Неисключительный лицензионный договор скачать
Организация применяет упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов". Организацией были приобретены неисключительные права использования двух программ по лицензионному договору, установочный комплект, дистрибутив программного обеспечения, оплачены оказанные услуги по обследованию рабочего места, работы по установке и настройке программ. Каков порядок налогового и бухгалтерского учета в данной ситуации? Какие следует сделать бухгалтерские проводки? Следует ли использовать забалансовый счет?
Бухгалтерский учет
Руководствуясь требованием осмотрительности, принципы которого заключаются в большей готовности признать в бухгалтерском учете расходы и обязательства, чем возможные доходы и активы, не допуская создания скрытых резервов (п. 6 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации"), полагаем, что для целей бухгалтерского учета затраты на приобретение права использования программ по лицензионному договору (соглашению) могут являться текущим расходом, в связи с чем произведенные затраты подлежат списанию в учете единовременно на дату установки программного обеспечения. Такой порядок учета, по нашему мнению, возможен при незначительных сроках (например, менее года) использования полученных прав и (или) незначительной стоимостью.
В то же время отметим, что в ряде случаев не следует исключать и требование о равномерном признании расходов, понесенных организацией в текущем отчетном периоде, но относящихся к предстоящим отчетным периодам, закрепленное в п.п. 18, 19 ПБУ 10/99 "Расходы организации" (далее - ПБУ 10/99).
Независимо от изменений, внесенных в п. 65 Положения N 34н, для целей бухгалтерского учета остается актуальным принцип обоснованного распределения расходов между отчетными периодами, когда расходы обусловливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов и когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем.
Также обращаем внимание, что учет операций, связанных с получением права использования результата интеллектуальной деятельности (к которому относится и программное обеспечение согласно ст. 1225 ГК РФ), регулируется п.п. 37-39 ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов" (далее - ПБУ 14/2007).
Положения данных норм распространяются не только на получение исключительных прав на результат интеллектуальной деятельности, но и на право использования результата интеллектуальной деятельности, полученное на основании лицензионного договора (соглашения). Это утверждение следует из п. 38 ПБУ 14/2007, в соответствии с которым нематериальные активы (НМА), предоставленные правообладателем (лицензиаром) в пользование (при сохранении исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), не списываются и подлежат обособленному отражению в бухгалтерском учете у правообладателя (лицензиара).
При этом такие НМА, полученные в пользование, учитываются пользователем (лицензиатом) на забалансовом счете в оценке, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре (например по дебету самостоятельно введенного забалансового счета 012 "НМА, полученные в пользование (на основании лицензионного договора)").
Платежи за предоставленное право использования результатов интеллектуальной деятельности, производимые в виде фиксированного разового платежа, отражаются в бухгалтерском учете пользователя как расходы будущих периодов и подлежат списанию в течение срока действия договора (п. 39 ПБУ 14/2007).
Иными словами, организация, принявшая решение признавать расходы равномерно, учитывает их на счете 97 "Расходы будущих периодов":
Дебет 97 Кредит 60
- отражены затраты на приобретение права использования программ по лицензионному договору (соглашению);
Дебет 60 Кредит 51
- оплачены права использования программ по лицензионному договору (соглашению);
Дебет 012
- принят на забалансовый учет объект НМА, полученный в пользование (на основании лицензионного договора).
Далее ежемесячно производится списание затрат на приобретение указанных прав в порядке, установленном организацией:
Дебет 20 (25, 26, 44) Кредит 97
- списана на расходы часть затрат по лицензионному договору (соглашению).
В соответствии с п. 7.2.1 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренной Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России, Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29.12.1997, носитель с копией программы не обладает способностью приносить организации экономические выгоды в будущем и не подлежит признанию в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в качестве актива.
Учитывая это, дистрибутив и установочный комплект в данном случае представляют собой только материальные носители информации. В целях бухгалтерского учета расходы на их приобретение, по нашему мнению, следует учитывать без применения счета 97 с отнесением на счета учета затрат (20 "Основное производство", 26 "Общехозяйственные расходы" или 44 "Расходы на продажу") в зависимости от порядка, установленного учетной политикой организации:
Дебет 26 (20; 44) Кредит 60 (76)
- учтены в расходах затраты на приобретение материальных носителей (дисков).
Если предполагаемый срок использования программного обеспечения превышает 12 месяцев, то для контроля за наличием и движением носитель и установочный комплект могут быть отражены на забалансовом счете по стоимости приобретения (например, по дебету самостоятельно введенного забалансового счета 013 "Малоценные ОС"):
Дебет 013
- дистрибутив и установочный комплект приняты на забалансовый учет.
Расходы на выполнение сторонней организацией работ, связанных с обследованием рабочего места, установкой и настройкой программы, признаются в бухгалтерском учете в качестве расходов по обычным видам деятельности на основании п. 5 ПБУ 10/99 и отражаются в бухгалтерском учете по дебету соответствующих счетах учета затрат (20 "Основное производство", 26 "Общехозяйственные расходы" или 44 "Расходы на продажу").
В соответствии с п. 18 ПБУ 10/99 расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности):
Дебет 26 (20; 44) Кредит 60 (76)
- учтены в расходах затраты на оплату работ, связанных с обследованием рабочего места, установкой и настройкой программы.
Налоговый учет
Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения (далее - УСН) и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, могут учесть затраты, которые перечислены в закрытом перечне п. 1 ст. 346.16 НК РФ.
В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям). К указанным расходам относятся также расходы на обновление программ для ЭВМ и баз данных (письмо Минфина России от 11.06.2009 N 03-11-06/2/103).
Таким образом, согласно указанной норме учитываются не только расходы на приобретение права на использование программного обеспечения, но и другие расходы, связанные с приобретением такого права.
Именно такие разъяснения даны в письме Минфина России от 12.04.2007 N 03-11-04/2/100, в котором указано, что на основании пп. 19 п. 1 ст. 346.16 НК РФ могут быть учтены и услуги, входящие в состав установки программы (в частности регистрация первого абонента, базовый комплекс услуг, программный комплекс, выезд специалиста), если они предусмотрены договором с правообладателем программы.
Учитывая это, считаем, что все расходы, установленные лицензионным соглашением, заключенным Вашей организацией с правообладателем, могут быть учтены в целях налогообложения при применении УСН.
В соответствии с п. 2 ст. 346.16 НК РФ расходы принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ. То есть они должны быть экономически обоснованы, документально подтверждены и направлены на получение дохода.
Согласно п. 2 ст. 346.17 НК РФ расходами налогоплательщиков признаются затраты после их фактической оплаты.