Компоненты текста и их организация
Базовые компоненты текста
В результате анализа книги Реформатского «Техническая редакция книги», в частности главы пятой, посвященной принципам графической выразительности, были систематизированы шрифтовые и внешрифтовые компоненты и определено, что выделение компонентов текста и их организация основаны на принципах графической выразительности.
Т.е. разграничение шрифтовых и внешрифтовых компонентов основано на законах восприятия графических знаков. Каждый знак состоит из ряда признаков, единство которых и характеризует данный знак. Например: признаками прописной (большой) буквы будет особый ее рисунокивеличина (сравн. А и а).
Реформатский считает, что шрифтовые признаки не равноценны по силе впечатления на восприятие: с одной стороны, сказывается в этом их естественные свойства:
- шрифт больших размеров сильнее действует на восприятие, чем меньших;
- шрифт жирный сильнее полужирного;
с другой стороны, привычная роль шрифта среди текста неизбежно влияет на его восприятие:
- строчной светлый прямой шрифт по преимуществу текстовый;
- полужирный и жирный - по преимуществу заголовочный;
- курсив - по преимуществу шрифт отдельных выделений, а также каких-нибудь, особых, вспомогательных кусков текста и т. д.
Сущность графического восприятия шрифтовых знаков позволяет выделить следующие общие принципы графического выражения:
1. Каждому элементу содержания данного текста должен быть присвоен определенный графический признак, восприятие которого дает сигнал сознанию к распознаванию данного элемента среди прочих.
2. Связанные по смыслу и роли в данном контексте элементы содержания должны иметь общие графические признаки, контрастные, различные графические признаки.
3. Так как графические знаки обычно обладают одновременно несколькими графическими признаками (рисунок, пятно, величина), то различные элементы текста, различаясь одними графическими признаками, могут одновременно объединяться другими:
- по пятну - насыщенность цвета (светлый, полужирный, жирный);
- по рисунку - форма шрифта (курсив, прямой);
- по величине- размер шрифта (ПРОПИСНОЙ, один и тот же кегль).
Благодаря этому различные комбинации смысловых связей можно с большой тонкостью передавать соответствующими по связям и контрастам шрифтами.
4. Относительная сила воздействия графических признаков на восприятие, располагается по отношению к строчному светлому шрифту в следующем порядке (от слабого к сильному).
- капитель
- курсив
- прописной
- полужирный
- жирный
- высших кеглей (с последовательным возрастанием по пп. А-Д)
- иных гарнитур (тоже с возрастанием по пп. А-Е).
5. Для выражения замкнутости данного контекста один графический признак должен быть общим всем шрифтовым знакам данного текста; наиболее простым (но отнюдь не единственным) является проведение принципа единой гарнитуры [2].
Кроме шрифтовых графических признаков, существует целый ряд внешрифтовых признаков, служащих той же цели дифференциальной выразительности графической передачи текста и подчиняющихся тем же принципам. Во-первых, это те вспомогательные знаки, которые не входят в алфавит, но имеются в текстовой наборной кассе; прежде всего знаки пунктуации, а также кавычки. Во-вторых, это различные способы пробелов, отбивок и расположения шрифтовых знаков на площади страницы; красной строкой, в абзац, в край - влево, вправо, в подбор к тексту, горизонтально, вертикально, вкось, центрально, эксцентрично, симметрично и т. д.
Эти вспомогательные графические признаки отчасти конструктивного порядка (расположение на площади страницы), отчасти негативного (пробелы и отбивки) могут усиливать или ослаблять эффекты графических признаков, принадлежащих алфавитным знакам.
Кроме шрифтовых и внешрифтовых компонентов текста существуют ряд других, которые не были рассмотрены Реформатским в связи с отсутствием технических средств и возможностей их использования в графическом оформлении текста.
Речь идет о цветовых и графических признаках выразительности. Что касается исследования звуковых и видео-средств, данные компоненты не будут рассмотрены в данной работе, как непринципиальные для целей исследования работы.
В настоящее время с появлением компьютерных средств и частом использовании данных компонентов при организации текста стало необходимым детальное исследование их графических признаков и принципов сочетания с основным текстом. Вкратце обозначим особенности и функции цвета и графики.
Печатный текст нередко сопровождается дополнительными невербальными средствами. Их функциональная значимость проявляется в использовании дополнительных средств для графического выражения текста.
В принципе, все средства графического выражения текста, т.е. компоненты текста, предложенные Реформатским, можно назвать паралингвистическими. Данный термин используется, в настоящее время, в параграфемике для обозначения вспомогательных средств оформления текста[4,13].
Цвет и графика являются паралингвистическими средствами текста, которые обладают как планом содержания, так и планом выражения. Учитывая знаковую природу данных средств, их несомненно можно отнести к компонентам текста.
Цветовые и графические признаки участвуют в организации прагматического воздействия текста на читателя, способствуют полной передаче информационной емкости и влияют на закономерности текстообразования. В связи с тем, что цвет и графика будут в дальнейшем рассматриваться как объекты дизайна необходимо учитывать определенные принципы их оформления. Но в связи с отсутствием необходимого теоретического материала данные принципы будут выработаны в практической части дипломной работы. Во-первых, особенности сочетания и функционирования цвета и графики с другими компонентами текста. Во-вторых, особенности восприятия графических и цветовых признаков при считывании информации с экрана монитора.
При дизайне данных компонентов текста следует также придерживаться эргономических требований, которые будут рассмотрены во втором разделе.
Определив все компоненты текста и их признаки следует рассмотреть основные принципы их организации в тексте. Анализ теоретических исследований Реформатского в области технической редакции книги показал, что можно систематизировать некоторые его идеи по организации текстовых компонентов.