Пример предварительно кодированного исследования
AMERICAN LA WER (журнал)
Конфиденциальный опрос наших подписчиков
(5-1)
(Не обращайте внимание на числа возле ответов. Они предназначены для обработки данных).
1. Сколько времени в общей сложности вы тратите на чтение или просмотр обычного выпуска American Lawer?
(6)
Меньше 30 минут......................o-1 От 1,5 часов до 1 часа 59 минут....... o-4
От 30 до 59 минут....................... o-2 От 2 часов до 2 часов 59 минут........ o-5
От 1 часа до 1 часа 29 минут....... o-3 3 часа и больше................................ o-6
2. Прочитав выпуск American Lawer, что вы обычно с ним делаете?
(7)
Сохраняю весь выпуск для библиотеки фирмы......................... o-1
Сохраняю весь выпуск для домашней библиотеки.................... o-2
Даю почитать другим работникам компании............................. o-3
Расшиваю его и сохраняю интересные статьи............................ o-4
Оставляю в приемной или в общественном месте...................... o-5
Выбрасываю.................................................................................. o-6
Другое (пожалуйста, укажите что именно)_________________ o-7
3. Как вы считаете, сколько человек, кроме вас, читают или просматривают ваш экземпляр выпуска (не офисный экземпляр) American Lawer?
(8)
Один....................... o-1 Пять....................... o-5 От 10 до 14............ o-9
Два.......................... o-2 Шесть..................... o-6 15 и больше........ o-10
Три......................... o-3 Семь....................... o-7 Ни один................o-11
Четыре.................... o-4 Восемь-девять........ o-8
ПЕЧАТЬ АНКЕТЫ
То, как размножена анкета, может повлиять на результаты. Например, если анкета напечатана на плохой бумаге или выглядит потертой, респонденты решат, что проект не слишком важен, что соответствующим образом отразится на качестве ответов. Поэтому анкета должна быть отпечатана на качественной бумаге и иметь профессиональный внешний вид.
Если распечатанная анкета занимает несколько страниц, лучше оформить ее в форме буклета, а не печатать на отдельных листах, соединяя скрепкой или степлером. Буклеты удобнее при заполнении как для интервьюера, так и для респондента, они не распадаются на части, как это может случиться со скрепленными листами. В буклете можно расположить вопросы на двух сторонах, они и выглядят профессиональнее.
Каждый вопрос должен быть размещен на одной странице (или на двойном развороте). Следует избегать переноса вопросов или описания категорий с одной страницы на другую, респондент или интервьюер может решить, что вопрос закончился в конце страницы. В результате будет получен ответ на незаконченный вопрос.
Колонки с вертикальными ответами должны использоваться для отдельных вопросов. Интервьюерам и респондентам гораздо легче читать по одной колонке, чем водить глазами из стороны в сторону по нескольким колонкам. Следует избегать разбиения вопросов на части, используемого для экономии места. Рассмотрим эту проблему на примере анкеты "American Lawer" (Врезка 10.2 "Практика маркетинговых исследований").
Сколько приблизительно составил ваш семейный совокупный доход (до налогообложения) за последний год?
___Меньше $20000 ___$20000 — $39999 ___ $40000 — $59999
___$60000 - $79999 ___$80000 - $99999 ___ $100000 и больше
(Неправильно)
Представленные категории ответов нужно разместить в одну колонку, а не в несколько строк, как это показано в примере [41]. В вопросе о доходе респондент может запутаться, к какому именно числу относится каждая из пустых линий (предшествует или стоит после соответствующего числа). Категории следует разместить так:
__Меньше $20000
__$20000 — $39999
__$40000 — $59999
__$60000 — $79999
__$80000 — $99999
__$ 100000 и больше.
При использовании нескольких вопросов, имеющих одинаковые категории ответа, полезно размещать их в виде таблицы, как это сделано в примере American Chicle Youth Pool.
He следует стремиться уменьшать межстрочные интервалы между вопросами для компактности анкеты. Слишком большое количество вопросов с маленькими расстояниями междуними приводят к ошибкам в сборе данных, более кратким и менее информативным ответам. Более того, плотное размещение вопросов создает впечатление сложности и дает более низкие показатели по количеству согласившихся заполнить анкету и сделавших это полностью. Хотя короткие анкеты имеют преимущества над длинными, не следует сокращать их за счет уплотнения.
Указания или инструкции к отдельным ответам должны находиться как можно ближе к вопросам. Инструкции, относящиеся к тому, как респондент должен заполнять анкету или отвечать на вопрос, следует помещать перед вопросом. Инструкции о том, как ответ должен записываться или как должно осуществляться пробное использование товара должны размещаться после вопроса (более детальная информация о поисковых исследованиях и процедурах опроса приведена в главе 13). Общепринято отделять инструкции от ответов особым шрифтом (например, заглавными буквами).
ПРИМЕР. Таблица мнений
Для некоторых вопросов American Chicle Youth Poll применен формат таблицы.
Перед вами список (дайте респонденту карточку).Я хотел бы узнать ваше мнение о том, в каком возрасте человек может принимать самостоятельное решение по каждому из перечисленных пунктов. Скажите, для того, чтобы... (прочитайте каждый пункт из перечисленного ниже),сколько лет должно быть человеку, чтобы он смог самостоятельно принять решение? (спросите по каждому пункту).
в 14и 15 16 17 18 19 20 21 После Не
раньше 21 знаю
Выбрать себе одежду o o o o o o o o o o
Жениться или выйти замуж o o o o o o o o o o
Ходить ли в школу o o o o o o o o o o
Приходить вечером домой o o o o o o o o o o
Цвет не влияет на процент ответа на анкеты, но с его помощью можно добиться некоторых преимуществ. Например, выделение цветом полезно для разветвленных вопросов. Следующий вопрос, на который респонденту нужно отвечать, печатается тем же цветом, что и соответствующий ему вариант ответа разветвленного вопроса. Анкеты для исследований, ориентированных на различные группы респондентов, лучше печатать на бумаге разных цветов. В почтовом опросе, проводимом для крупной телекоммуникационной корпорации, бизнес-анкета напечатана на белой бумаге, а анкета для домохозяйств — на желтой.
Анкета должна быть воспроизведена таким образом, чтобы ее легко было читать и воспринимать. Буквы должны быть большими и четкими. Чтение анкеты не должно вызывать напряжения.
Новые технологии обеспечивают лучшее качество печати и одновременно экономию на затратах. В одном исследовании затраты уменьшились с $1150 до $214 [42].