Подготовка учителя к уроку
Подготовка учителя к урокам включает: календарно-годовое, тематическое и поурочное планирование. Конспект обязательно должен иметь: точные формулировки темы, целей урока; описание основного содержания и структуры урока; указание форм, методов и приемов, средств организации познавательной деятельности учащихся. Одним из важных этапов подготовки учителя к уроку является анализ содержания учебного материала.
Анализ содержания учебного материала
Подготовка учебного материала заключается в выборе изучаемых понятий и выстраивании последовательности их изучения и закрепления. Это позволяет выделить основные понятия и обнаружить связи между ними, продумать общий план урока. Фактически, перед написанием конспекта урока учитель в той или иной степени осуществляет такую процедуру, анализируя содержание темы. Анализ содержания учебного материала включает:
1) понятийный анализ; 2) логический; 3) психологический; 4) анализ воспитательной значимости учебного материала; 5) дидактический анализ.
Методы и приемы при обучении информатике
Метод (греч. metodos) – путь, способ достижения цели. Метод обучения – это способ совместной деятельности педагога и учащихся, при которой учащиеся усваивают знания, умения и навыки, развиваются их личностные качества и способности, формируется научное мировоззрение.
Объяснительно-иллюстративные методы (связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются учителем).
Репродуктивные методы (Вводные, Упражнения с комментированием, Тренировочные упражнения).
Проблемные методы (предполагают активное участие учащихся в решении проблемы, сформулированной учителем в виде познавательной задачи).
При использовании частично-поисковых методов школьники привлекаются к выдвижению гипотез для объяснения ситуации, решения проблемы, к постановке эксперимента, разработке учебного проекта.
Исследовательские методы включают наблюдение, эксперимент, связанные с работой на компьютере. Учитель здесь выступает как организатор самостоятельной поисковой деятельности учащихся. Методы этой группы связаны с творческой деятельностью.
Домашнее задание по информатике (самост рассказать здесь)
9. Контроль учебных достижений учащихся на уроках информатики.
Контроль и оценка – это компоненты процесса диагностики. Для выяснения всех обстоятельств того, как протекает процесс обучения, осуществляют диагностику его результатов. Различают диагностику успеваемости и обучаемости. Нас в первую очередь интересует диагностика успеваемости. Она включает контроль, проверку, оценивание и анализ.
Функции контроля
Контроль в процессе обучения выполняет следующие функции: проверочную – свидетельствует о достижениях учащегося; обучающую – предполагает повторение, закрепление, осмысление, обобщение, применение, усовершенствование знаний и умений; развивающую – способствует развитию познавательных возможностей учащегося за счет напряженной умственной деятельности, обостренных внимания, памяти, мышления, воображения; воспитательную – затрагивает эмоциональную сферу личности, дисциплинирует, воспитывает ответственность за результаты, организует; методическую – отражает работу учителя, используется для ее усовершенствования.
Требования к организации контроля: планомерность и систематичность; объективность; всесторонность; индивидуальность; экономичность; педагогическая тактичность, доброжелательность.
Виды контроля. Текущий контроль может быть поурочным и тематическим. Промежуточный (периодический) - в конце четверти, триместра или полугодия. Итоговый контроль может проводиться по решению администрации школы для определения уровня усвоения учебного материала учащимися за год, за курс обучения.
Формы организации контроля. Различные виды контроля могут осуществляться в устной, письменной или практической форме и в их сочетании, а также в форме компьютерного тестирования.
На уроках информатики обычно проводят самостоятельные, практические и контрольные работы. Для текущего контроля можно использовать контролирующие программы и программы-тесты. Такой контроль должен показать степень усвоения базовых знаний, уровень сформированности умений и навыков, подготовленность к восприятию последующего материала.
Содержание контроля. При проведении текущего тематического, промежуточного и итогового контроля учащимся предъявляется совокупность заданий всех уровней сложности учебного материала. Содержание заданий может соответствовать определенному уровню следующим образом:
Уровень 1 (низкий, рецептивный) – определение взаимнооднозначного соответствия, выбор правильных ответов из предлагаемого набора.
Уровень 2 (удовлетворительный, рецептивно-репродуктивный) - определение, формулирование терминов, процессов.
Уровень 3 (средний, репродуктивно-продуктивный) – вопросы на сравнение, классификацию понятий, процессов, операций.
Уровень 4 (достаточный, продуктивный) – выполнение типового задания, описание технологии его реализации. Анализ готовых алгоритмов, моделей.
Уровень 5 (высокий, продуктивный, творческий) – выполнение задания без указания учителем способа и путей решения.
Приведенный материал «О контроле результатов учебной деятельности учащихся и их аттестации (методические рекомендации по учебным дисциплинам)» отражен в «Настаўніцкай газеце» ад 29 кастрычніка 2002 года.
10. Оценка учебных достижений учащихся на уроках информатики.
Смысл и роль оценивания. Согласно словарю Ожегова, отметка – это обозначение оценки знаний учащихся. Оценка – суждение о ценности, уровне или значении кого или чего-либо.
Требования к оценке знаний и умений учащихся:
– Объективность,-индивидуальный характер,-гласность,–обоснованность.
Виды отметок. Различают итоговую и текущую отметки. Итоговая характеризует достижения учащегося в целом, уровень его обученности. Текущая – фактически служит педагогическим инструментом, который регулирует взаимодействие учителя и ученика в учебном процессе.
Критерии оценки учебных достижений учащихся:полнота, глубина, оперативность, прочность, сознательность. Также принимаются во внимание культура речи, степень активности и самостоятельности, регулярность подготовки, личное отношение к предмету.
Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся по информатике. При оценивании теоретических знаний руководствуются следующими критериями: 1) владение фактическим программным учебным материалом, изложение его с использованием терминологии по предмету; 2) проявление познавательной активности, самостоятельности, творчества, умение отвечать на нестандартные вопросы.
При оценивании практических умений руководствуются следующими критериями: 1) выполнение правил техники безопасности и норм поведения в кабинете информатики; 2) усвоение приемов работы с компьютером и программным обеспечением; 3) умение применять приобретенные знания на практике, использовать справочную информацию; 4) уровень самостоятельность при работе, творческий подход к ее выполнению.
Показатели, которые влияют на отметку (ошибки, ситуации). Оценка работы ученика зависит от наличия и характера ошибок, допущенных при ответе на вопрос или при выполнении практического задания. Различают ошибки несущественные, существенные и грубые.