Особенности третьего издания
ВСТУПЛЕНИЕ
Написание данной книги продиктовано необходимостью создания такого учебника по курсу "Маркетинговые исследования", который был бы одновременно всесторонним, прикладным и удобным для управления исследованиями, сбалансировано анализируя как качественные, так и количественные методы проведения маркетинговых исследований. Эта книга написана для специалистов по маркетинговым исследованиям. Она отражает современные тенденции в международном маркетинге, этике, использовании Internet и компьютеров, а также концентрирует наше внимание на практике проведения маркетинговых исследований на примере компании Burkeи других организаций, проводящих маркетинговые исследования.
Отзывы на 1-е и 2-е издания весьма благоприятны; более чем 100 университетов Соединенных Штатов Америки используют ее в учебном процессе. Более того, опубликовано международное издание, а также издания в Австралии и Новой Зеландии, осуществлен перевод на испанский язык. Сейчас готовится европейское издание. Хочу выразить свою искреннюю благодарность и признательность всем преподавателям и студентам, которые помогали мне в работе над книгой. Надеюсь, что 3-е издание будет пользоваться таким же успехом, сделает книгу еще более популярной, современной, иллюстративной, отвечающей запросам читателей. Какие же черты, касающиеся содержания и изложения материала, отличают ее от других учебников по маркетинговым исследованиям?
АУДИТОРИЯ
Учебник рассчитан на студентов как младших, так и старших курсов. Манера изложения материала, глубина и широта обсуждаемых тем, диаграммы, таблицы, картинки и примеры, — все это помогает объяснению и усвоению основных идей курса. Для студентов начальных курсов предназначены определения и упражнения (вопросы, задачи, а также упражнения с использованием Internet и компьютеров). Старшекурсники могут воспользоваться обширной библиографией, глубже изучить интересующие их вопросы при основательном рассмотрении материала. Учебник можно использовать не только в рамках курса "Маркетинговые исследования", но и для изучения такой дисциплины, как "Анализ маркетинговых данных".
СТРУКТУРА
Учебник разбит на четыре части в соответствии с шестью этапами маркетинговых исследований. В первой части "Введение и первые этапы маркетинговых исследований" студенты знакомятся с предметом курса "Маркетинговые исследования" и основными его задачами, а также рассматривают вопросы, связанные с определением проблемы маркетингового исследования, что является первым и наиболее важным его этапом. Для выяснения подходов к проблеме на втором этапе маркетинговых исследований определяются характер и масштабы исследований. Во второй части "Разработка плана исследования" раскрываются типы исследований, (третий этап маркетинговых исследований), приводятся подробные описания поискового, дескриптивного и причинно-следственных типов исследования, рассказывается о типах информации, собираемой в ходе маркетинговых исследований, и о вопросах шкалирования. Мы предлагаем ряд принципов по составлению анкет и объясняем процедуру, методы и статистические подходы, использующиеся при выборочных наблюдениях. В третьей части "Сбор, подготовка и анализ данных" изложена практика проведения и управление полевыми работами, которые составляют собой четвертый этап процесса маркетинговых исследований. Раскрывается также процесс подготовки и анализ данных — пятый этап. Мы подробно рассматриваем как базовые, так и более сложные статистические методы. При этом акцентируется внимание на объяснении методов, интерпретации результатов и управленческих выводах из статистической обработки маркетинговых исследований. Представление результатов маркетингового исследования путем подготовки и презентации официального отчета составляют шестой этап процесса маркетинговых исследований, образуя предмет обсуждения четвертой части "Отчет о результатах маркетинговых исследований, международные и этические аспекты маркетинговых исследований". Она также посвящена международным и этическим аспектам маркетинговых исследований. Все материалы учебника не только имеют прикладную ориентацию, но и полностью раскрывают процесс управления маркетинговыми исследованиями.
ОСОБЕННОСТИ ТРЕТЬЕГО ИЗДАНИЯ
Третье издание существенно переработано по сравнению с предыдущим. Основные изменения и дополнения состоят в следующем.
1. Анализ возможностей использования Internet. Каждая глава дополнена разделом "Использование Internet и компьютера", в котором рассматриваются возможности использования Internet и компьютеров с точки зрения материала соответствующей главы. Кроме того, применение Internet отдельно изучается в ряде глав. Например, в главе 6 представлены новые методы опросов с помощью электронной почты и Internet. Каждая глава включает в себя раздел "Упражнения с помощью Internet и компьютера", в котором предоставляется возможность для применения полученных знаний на практике.
2. Рассмотрение опыта работы компании Burke — ведущей фирмы по маркетинговым исследованиям. В каждой главе рассматриваются материалы, связанные с деятельностью компании Burke. Студенты на конкретных примерах могут увидеть (раздел "В центре внимания Burke " расположен как раз перед разделом "Резюме"), каким образом специалисты компании Burkeиспользуют положения, обсуждаемые в данной главе. Кроме того, в конце каждой части есть раздел "Взгляд профессионала" со статьями сотрудников компании Burke.
3. Использование программных продуктов Minitab и Excel. В 3-м издании добавлен обзор возможностей популярных программных продуктов Minitab и Excel. В главах, посвященных анализу данных, читатели наряду с другими популярными программами смогут ознакомиться с пятью пакетами статистического программного обеспечения: SPSS, SAS, ВМDР, Minitab к Excel. При этом возможности данной книги как учебника никак не связаны с конкретной статистической программой, используемой преподавателем.
4. Изменения в некоторых главах, касающихся анализа данных. Главы 15 ("Вариационные ряды, таблицы сопряженности признаков и проверка гипотез"), 16 ("Анализ дисперсии и ковариации") и 19 ("Факторный анализ") изменены так, чтобы все данные, используемые для пояснения этих методов, размещались в начале главы. Таким образом, в главах 15—21 полный набор данных представлен в начале каждой главы. Студентов необходимо поощрять проводить повторный анализ этих данных с использованием программного обеспечения, указанного преподавателем, сравнивая результаты с приведенными в книге.
5. Новый фактический и иллюстративный материал. Там, где это уместно, для представления новых идей, совершенствования технологии маркетинговых исследований или разъяснения сути предмета, добавлен новый материал. Такие дополнения сделаны повсеместно во всем тексте.
6. Новые и обновленные примеры и кейсы (хозяйственные ситуации). В учебник добавлен ряд новых примеров, а некоторые старые удалены, оставшиеся примеры обновлены с учетом новой обстановки. Добавлены некоторые новые кейсы, а все остальные обновлены.
7. Обновленная библиография. Каждая глава содержит очень много обновленных ссылок, относящихся к материалам с 1997 года или позже. Сохранены некоторые ссылки на классические работы.