Ребенок не чувствует разницы

Доклад

«Компьютерная зависимость:

мифы и реалии жизни современного подростка»

Симова Галина Александровна

социальный педагог

Болградской вечерней ОШ ІІ-ІІІ ступ.

Болград

2014 г.

Компьютерная зависимость у детей

Компьютер помогает человеку при решении многих задач, облегчает труд, открывает новые горизонты для мысли и действий, предоставляет новые возможности. Но не стоит забывать о том, что существует и оборотная сторона медали. Длительная работа за компьютером негативно сказывается на многих функциях нашего организма: нервной деятельности, эндокринной, иммунной и репродуктивной системах, на зрении и костно-мышечном аппарате человека и т.д.

Сегодня 90% выпускников оканчивают школу с хроническими заболеваниями, в том числе с резким ухудшением зрения. Это происходит еще и потому, что подросток слишком много времени проводит за компьютером.

Компьютерная зависимость является разновидностью эмоциональной зависимости, очень похожей на алко – и нарко - зависимость. Она провоцирует ребенка погрузиться в свой вымышленный мир.

Ребенок не чувствует разницы - student2.ru

Ребенку, попавшему в сети компьютерной зависимости, нужна помощь. В первую очередь родителей.

Современные дети нередко осваивают компьютерную грамотность раньше, чем языковую или математическую: мы живем в эпоху высоких технологий и сумасшедших скорос­тей. В принципе, это не хорошо и не плохо, главное – как распорядиться имеющимися у нас ресурсами. Ведь те же компьютер и Интернет могут стать как инструментом творчества и получения новой информации, так и допингом сродни наркотикам. Несмотря на то, что в среде детей и подростков компьютерная зависимость приобретает угрожающие масштабы, общественность относится к этому факту скорее снисходительно: дескать, лучше, когда ребенок сидит дома за компьютером, чем тусуется непонятно где и с кем.

Компьютерные игры увлекают и захватывают – но параллельно с этим реальная жизнь перестает быть источником удовольствия. Многие специалисты сходятся во мнении, что такими страшными диагнозами, как депрессия, синдром эмоционального выгорания, хроническая усталость, алкогольная и наркотическая зависимость, суицидальные наклонности человечество во многом обязано высоким технологиям. Задача родителей – сформировать у ребенка адекватное отношение к компьютерному миру, сделать его жизнь настолько яркой, интересной и насыщенной, чтобы никакие виртуальные забавы не могли с ней соперничать.

Ребенок не чувствует разницы

«До семи лет ребенок не в состоянии провести четкую грань между вымыслом и настоящей жизнью. И если в столь нежном возрасте малыш «ныряет» в компьютерные игры и телевизор – они становятся его реальностью. А ведь опыт, приобретенный в первые семь лет жизни, во многом формирует наши жизненные установки и ценности. Согласитесь, виртуальный мир, на первый взгляд, может показаться куда интереснее реального: на мониторе краски ярче, события меняются с какой угодно скоростью, а для победы не нужно прилагать особых усилий. В вальдорфской педагогике есть такое понятие, как чувство жизни: умение удивляться и радоваться всему, что нас окружает, воспринимать жизнь как чудо, жить «здесь и сейчас». Ребенок, погруженный в иллюзорный мир, вряд ли обрадуется, скажем, распустившемуся цветку – зачем, если одним кликом компьютерной мышки он может «вырастить» на экране виртуальные джунгли? По настоящим улицам не скачет человек-паук и не бегают динозавры – зато псевдореальность изобилует будоражащими воображение персонажами. В результате малышу становится неинтересно исследовать окружающий мир, докапываться до сути вещей. Такой ребенок не видит для себя иного способа получения удовольствий, кроме как с головой уйти в искусственные эмоции и переживания».

В американских военных школах одним из элементов подготовки будущих бойцов являются занятия по снижению чувствительности, притуплению способности к сопереживанию – в противном случае солдат не сможет хорошо делать свое дело. Подобные «тренировки» осуществляются при помощи специальных компьютерных программ, работающих по принципу игр-стрелялок: за максимально короткий срок нужно «убить» как можно больше противников и самому остаться в живых. Агрессивные компьютерные игры (а к таковым относятся игры, эксплуатирующие темы насилия, убийства, расовой или сексуальной дискриминации и прочих противоправных действий) заглушают в ребенке альтруизм, умение сочувствовать и понимать другого человека. Формируется очень опасная установка: чтобы победить, нужно убить. И хотя речь идет об «игрушечных» убийствах, подобные стереотипы четко «записываются» на уровне подсознания – неизвестно, к каким действиям они могут подтолкнуть человека в критической ситуации. Многие специалисты связывают немотивированную агрессию подростков с пристрастием к агрессивным компьютерным играм.

Когда основным время­препровождением ребенка становятся компьютерные игры, интернет-чаты и телевизор, страдает, в первую очередь, его эмоционально-чувственная сфера. Стать супергероем в вымышленной жизни намного проще, чем в настоящей. Для того чтобы одержать виртуальную победу, достаточно умственных усилий, быстроты реакции и определенных навыков. А в реальной жизни успех невозможен без умения чувствовать, договариваться с людьми, слышать свою интуицию, использовать творческое начало! Компьютерные игры формируют искаженное представление о жизни, безволие и пассивность, которые скрываются за яркими подвигами в виртуальном мире. Стоит ли удивляться тому, что, повзрослев, вчерашний геймер отказывается брать на себя ответственность за собственную судьбу?!

В последние годы медикам все чаще приходится сталкиваться с гиперактивными детками. Этому явлению есть простое объяснение. Детям, особенно маленьким, очень важно проживать эмоции через тело (это происходит, например, во время подвижных игр). А когда малыш увлеченно смотрит мультик или гоняет на виртуальных ралли, его мозг работает очень интенсивно. Но тело -то остается неподвижным, оно не проживает эту активность! А потом родители недоумевают, почему ребенок переворачивает весь дом вверх дном, по ночам просыпается каждые два часа, а в школе имеет проблемы с дисциплиной.

Компьютерная зависимость

Наши рекомендации