Основные методы поиска информации в Интернете
Можно выделить следующие основные методы поиска информации в Интернете, которые, в зависимости от целей и задач ищущего, используются по отдельности или в комбинации друг с другом:
1. Непосредственный поиск с использованием гипертекстовых ссылок
Поскольку все сайты в пространстве WWW фактически оказываются связанными между собой, поиск информации может быть произведен путем последовательного просмотра связанных страниц с помощью браузера.
Хотя этот полностью ручной метод поиска выглядит полным анахронизмом в Сети, содержащей более 60 млн. узлов, "ручной" просмотр Web-страниц часто оказывается единственно возможным на заключительных этапах информационного поиска, когда механическое "копание" уступает место более глубокому анализу.
Использование каталогов, классифицированных и тематических списков и всевозможных небольших справочников также относится к этому виду поиска.
2. Использование поисковых машин
Сегодня этот метод является одним из основных и фактически единственным при проведении предварительного поиска. Результатом последнего может являться список ресурсов Cети, подлежащих детальному рассмотрению.
Как правило, применение поисковых машин основано на использовании ключевых слов, которые передаются поисковым серверам в качестве аргументов поиска: что искать.
Если делать все правильно, то формирование списка ключевых слов требует предварительной работы по составлению тезауруса.
3. Поиск с применением специальных средств
Этот полностью автоматизированный метод может оказаться весьма эффективным для проведения первичного поиска.
Одна из технологий этого метода основана на применении специализированных программ - спайдеров, которые в автоматическом режиме просматривают Web-страницы, отыскивая на них искомую информацию.
Фактически это автоматизированный вариант просмотра с помощью гипертекстовых ссылок, описанный выше (поисковые машины для построения своих индексных таблиц используют похожие методы).
Нет нужды говорить, что результаты автоматического поиска обязательно требуют последующей обработки.
Применение данного метода целесообразно, если использование поисковых машин не может дать необходимых результатов (например, в силу нестандартности запроса, который не может быть адекватно задан существующими средствами поисковых машин).
В ряде случаев этот метод может быть очень эффективен.
Выбор между использованием спайдера или поисковых серверов являет собой вариант классического выбора между применением универсальных или специализированных средств.
4. Анализ новых ресурсов
Поиск по новообразованным ресурсам может оказаться необходимым при проведении повторных циклов поиска, поиска наиболее свежей информации или для анализа тенденций развития объекта исследования в динамике.
Другой возможной причиной может явиться то, что большинство поисковых машин обновляет свои индексы со значительной задержкой, вызванной гигантскими объемами обрабатываемых данных, и эта задержка обычно тем больше, чем менее популярна интересующая тема.
Это соображение может оказаться весьма существенным при проведении поиска в узкоспециальной предметной области.
Отечественные и зарубежные поисковые системы и каталоги ресурсов.
Языки запросов.
Статистика запросов.
Интернет как средство коммуникации. Электронная почта
Подготовка, отправка и получение электронных писем.
Адресная книга и другие почтовые функции.
Правила сетевого этикета.
- Работа с HTML-документами. Управление сайтами
Язык HTML.
Технологии создания веб-страниц.
Интернет и общество
Банки данных. Электронные библиотеки.
Ресурсы Интернета для социологов - важнейшие информационные сайты.
Электронная коммерция. Реклама в интернете. Call-центры.
Информационная безопасность. Электронная подпись.
Информационные ресурсы, продукты и услуги для дистанционного образования.
- Социальные технологии в Интернете – Web 2.0
Блоги и Wiki. Социальные сети (social networking).
Типы виртуальных сообществ, роли участников.
Основные задачи модератора сообщества.
Коллаборативная фильтрация.
Оценки репутации. Сотрудничество и обмен знаниями.