Контроллеры и разъемы для подключения внешних устройств
Существуют следующие типы разъемов:
а) Параллельный порт (LPT) (25-контактный разъем) – предназначен для подключения принтера, сканера и внешних накопителей информации (такого вида единственный на задней стороне компьютера);
б) Последовательные порты (COM). Сначала их было 4 штуки, теперь – 2 (для модема);
в) Порт PS/2 (появился в1998году) – для мыши и клавиатуры. Они разные, есть надписи Mouse и Keyboard.
г) Последовательный порт и интерфейс USB (появился в 2001 году) - положил конец разнобою портов и устройств на компьютере. Все подключаются только через USB , можно подключить до 127 устройств на один USB-порт – по цепочке через USB-порты или USB-ХАБ (для нескольких сразу). А самое главное – подключаться можно без перезагрузки!
Видео- и звуковая карта.
В разъемы материнской платы устанавливаются видеокарта и звуковая карта.
Для создания изображения на экране монитора необходим видеоадаптер (видеокарта, видеоплата). Адаптер – устройство, служащие для соединения между собой устройств с разными способами представления информации. Видеоадаптер и монитор образуют видеоподсистему компьютера. Видеоадаптер определяет разрешающую способность монитора и количество передаваемых цветовых оттенков.
Несколько стандартных видов адаптеров. MDA (монохромный), CGA (Color Graphics Adapter цветной графический адаптер) мог передавать только 4 цвета, EGA (Enhanced GA – улучшенный графический адаптер) – 16 цветов, VGA (Video Graphics Array – видеографический массив) – 256 цветов. Уже устарели и вышли из употребления. Адаптеры SVGA (Super VGA) способны передавать до 16,7 миллионов цветовых оттенков. Современные видеоадаптеры берут на себя значительную часть математических операций, при этом часть работы по формированию изображения возлагается на аппаратные средства – микросхемы видеоускорителя, которые могут входить в состав видеоадаптера или размещаться на отдельной плате, присоединяемой к видеоадаптеру. Различают двумерные и трехмерные видеоускорители.
Звуковая карта – это периферийное устройство, обеспечивающее запись и воспроизведение звуковой информации с цифрового и аналогового носителей и микрофона. Работает в трех режимах: создание, запись и воспроизведение звуковых сигналов. Звук воспроизводится через внешние звуковые колонки, подключаемые к выходу звуковой карты. Имеется разъем для микрофона, что позволяет записывать речь или музыку.
Основными параметрами звуковой карты является разрядность, определяющая количество битов, используемых при преобразовании сигналов из аналоговой в цифровую форму и наоборот (32 и 64 бит), а также частота дискретизации и возможность стереофонической записи и воспроизведения.
Жесткий диск.
В состав системного блока входит жесткий диск.
Жесткий диск – винчестер – основное устройство для долговременного хранения больших объемов данных и программ. Основными параметрами являются емкость, производительность (скорость передачи данных) и среднее время доступа.
Среднее время доступа определяет интервал времени, необходимый для поиска нужных данных, и зависит от скорости вращения диска.
Состоит из трех основных блоков:
1-й блок - само хранилище информации – один или несколько стеклянных или металлических дисков, покрытых с двух сторон магнитным материалом, на который и записываются данные в соответствии с физической структурой диска – магнитные поверхности каждого диска разделены на концентрические «дорожки», которые в свою очередь делятся на отрезки – сектора. Дисков может быть несколько, поэтому и третье деление – цилиндры. Цилиндр – это сумма всех совпадающих друг с другом дорожек по вертикали по всем рабочим поверхностям. Т.е., чтобы узнать, какое количество цилиндров содержит винчестер, надо умножить количество дорожек на число рабочих поверхностей (а их в 2 раза больше, чем дисков).
2-й блок – механика, отвечающая за вращение и точное позиционирование читающих головок. Каждой рабочей поверхности соответствует одна читающая головка, все они располагаются по вертикали точным столбиком, а значит, в любой момент все головки работают с одним цилиндром.
3-й блок – микросхемы, отвечающие за обработку данных, коррекцию возможных ошибок и управление механической частью, а также микросхемы КЭШ-памяти.