Влияние метода проведения опроса на разработку анкеты
Почтовая анкета
Пожалуйста, проранжируйте следующие магазины в порядке их предпочтения при осуществлении покупок. Начните с выбора наиболее понравившегося магазина и присвойте ему число 1. Затем выберите магазин, находящийся согласно вашим предпочтениям на втором месте, и присвойте ему число 2. Продолжите эту процедуру до тех пор, пока в соответствии с вашими предпочтениями не будут проранжированы все магазины. Наименее предпочтительному магазину должна быть присвоена оценка 10.
Никакие два магазина не могут иметь одинаковый ранг.
Критерий предпочтений полностью зависит от вас. Нет правильных или неправильных ответов. Просто постарайтесь быть последовательными.
Магазин Место
1. Lord & Tailor ________________
2. Macy's ________________
3. Kmart ________________
4. Rich's ________________
5. J.C. Penney ________________
6. Neiman-Marcus ________________
7. Target ________________
8. Saks Fifth Avenue ________________
9. Sears ________________
10. Wal-Mart ________________
Опрос по телефону
Я прочитаю вам названия некоторых универмагов. Расставьте их по порядку в зависимости от ваших предпочтений. Используйте десятибалльную шкалу, где 1 означает не очень большое предпочтение, 10 — высокую степень предпочтения. Числа между 1 и 10 отражают среднюю степень предпочтения. Помните, чем выше число, тем больше предпочтительность. Сейчас, пожалуйста, оцените ваши предпочтения по отношению к магазину
… (Читайте по одному названию магазинов)
Магазин Не очень предпочтителен Очень предпочтителен
1. Lord & Tailor 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
2. Macy's 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
3. Kmart 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
4. Rich's 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
5. J.C. Penney 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
6. Neiman- Marcus 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
7. Target 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
8. Saks Fifth Avenue 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
9. Sears 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
10. Wal-Mart 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Личный опрос
(Выдайте респонденту карточки универмагов.)Перед вами набор названий универмагов, каждое из которых размещено на отдельной карточке. Пожалуйста, просмотрите их внимательно. (Дайте респонденту время.)Пожалуйста, еще раз просмотрите карточки и выберите ту, на которой написано название наиболее понравившегося универмага, т.е. того, в котором вы охотнее всего делаете покупки. (Запишите название магазина и заберите карточку.)Сейчас, пожалуйста, просмотрите оставшиеся карточки. Из оставшихся девяти магазинов выберите наиболее предпочтительный для совершения покупок. (Повторяйте процедуру до тех пор, пока не останется одна карточка.)
1 ____1____ ______________________________________
2 ____2____ ______________________________________
3 ____3____ ______________________________________
4 ____4____ ______________________________________
5 ____5____ ______________________________________
6 ____6____ ______________________________________
7 ____7____ ______________________________________
8 ____8____ ______________________________________
9 ____9____ ______________________________________
10 ___10____ ______________________________________
Анкета для опроса в Internet и по электронной почте похожа на вариант почтового опроса. При всех этих способах анкета заполняется самостоятельно.
В примере проекта "Выбор универмага" ранжирование 10 магазинов — слишком сложная задача для телефонного опроса. Оценивание проводится проще, когда респондент при оценке предпочтений видит перед собой названия всех магазинов одновременно. Поэтому для личного опроса желательно использовать карточки. Инструкции интервьюеру (напечатанные жирным шрифтом) для личного опроса более обширны. Другое различие заключается в том, что в почтовых и электронных опросах расставляют ранги объектам, в личном опросе записывают названия магазинов. Способ проведения интервью влияет также на содержание вопросов.
СОДЕРЖАНИЕ ВОПРОСОВ АНКЕТЫ
Определив необходимую информацию и метод опроса, приступают к определению содержания отдельных вопросов: какие именно вопросы должны быть включены в анкету.
Необходим ли вопрос
Каждый вопрос в анкете должен предназначаться для получения необходимой информации или служить конкретной цели. Если ответ на вопрос не несет в себе важной информации, его следует исключить из анкеты.
В некоторых ситуациях, однако, можно задавать вопросы, напрямую не связанные с получением необходимой информации. В начале анкеты полезно помещать нейтральные вопросы для установления контакта и взаимосвязи с респондентом, особенно если тема исследования противоречива и способна вызвать сильную эмоциональную реакцию. Иногда такого рода вопросы задаются, чтобы завуалировать цель исследования или скрыть заказчика, финансирующего проведение опроса. Вместо оценки одной торговой марки могут быть вопросы, связанные со сравнением нескольких торговых марок, чтобы скрыть организатора. Например, исследование рынка персональных компьютеров IBM может также включать дополнительные вопросы о продукции компаний Dell, Compaq и Apple. В то же время некоторые вопросы для увеличения надежности и достоверности результатов дублируются [7].