Гипертекстовые технологии представления текста

Феномен гипертекста можно обсуждать с нескольких точек зрения. Гипертекстовые технологии представления текста - student2.ru С одной стороны, это особый способ представления, организации текста,

Глава 2. Оптимизация когнитивной функции языка

Компьютерная лингвистика




с другой — новый вид текста, противопоставленный по многим своим свойствам обычному тексту, сформированному в гутенберговской тради­ции книгопечатания. И, наконец, это новый способ, инструмент и новая технология понимания текста.

1.4.1. Историческое замечание. Идея гипертекста связывается с именем
Ванневара Буша — советника президента Рузвельта по науке. В. Буш
теоретически обосновал проект технической системы «Мемекс», которая
позволяла пользователю связывать тексты и их фрагменты по различ­
ным типам связей, преимущественно по ассоциативным отношениям.
Отсутствие компьютерной техники сделало проект трудно реализуемым,
поскольку механическая система оказалась чрезмерно сложной для прак­
тического воплощения. Идея В. Буша в 60-е гг. получила второе рождение
в системе «Ксанаду» Т. Нельсона, которая уже предполагала использова­
ние компьютерной техники. «Ксанаду» позволял пользователю прочиты­
вать совокупность введенных в систему текстов различными способами,
в различной последовательности, программное обеспечение давало воз­
можность как запоминать последовательность просмотренных текстов,
так и выбирать из них практически любой в произвольный момент вре­
мени. Множество текстов со связывающими их отношениями (системой
переходов) было названо Т. Нельсоном гипертекстом.

1.4.2.Теоретические основания гипертекста. Многие исследователи рас­
сматривают создание гипертекста как начало новой информационной
эпохи, противопоставленной эре книгопечатания. Линейность письма,
внешне отражающая линейность речи, оказывается фундаментальной ка­
тегорией, ограничивающей мышление человека и понимание текста. Мир
смысла нелинеен, поэтому сжатие смысловой информации в линейном
речевом отрезке требует использования специальных «коммуникатив­
ных упаковок» — членение на тему и рему, разделение плана содержа­
ния высказывания на эксплицитные (утверждение, пропозиция, фокус)
и имплицитные (пресуппозиция, следствие, импликатура дискурса) слои.
Отказ от линейности текста и в процессе его представления читателю
(чтения и понимания), и в процессе синтеза, по мнению теоретиков,
способствовал бы «освобождению» мышления и даже возникновению его
новых форм.

Прототипический текст — это монолог. Между тем многие лингвисты (и среди них М. Бахтин и Л. Якубинский) указывали на вторичность монолога по сравнению с диалогом. Гипертекст с этой точки зрения позволяет устранить искусственную монологичность текста.

Обычный текст, как правило, имеет автора. Гипертекст автора в тра­диционном понимании не имеет — у него множество авторов, причем для постоянно изменяющегося гипертекста авторский коллектив также постоянно меняется. Изменение статуса автора меняет и статус читателя: в гипертекстовой системе понимание часто сопровождается изменением

компонентов гипертекста или, как минимум, выбором пути просмотра, что опять-таки акт творческий, авторский.

Множественность авторства имеет и еще одно следствие: в гипертек­сте представлено много точек зрения на проблему, а в обычном тексте — только одна. Именно поэтому гипертекст более объективен и более толе-рантен к читателю, чем классический текст.

Гипертекстовые технологии позволяют легко сочетать различные ви­ды информации — обычный текст, рисунок, график, таблицу, схему, звук и движущееся изображение. Как традиционный текст, так и ги­пертекст — феномены, порожденные новыми технологиями. В первом случае технология позволила легко тиражировать и распространять зна­ния самых различных типов, а во втором — компьютерные технологии дали возможность изменить сам внешний вид текста и его структу­ру. Разнородностьгипертекста — это первое технологическоесвойство гипертекста, технологическое в том смысле, что оно непосредственно следует из используемой компьютерной технологии. Второе технологи­ческое свойство гипертекста — его нелинейность.Гипертекст не имеет стандартной, обычной последовательности чтения. Прочие свойства ги­пертекста в той или иной степени являются следствиями из этих двух технологических свойств.

Суммировать различия текста и гипертекста можно следующим об­разом:

• конечность, законченность традиционного текста vs. бесконечность, незаконченность, открытость гипертекста;

• линейность текста vs. нелинейность гипертекста;

• точное авторство текста vs. отсутствие авторства (в традиционном понимании) у гипертекста;

• снятие противопоставления между автором и читателем;

• субъективность, односторонность обычного текста vs. объективность, многосторонность гипертекста;

• однородность обычного текста vs. неоднородность гипертекста.

1.4.3. Компоненты гипертекста. Структурно гипертекст может быть пред­ставлен как граф, в узлах которого находятся традиционные тексты или их фрагменты, изображения, таблицы, видеоролики и т.д. Узлы связаны разнообразными отношениями, типы которых задаются разработчиками программного обеспечения гипертекста или самим читателем. Отноше­ния задают потенциальные возможности передвижения или навигациипо гипертексту. Отношения могут быть однонаправленными или дву­направленными. Соответственно, двунаправленные стрелки позволяют двигаться пользователю в обе стороны, а однонаправленные — только в одну. Цепочка узлов, через которые проходит читатель при просмотре компонентов текста, образует путьили маршрут.

Наши рекомендации