Основная характеристика объекта – тип объекта
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО СВЯЗИ
Государственное образовательное учреждение высшего
Профессионального образования
Московский технический университет связи и информатики
Кафедра вычислительной математики и программирования
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
ПОСОБИЕ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Информатика»
КУРС 1
ВВЕДЕНИЕ В С++
Факультет ОТФ–2
Составитель: М.И. Кувыкина, кандидат технических наук, доцент
Москва 2010 г.
Введение в начала языка С++
Каждый язык имеет свой алфавит.
Алфавит языка С++
q буквы: прописные и строчные латинские A, B, C …, Z, a, b, c, …, z и символ подчеркивания _ ; прописные и строчные буквы – это разные символы алфавита;
q цифры: 0, 1, …, 9;
q специальные символы:“ , { } | [ ] ( ) + - / % \ ; _
‘ . : ? < = > ! & * # ~ ^
В комментариях, строках, символах могут использоваться любые символы (в том числе русские буквы и escape-символы ).
Escape – символы - это управляющие символы, коды которых не имеют графического представления на клавиатуре, на экране дисплея или принтере. Они изображаются двумя графическими символами, первый из которых \(обратная косая черта - backslash)
escape - символ | название символа | управляющее действие символа |
\a | звонок | подает звуковой сигнал |
\b | backspase | возврат каретки(курсора) на один символ |
\f | перевод страницы | перевод (прогон) на начало новой страницы |
\n | новая строка | переход на начало новой строки |
\r | возврат каретки | возврат к началу текущей строки |
\t | горизонтальная табуляция | переход к следующей позиции табуляции |
\v | вертикальная табуляция | перевод курсора вниз на несколько строк |
\\ | обратная черта | выводит обратную косую черту |
\’ | апостроф | выводит апостроф ( одиночную кавычку) |
\” | кавычка | выводит двойную кавычку |
\0 | нулевой символ, признак конца строки | символ, код которого равен 0 |
Из символов алфавита составляются слова языка. Слова в языке бывают двух типов. Зарезервированные (ключевые) слова имеют определенное начертание и четко заданное назначение. Например, слова if, int, while, const. Зарезервированные слова языка в любом редакторе выделяются цветом.
Второй тип слов языка – это имена, которые придумывает программист по следующему правилу:
имя должно быть последовательностью букв алфавита языка, может содержать в себе символы цифр или символ подчеркивания _. Имя не может содержать внутри себя символа «пробел» и обязано начинаться с буквы или символа подчеркивания. О соглашениях, принимаемых при назначении имен для объектов, смотри приложение 1.
Из слов в языке складываются предложения.
Основным предложением языка является инструкция (statement).
Инструкция – это последовательность слов языка, которая всегда заканчивается символом ; - «точка с запятой». Например, дальше следуют две инструкции:
int cBit = 7, a1=0 ;
if (a1) cBit = cBit * 2 ;
Основное понятие языка – объект.
Объект – это область памяти, которой дано имя (identifier). В область памяти объекта записывается информация. Размер памяти объекта и информация, которая записана в объекте, могут быть различны. Это и данные, которые обрабатываются программой, и последовательности команд, которые определяют алгоритм этой обработки.
Основная характеристика объекта – тип объекта.
Тип, как и объект, имеет имя.
Тип характеризует объект по трем параметрам:
· размер памяти, измеренный в байтах;
· способ кодировки информации в области памяти объекта;
· набор допустимых действий над объектом и алгоритмы этих действий, т.е. какие действия можно делать с объектом и как их делать.
Объекты по типам делятся на три основные группы:
· базовые стандартные типы данных. Характеристики этих объектов определены конструкцией компьютера. Объекты таких типов – это объекты, в область памяти которых можно записать символ, число. Об объектах таких типов системе все известно: размер, способ кодировки, какие действия можно осуществлять над ними и как. Имена этих типов являются словами, зарезервированными в языке С++ и могут использоваться только в таком качестве. Например, слова int, char, float зарезервированы и являются именами базовых типов (смотри таблицу 1);
· стандартные производные типы данных. Эти данные конструируются из объектов других известных уже типов объектов по правилам, которые определили разработчики языка С++ и эти правила известны системе. Правила работы с такими объектами и правила задания имен таких типов так же определены разработчиками. Например, эти имена могут выглядеть так int*, float&, char**, PAINTSTRUCT*,STUDENT&;
· абстрактные (пользовательские) типы данных. Эти данные конструируются из объектов других уже известных типов объектов по правилам, которые определяет сам программист и эти правила не известны системе. Эти правила программист обязан сообщить системе с помощью средств языка С++. Имена своим типам программист придумывает сам. Эти слова не зарезервированы и должны отвечать лишь требованиям языка С++. Например, имена новых пользовательских типов могут выглядеть так STUDENT, PAINTSTRUCT;