СКВОЗНОЙ ПРИМЕР. ВЫБОР УНИВЕРМАГА. В проекте "Выбор универмага" личные опросы на дому использовались в силу ряда причин

Личные опросы на дому

В проекте "Выбор универмага" личные опросы на дому использовались в силу ряда причин. Респондентам предлагались разнообразные вопросы. Чтобы ответить на некоторые из них, необходимо было собрать большой объем информации. Полученная информация не была "чувствительной". Интервьюерами выступали предварительно подготовленные студенты, и таким образом удалось сократить затраты. Еще одним решающим соображением в пользу личных опросов на дому была возможность обойтись без привлечения местных фирм по проведению полевых работ.

Телефонные опросы были отвергнуты из-за сложности вопросов и значительного объема требуемой информации. По той же причине не подходили опросы в торговых центрах и САРI. Организация центров для проведения опросов повлекла бы за собой необходимость привлечения местных фирм. Почтовые опросы не удовлетворяли целям исследования из-за низкого процента откликов и сложности требуемой информации. Почтовая панель также не подходила из-за сложности информации, не позволявшей полагаться на самостоятельно за­полняемые анкеты. Электронные методы опроса тоже не удовлетворяли, поскольку лишь немногие респонденты из целевой выборки имели доступ к Internet и электронной почте на момент проведения исследования.

Необходимо помнить, что различные методы опроса не исключают один другого. Часто они используются как взаимодополняющие, таким образом, проявляются преимущества и одно­временно компенсируются недостатки каждого из них. Исследователь может применить ком­бинацию описанных методов и разработать свои собственные. Например, в классическом оп­росе интервьюеры распространяли товар, анкету для самостоятельного заполнения и обратные конверты респондентам. Для последующих контактов использовались традиционные телефон­ные опросы. Сочетание этих методов привело к тому, что 97% респондентов дали ответы в ходе телефонного опроса. Кроме того, 82% заполненных анкет было отправлено по почте [39]. В вводных замечаниях приводился пример удачного сочетания телефонного и Internet-опроса в ходе исследования, проводившегося Мicrosoft. Рассмотрим примеры выбора метода опроса.

ПРИМЕР. Oscar Mayer применяет старые и проверенные методы при разработке нового товара

Разработка нового товара в компании Oscar Mayer начинается с постановки следующих вопросов на основе полученной информации.

Кто наш целевой потребитель?

Какие товары он использует в настоящее время?

Что его не удовлетворяет в них?

Как помочь ему разрешить проблемы?

После предварительного ответа на эти вопросы разрабатывается опытный образец нового товара и проверяется с помощью фокус-группы. Результаты ее проведения позволяют разра­ботчикам усовершенствовать и отшлифовать свойства продукта. Далее образцы товара и ан­кеты рассылаются выборке домохозяйств. Oscar Mayer предпочитает опрос по почте, по­скольку это позволяет собрать большой объем информации с незначительными затратами и исключает возможность ее искажения интервьюерами. Чтобы преодолеть низкий процент откликов, респондентам предлагается соответствующее вознаграждение.

Информация от этих потребителей сравнивается с данными предыдущих исследований. В результате разрабатывается несколько вариантов товара, различающихся по параметрам формы, упаковки, размера или структуры. Эти варианты тестируются в маркетинговом ис­следовательском центре после опроса примерно 200 представителей целевого. Местом прове­дения опроса выбран Маркетинговый исследовательский центр потому, что здесь можно использовать вспомогательные средства для демонстрации и тестирования товара. Получен­ная таким образом информация помогает выбрать один из вариантов [40].

МЕТОДЫ НАБЛЮДЕНИЯ

Наблюдение (observation)

Регистрация моделей поведения людей, объектов и вариантов развития событий на систе­матической основе для получения интересующей информации.

Методы наблюдения — это вторая группа методов, используемых в дескриптивных иссле­дованиях. Наблюдение (observation) представляет собой процесс регистрации моделей поведе­ния людей и объектов, вариантов развития событий на систематической основе для получения интересующей информации. Наблюдатель не расспрашивает и не вступает в контакт с людьми, за поведением которых он наблюдает. Информация может регистрироваться непосредственно в ходе событий или ее получают из записей о прошедших событиях. Наблюдение может быть структурированным или неструктурированным, прямым или косвенным. Кроме того, оно мо­жет проводиться в естественной или искусственно созданной обстановке [41].

Наши рекомендации