Схема управления и защиты асинхронного двигателя
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева»
Кафедра электропривода и автоматизации
Кафедра общей электротехники
В.А. Негадаев
Электрические и электронные аппараты
Методические указания к лабораторным занятиям
для студентов направления подготовки бакалавров 140400
«Электроэнергетика и электротехника»,
профиль «Электропривод и автоматика»,
профиль «Электрооборудование и электрохозяйство
предприятий, организаций и учреждений»,
очной формы обучения
Рекомендованы учебно-методической комиссией бакалавриата по направлению 140400 «Электроэнергетика и электротехника» в качестве электронного издания для использования в учебном процессе
Кемерово 2015
Рецензенты
А.В. Григорьев – заведующий кафедрой электропривода и автоматизации
А.В. Гусев – заведующий кафедрой общей электротехники
И.Ю. Семыкина – председатель учебно-методической комиссии бакалавриата по направлению 140400 «Электроэнергетика и электротехника»
Негадаев, Владислав, Александрович.Электрические и электронные аппараты: методические указания к лабораторным занятиям [Электронный ресурс]: для студентов направления подготовки бакалавров 140400 «Электроэнергетика и электротехника», профиль «Электропривод и автоматика» и профиль «Электрооборудование и электрохозяйство предприятий, организаций и учреждений», очной формы обучения / сост.: В.А, Негадаев. – Кемерово: КузГТУ 2015. – Систем. требования: Pentium IV; ОЗУ 8 Мб; Windows XP; мышь. – Загл. с экрана.
Приведено содержание лабораторных занятий и примерные оценочные средства для текущего контроля.
© КузГТУ
© Негадаев, В.А.,
составление, 2015
СОДЕРЖАНИЕ
1. Лабораторная работа №1: Изучение схем управления и защиты электрических двигателей...…………………. | |
2. Лабораторная работа №2: Исследование тиристорных коммутационных аппаратов….…………………………. | |
3. Лабораторная работа №3: Микропроцессорное управление электродвигателями…...………………………... | |
4. Лабораторная работа №4: Магнитные пускатели…. | |
5. Лабораторная работа №5: Автоматические выключатели………............................................................................. | |
6. Лабораторная работа №6: Электронные реле контроля и защиты трехфазного оборудования………………... | |
Лабораторная работа №1
ИЗУЧЕНИЕ СХЕМ УПРАВЛЕНИЯ И ЗАЩИТЫ
ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ДВИГАТЕЛЕЙ
ЦЕЛЬ РАБОТЫ:Ознакомление со схемами управления и защиты двигателей переменного и постоянного тока на персональном компьютере.
СХЕМА УПРАВЛЕНИЯ И ЗАЩИТЫ АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ
На рис. 1.1 представлена типичная схема управления асинхронного двигателя и его защиты от токов короткого замыкания и от токов перегрузки.
В состав схемы входят:
- силовой трансформатор;
- автоматический выключатель;
- предохранители;
- контактор;
- тепловые реле;
- кнопки управления.
Для запуска виртуальной работы схемы на персональном компьютере необходимо через ярлык «Электрические аппараты» войти в электронное содержание лабораторного практикума и загрузить выбранную схему. Через панель управления произвести левой кнопкой мышки включение работы схемы путём нажатия на кнопку «Контактор А» и далее на кнопки «Пуск» и «Next». Остановку работы схемы можно произвести кнопкой «Стоп» или включением аварийных режимов. В окне выше схемы отображается информация о выполненных операциях. Устанавливая курсор на разные элементы схемы и нажимая на левую кнопку мышки, можно посмотреть основные электрические приборы схемы. Выйти к изучению следующей схемы можно через кнопку «Выход».
Пуск двигателя М осуществляется нажатием кнопки П, после чего обмотка ОК контактора оказывается под напряжением (цепь тока от фазы 1 к фазе 2 замыкается через обмотку ОК, нормально замкнутые контакты тепловых реле РТ1 и РТ2, кнопку П и замкнутую кнопку С).
Рис. 1.1. Схема управления и защиты асинхронного двигателя
Под действием электромагнитной силы, развиваемой электромагнитом обмотки ОК, контактор включается, и его главные линейные контакты ЛК подают напряжение к обмотке статора двигателя, который начинает вращаться. Когда оператор отпускает кнопку П и ее контакты размыкаются, обмотка ОК остается под напряжением, так как кнопка П шунтируется вспомогательным контактом ВК2, который связан с подвижной системой контактора и замыкается при его срабатывании. Для отключения контактора (и останова двигателя) нажимается кнопка С, которая своими контактами разрывает цепь тока через обмотку ОК. Под действием возвратной пружины контактор отключается. Вспомогательный контакт ВК2, связанный с подвижной системой контактора, размыкается и после возврата кнопки С в исходное положение цепь тока через обмотку ОК остается также разорванной.