Понятие и показатели производственной программы
Лекция 12. Производственная программа предприятия
Понятие и показатели производственной программы
Понятие производственной мощности предприятия, ее виды, факторы, влияющие на производственную мощность
Понятие и показатели производственной программы
Планирование — это центральное звено управления, процесс разработки планов, программ и проектов на основе использования экономических законов и передового опыта. Производственная программа (план производства промышленной продукции) является одним из разделов плана развития предприятия. Под производственной программой предприятия понимается научно обоснованное плановое задание по объему, номенклатуре, ассортименту и качеству выпускаемой продукции, разработанное на основе заключенных договоров и утвержденное на предприятии соответствующим органом.
Производственная программа планируется на всех предприятиях, выпускающих продукцию для реализации потребителям или выполняющих отдельные виды работ и услуг. Она включает расчеты объема производства продукции (работ, услуг) и их обоснование производственными мощностями, материальными и трудовыми ресурсами.
Производственная программа включает установление объема производства продукции, ее ассортимента, сроков изготовления, а также качество и количество необходимых для этого факторов (ресурсов). При этом учитывается дизайн с позиции изготовления определенного продукта требуемого качества и возможности обеспечения предприятия производственными факторами (производственными мощностями).
При разработке производственной программы учитывается основная цель предприятия — увеличение объема продаж при росте прибыльности продукции и рентабельности капитала. Для достижения этой цели составляется стратегия развития предприятия на несколько лет вперед. При выработке долгосрочной стратегии необходимо учитывать стадии жизненного цикла основной номенклатуры производственной программы предприятия.
Производственная программа состоит из следующих разделов:
I. Плановое задание по объему, номенклатуре и ассортименту выпускаемой продукции.
II. Плановое задание по качеству выпускаемой продукции.
Ш. План по специализации и кооперированию.
При разработке производственной программы необходимо соблюдать следующие принципы:
- научное обоснование использования производственных мощностей, материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
- систематическое обновление номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции и повышение ее качества;
- согласованность производственной программы предприятия с производственными программами других предприятий, тесно связанных по линии кооперирования;
- наиболее полное и рациональное использование всех имеющихся ресурсов на предприятии;
- непрерывное наращивание выпуска и реализации продукции, если на нее имеется спрос.
Необходимость технико-экономического обоснования планов и повышения эффективности производства предопределяют систему показателей плана:
1) количественные - выражаются абсолютными величинами. Это объем товарной, валовой продукции, объем реализации и т.д..
2) качественные – выражаются относительными величинами. Они выражают экономическую эффективность производства. Например: рентабельность производства, фондоотдача и т.д.
3) объемные - устанавливают абсолютные величины производства в целом, отдельных процессов и факторов, в нем участвующих. Например: объем производства в целом, объем трудовых затрат и т. д.
4) удельные - устанавливают отношение двух или нескольких взаимосвязанных показателей. Например: затраты металла на единицу продукции.
Измерители показателей плана: натуральные, трудовые и стоимостные.
1. Показатели плана промышленной продукции в натуральном выражении - номенклатура и ассортимент. Здесь используются единицы – тонны, метры, киловатт-часы, штуки, комплекты и т.д..
2. К показателям производственной программы в денежном выражении относятся объем продаж, реализованная продукция, доход, товарная и валовая продукция, чистая и условно-чистая продукция, нормативно-чистая продукция, валовой и внутрипроизводственный оборот, нормативная стоимость обработки.
а) объем товарной продукции включает стоимость;
готовых изделий, предназначенных для реализации на сторону, своему капитальному строительству, к непромышленным хозяйствам своего предприятия;
полуфабрикатов своей выработки и продукции вспомогательных и подсобных производств, предназначенных для отпуска на сторону;
стоимость работ промышленного характера, выполняемых по заказам со стороны или непромышленных хозяйств и организаций своего предприятия.
б) объем реализуемой продукции показывает стоимость, предназначенных к поставке и подлежащих оплате в плановом периоде. Помимо товарной продукции учитывают остатки нереализованной продукции на начало и конец планового периода.
Объем реализованной продукции определяется по формуле;
Рп = Tп + Oн.п. - Oк.п. , (1.)
где Tп – товарная продукция
Oн.п., Ок.п. – остатки нереализованной продукции на начало и конец планового периода.
в) объем валовой продукции включает весь объем работ, намеченный к выполнению в плановом периоде, определяется по формуле:
Вп = Тп - Нп + Нк, (2.)
Нп, Нк – остатки незавершенного производства, полуфабрикатов и инструмента своего производства на начало и конец планового периода.
г) объем чистой продукции определяется путем вычитания из товарной продукции (в оптовых ценах предприятий) материальных затрат в тех же ценах, а также суммы амортизации основных фондов. Исключает повторный счет.
ЧП = Тп - МЗ – Аоф, (3.)