Характеристика основных сервисов Internet
Всемирная паутина WWW
WWW(World Wide Web – всемирная паутина) – это наиболее популярный сервис Internet, обеспечивающий доступ к гигантскому объему информации во всех возможных формах: текст, графика, анимация, звук, видео. Программы, осуществляющие просмотр и навигацию по WWW, называют браузерами. В основе Всемирной паутины лежит технология гипертекста.
Гипертекст –это информация, представленная в таком виде, что определенные слова в тексте можно в любой момент «раскрыть» и получить таким образом о них дополнительную информацию, то есть эти слова являются ссылками на другие документы, которые могут быть текстом, файлами, рисунками, звуковыми фрагментами, чем угодно. Процесс перехода по ссылкам можно продолжать сколь угодно долго. Сам процесс перемещения по ссылкам называется серфингом. Благодаря наличию гиперссылок документ становится как бы многомерным, гипертекстовым. Работа в Internet с помощью WWW-браузеров напоминает просмотр иллюстрированного журнала или энциклопедии. Чтобы добраться до нужного ресурса, надо открыть гиперссылку на этот ресурс, то есть просто щелкнуть левой кнопкой мыши по выделенным словам или элементам графики.
Итак, гиперссылка – это выделенный (цветом и /или подчеркиванием) участок текста или графическое изображение, которые связаны с другим местом в этом документе или другим документом, находящимся на том же самом или другом сервере. Отличить гиперссылку можно по следующему признаку – при указании на гиперссылку курсор мыши, обычно имеющий форму стрелки, принимает вид руки с вытянутым указательным пальцем. При щелчке мышью на гиперссылке, происходит переход к соответствующему документу или месту в документе.
Единицей гипертекста является web-страница – минимальный html-документ, который можно загрузить и прочитать за один раз.
Совокупность web-страниц, принадлежащих одной и той же фирме, организации или частному лицу и связанных между собой по содержанию, составляет web-сайт.
Сравнительно недавно появился еще один термин, обозначающий информационный ресурс сети Internet – портал.Портал –это группа сайтов с необходимыми пользователю услугами, доступ к которым можно получить с единой для всех них титульной страницы. Зайдя на любой портал, вы сможете получить доступ:
- к поисковой системе;
- ленте новостей, разбитой по категориям, соответствующим специфике портала;
- каталогу страниц Internet;
- электронному магазину или аукциону.
WWW – информационная система, которой очень непросто дать корректное определение. Вот некоторые из эпитетов, которыми она может быть обозначена: гипертекстовая, гипермедийная, распределенная, интегрирующая, глобальная. WWW работает по принципу клиент-сервер, точнее, клиент-серверы: существует множество серверов, которые по запросу клиента возвращают ему гипермедийный документ – документ, состоящий из частей с разнообразным представлением информации (текст, звук, графика, трехмерные объекты и т. д.), в котором каждый элемент может являться ссылкой на другой документ или его часть. Ссылки WWW указывают не только на документы, специфичные для самой WWW, но и на прочие сервисы и информационные ресурсы Интернет. Более того, большинство программ-клиентов WWW (browsers, навигаторы) не просто понимают такие ссылки, но и являются программами-клиентами соответствующих сервисов: ftp, gopher, сетевых новостей Usenet, электронной почты и т. д. Таким образом, программные средства WWW являются универсальными для различных сервисов Internet, а сама информационная система WWW играет интегрирующую роль.
Html(язык разметки гипертекста). Это формат гипермедийных документов, использующихся в WWW для предоставления информации. Формат этот не описывает то, как документ должен выглядеть, но описывает его структуру и связи. Внешний вид документа на экране пользователя определяется программой просмотра WWW – если Вы работаете за графическим или текстовым терминалом, то в каждом случае документ будет выглядеть по-своему, но структура его останется неизменной, поскольку она задана форматом html.
Особая привлекательность WWW заключается в графическом, звуковом и видео оформлении документов. Чтобы использовать WWW в мультимедийном формате, пользователь должен иметь специальное программное обеспечение, которое, как правило, распространяется по сети бесплатно или поставляется в комплекте с большинством других программ и услуг Интернет. Такое ПО называют плагинами. Как правило, это набор динамически подключаемых библиотек, используемых для увеличения функциональных возможностей основной программы – WWW-браузера.
Наиболее распространенными программами просмотра WWW являются Internet Explorer, Opera, Netscape Navigator, Mozilla, Chrome [10].
FTP – служба архивов
Некоторые составные части Internet строятся по иной, чем World Wide Web технологии. Наиболее широко используются еще два типа серверов: FTP и Gopher. Аббревиатура FTP расшифровывается как протокол передачи файлов, но при рассмотрении FTP как сервиса Интернет имеется в виду не просто протокол, а именно сервис-доступ к файлам в файловых архивах. Сервер Gopher содержит иерархически структурированный список файлов. В отличие от FTP система Gopher, предоставляет в ваше распоряжение простое текстовое меню.
FTP – стандартная программа, работающая по протоколу TCP, всегда поставляющаяся с операционной системой. Ее исходное предназначение – передача файлов между разными компьютерами, работающими в сетях TCP/IP: на одном из компьютеров работает программа-сервер, на втором пользователь запускает программу-клиента, которая соединяется с сервером и передает или получает по протоколу FTP файлы. Предполагается, что пользователь зарегистрирован на обоих компьютерах и соединяется с сервером под своим именем (логином – login) и со своим паролем на этом компьютере.
Сервер FTP можно настраивать таким образом, что соединиться с ним можно не только под своим именем, но и под условным именем anonymous – аноним или ftp. Тогда анонимному пользователю становится доступна не вся файловая система компьютера, а только некоторый набор файлов на сервере, которые составляют содержимое сервера anonymous ftp – публичного файлового архива.
Современные браузеры, такие как Internet Explorer, Internet Netscape Navigator, Mosaic, Lynx, Opera обеспечивают для работы с FTP-сервером точно такой же интерфейс, как и при работе с серверами World Wide Web, поэтому для получения информации с таких альтернативных источников вовсе необязательно осваивать новые методы работы.
E-mail – электронная почта
Электронная почта (e-mail) – первая, наиболее распространенная и эффективная из служб Internet. E-mail очень похожа на обычную бумажную почту, обладая теми же достоинствами и недостатками.
Обычное письмо состоит из конверта, на котором написан адрес получателя и стоят штампы почтовых отделений пути следования, и содержимого – собственно письма. Электронное письмо также состоит из заголовков, содержащих служебную информацию (об авторе письма, получателе, пути прохождения по сети и т. д.), играющих роль конверта, и собственно содержимого письма.
Итак, электронная почта повторяет достоинства (простота, дешевизна, возможность пересылки нетекстовой информации, возможность подписать и зашифровать письмо) и недостатки (негарантированное время пересылки, возможность доступа третьих лиц во время пересылки) обычной почты. Однако у них есть и существенные отличия. Стоимость пересылки обычной почты очень сильно зависит от того, куда, в сколь удаленную точку планеты она должна быть доставлена, и ее размера и типа. Для электронной почты такой зависимости или нет, или она довольно невелика. Скорость доставки электронных писем гораздо выше, чем бумажных, и минимальное время их прохождения составляет считанные минуты. E-mail универсальна – пользователи множества сетей во всем мире, построенных на совершенно разных принципах и протоколах, могут обмениваться друг с другом электронными письмами.
Электронная почта работает в режиме off-line – отложенное чтение.
Для того чтобы получать и отправлять сообщения, необходимо зарегистрировать почтовый ящик, местоположение которого в сети определяет электронный адрес адресата. Электронный адрес включает в себя две части, отделенные друг от друга символом @:
имя_пользователя@адрес_почтового сервера.
Имя_пользователя (login – логин) пользователь, как правило, выбирает себе сам. Оно может включать прописные и строчные буквы латинского алфавита, цифры, некоторые символы ("!", "_", "-" ), пробелы и знаки препинания недопустимы. Под этим именем вас внесут в базу данных.
Адрес почтового сервера состоит из частей (доменов), отделенных друг от друг точками. Читают адрес слева на право. Крайняя правая часть называется суффиксом. Часто суффикс обозначает код страны.
Поскольку значительный объем информации, передаваемой через Интернет, занимают сообщения электронной почты, поэтому выбор программы для работы с ней является важной задачей. Наиболее популярными почтовыми программами являются The Bat! и Outlook Express, входящая в пакет Internet Explorer.
Можно произвести следующие действия с папками и письмами в электронной почте:
- создать, удалить, переименовать свои папки;
- перетаскивать письма из папки в папку;
- прикрепить, просмотреть содержимое письма;
- получить, прочесть, отправить письмо;
- отсортировать письма по различным признакам.
Usenet – электронные новости
Сетевые новости Usenet, или, как их принято называть в России, телеконференции – это, пожалуй, вторая по распространенности служба Интернет. Если электронная почта передает сообщения по принципу «от одного – одному», то сетевые новости передают сообщения «от одного – многим». Механизм передачи каждого сообщения похож на передачу слухов: каждый узел сети, узнавший что-то новое (т. е. получивший новое сообщение), передает новость всем знакомым узлам, т. е. всем тем узлам, с кем он обменивается новостями. Таким образом, посланное Вами сообщение распространяется, многократно дублируясь, по сети, достигая за довольно короткие сроки всех участников телеконференций Usenet во всем мире. При этом в обсуждении интересующей Вас темы может участвовать множество людей, независимо от того, где они находятся физически, и Вы можете найти собеседников для обсуждения самых необычных тем.
Число пользователей Usenet весьма велико – по оценкам UUNET technologies, количество новых сообщений, поступающих в телеконференции ежедневно, составляет больше миллиона. Новости разделены по иерархически организованным тематическим категориям – группам, имя каждой группы состоит из имен подуровней иерархии, разделенных точками, причем более общий уровень пишется первым [10].
Существует семь основных категорий:
1. Компьютеры (comp) – эти группы обсуждают темы о компьютерной науке, источниках программного обеспечения, информацию о компьютерном «железе» и программах, а также другие темы, отражающие интересы как компьютерных профессионалов, так и обычных пользователей.
2. Прочие (misc) – эти группы содержат темы, которые трудно классифицировать. В этом случае группы разбиты на многочисленные категории. Такие группы как фитнесс, поиск работы, законодательство, инвестиции в недвижимость принадлежат к этой категории.
3. Новости (news) – это группы-дискуссии о новостях компьютерных сетей, сетевом администрировании и соответствующем программном обеспечении. Новые пользователи могут получить полезную информацию от группы news.newusers.questions.
4. Рекреация (rec) – эта категория включает группы, в которых обсуждаются искусство, увлечения и такие занятия, как спорт. В группе rec.art.theatre обсуждаются все аспекты работы на сцене, а в группе rec.sport.golf говорится о гольфе.
5. Наука (sci) – эти группы сфокусированы на дискуссиях, которые связаны с исследовательскими и прикладными науками.
6. Общество (soc) – эти группы концентрируют свое внимание на социальных вопросах и социализации. Некоторые дискуссии в этих группах связаны с мировой культурой. В дискуссии soc.culture.brazil говорится о людях, живущих в Бразилии, а в soc.women обсуждаются вопросы, относящиеся к женщинам.
7. Общение (talk) – в этой категории проводятся дебаты и открытые дискуссии по многим спорным темам, таким как политика talk.politics.drugs.
Рассмотрим, например, имя группы новостей comp.sys.sun.admin. Эта группа относится к иерархии верхнего уровня comp, предназначенной для обсуждения всего, связанного с компьютерами. В иерархии comp есть подуровень sys, предназначенный для обсуждения различных компьютерных систем. Далее, sun означает компьютерные системы фирмы Sun Microsystems, а admin обозначает группу, предназначенную для обсуждения вопросов администрирования таких компьютерных систем. Итак, группа comp.sys.sun.admin предназначена для обсуждения вопросов администрирования компьютерных систем фирмы Sun Microsystems. Таким образом, обычно, обладая минимальными знаниями английского языка, можно по имени группы легко понять, что в ней обсуждается.
К различным иерархиям применимы различные нормы и правила работы с ними. В первую очередь, это касается языка сообщений – в группы российской иерархии relcom лучше всего писать по-русски, в то время как в группы глобальной иерархии comp можно писать только по-английски. Не всегда в Usenet можно посылать информацию рекламного характера – например, вы можете свободно посылать рекламные сообщения в группы иерархии relcom.commerce, специально для того и созданные, а вот в группы fido7 некоммерческой сети FIDO посылать рекламу строго запрещено.
Менее строгими являются ограничения на возможные объемы цитирования предыдущих авторов в Вашем письме, размер подписи Вашего письма и т. д.
Начиная работать с какой-либо группой или иерархией групп, в первую очередь нужно прочитать правила работы с ними, которые регулярно помещаются в эти группы человеком, добровольно взявшим на себя обязанности координатора группы – модератора. Обычно правила телеконференций достаточно просты: это запрет спама (обычно бесполезной, ненужной информации), флейма (чрезвычайно эмоциональных дискуссий в телеконференциях, грубых ответов на сообщение, опубликованное в Usenet или в списке рассылки, «Cловесная война») и разговоров не по теме конференции. Модератор при необходимости применяет к участникам административные меры – от предупреждения нарушителей до удаления каких-то сообщений или даже запрета доступа для некоторых пользователей.
Различают постмодерацию и премодерацию. В режиме постмодерации сообщения участников публикуются сразу после отправки, а модератор только иногда просматривает форум и удаляет «мусор». При премодерации сообщения поступают модератору и он разрешает их публикацию или удаляет их.
Это является своего рода цензурой, однако в таком огромном сообществе, как Usenet, невозможно поддерживать порядок без подобных строгостей. Сегодня всякий компьютер, полноценно подключенный к Интернет, имеет доступ к новостям Usenet, но новости Usenet распространяются и по другим сетям, применяясь столь же широко, как и электронная почта.
ICQ и Skype – службы интерактивного общения
IRC (Internet Relay Chat) – многопользовательская система общения, которая позволяет вести диалог с другими пользователями Internet. В IRC люди общаются на специальных «каналах» или лично. Каналы можно сравнить с комнатами – Вы «заходите» на канал и теперь любая Ваша фраза может быть услышана всеми, кто находится на том же канале – вне зависимости от того, что один собеседник живет в Австралии, а другой – в Южной Африке. При необходимости Вы можете общаться лично – Ваше сообщение увидит только тот, кому Вы его послали. Задержки при работе не превышают нескольких секунд благодаря тому, что Вашему компьютеру не требуется устанавливать десятки соединений с другими странами – достаточно подключиться к ближайшему серверу [10].
Одним из видов IRC является программа ICQ – первый Интернет-пейджер, завоевавший популярность во всем мире. ICQ – это не аббревиатура, а запись фразы «I seek you» – «я ищу тебя». Произнесите сначала одно, а потом другое, – и вы все поймете. В России прижилось и другое созвучное название ICQ – «аська».
ICQ – программа для общения в Интернете в реальном времени, первая версия ее была создана израильской компанией Mirabilis в 1996 г. Достоинством программы является то, что ICQ-клиент распространяется бесплатно и имеет русифицированные версии.
Каждый пользователь ICQ получает свой идентификационный номер – собственный Центр связи (Personal Communication Center) на сервере ICQ по адресу www.icq.com/uin. Здесь сохраняется основная информация о вас (та, которую вы сами сделали доступной для других пользователей). Отсюда же они могут узнать ваш статус в сети, инициализировать сеанс обмена с вашей программой ICQ или послать вам ICQ-сообщение.
Компания Skype Technologies была основана в 2003 году шведом Никласом Зеннстремом и датчанином Янусом Фриисом. В создании программы Скайп участвовали эстонские программисты Ахти Хейнла, Прийт Казесалу и Яан Таллинн.
Первые версии программы появились в сентябре – октябре 2003 года на сайте, декларирующем себя как шведский. Программа имела простой интерфейс, изначально адаптированный под голосовую связь, в отличие от мессенджеров вроде ICQ и MSN Messenger. Скайп при инсталляции сам выбирал язык локализации Windows и имел более простую и быструю регистрацию логина, нежели в конкурирующих программах. Именно простота установки, освоения и использования программы быстро привлекли к ней внимание большого числа пользователей.
Позднее в Скайпе появился автоответчик и любой его владелец мог оставить сообщения другим пользователям, даже если они не использовали эту услугу. Появились функция SkypeIn, связывающая учётную запись Skype с телефонным номером, и возможность перенаправления звонков на другие учётные записи Skype, а также на обычные телефоны.
Скайп – программа, позволяющая осуществлять голосовую и видео связь (VoIP), а также обмен текстовыми сообщениями между участниками с использованием шифрования. Для передачи информации используются не централизованные серверы (как во многих программах передачи мгновенных сообщений), а одноранговая сеть.
Загрузка программы-клиента и общение между пользователями Скайпа полностью бесплатны, оплата требуется только для звонков на стационарные и мобильные телефоны (поддерживается большинство стран мира), получения собственного номера в традиционных телефонных сетях или отправки SMS.