Задания для самостоятельной работы студентов. по дисциплине «Коммунальная гигиена»
CИЛЛАБУС
по дисциплине «Коммунальная гигиена»
по специальности: 5В110200 – «Общественное здравоохранение»
Лекции - 30(часов)
Практические занятия - 90 (часов)
СРСП -120 (часов)
СРС - 120 (часов)
Всего часов 360 (часов)
Экзамен -8 семестр
Курс 4
Семестр 7-8
Астана 2013
1.7 Сведения о преподавателях:
1. Сулейменова Роза Калдыбековна - к.м.н.доцент,зав.кафедрой. Стаж работы на кафедре 3года. Научные интересы:эпидемиология, гигиена труда, коммунальная гигиена, гигиена детей и подростков. Читает лекции и ведет практические занятия на русском и казахском языках. Научный руководитель магистрантов.
2. Мусина Айман Аяшевна – д.м.н.профессор.Общий стаж работы – более 20 лет
Научные интересы: гигиена труда, коммунальная гигиена, гигиена детей и подростков. Преподает на русском и казахском языках. Научный руководитель магистрантов.
3..Шайзадина Гульнара Нургалиевна - к.м.н..профессор. Стаж работы на кафедре 6 лет. Научные интересы: гигиена труда, коммунальная гигиена, гигиена детей и подростков. Преподает на русском и казахском языках
4.Рахметова Бахытжан Тлепбековна. – старший преподаватель, стаж работы на кафедре 6 лет, научные интересы: окружающая среда и здоровье,
эпидемиология, коммунальная гигиена,гигиена труда, гигиена детей и подростков Преподает на русском и казахском языках
5.Бактыбаева Меруерт Болатхановна– магистр медицины, старший преподаватель,стаж работы 4 года, научные интересы: коммунальная гигиена, гигиена детей и подростков.
6.Сембиева Фарида Толебековна – магистр медицины, старший преподаватель,стаж работы 3 года, научные интересы: коммунальная гигиена, окружающая среда и здоровье.
7.Аманова Асель Дулатовна - преподаватель,общий стаж работы 3 года, научные интересы: коммунальная гигиена, гигиена детей и подростков.
8.Керимкулова Самал Жалиловна - преподаватель,общий стаж работы 1 год, научные интересы: коммунальная гигиена, гигиена детей и подростков.
1.8 Контактная информация: кафедра находится по адресу
ул.Бейбитшилик,51 3 этаж
Аудитории 308,309
Телефон 539459
1.9 Политика дисциплины:
Обучающиеся обязаны:
· В полном объеме овладеть знаниями,умениями и практическими навыками по дисциплине
· Студент должен прийти на занятие, изучив материал темы по указанной литературе и контрольным вопросам
· Бережно относиться к имуществу кафедры
· Уважительно и корректно относиться к преподавателям,сотрудникам,
· обучающимся
· Соблюдать медицинскую форму на лекциях,практических занятиях,на экзамене (халат,шапочка).
· Активно участвовать в жизни кафедры (кружки СНО,мероприятиях кафедры)
· Отключать звук мобильного телефона на занятиях
· Не брать на экзамены сотовые телефоны
· Не опаздывать на занятия. Посещение лекций,практических занятий,СРСП обязательно
· В случае пропуска лекции материал отрабатывается в виде подготовки конспекта лекции и реферата, а также собеседования с лектором
· В случае пропуска занятий и лекций по уважительным причинам (болезнь, свадьба,роды,стационарное лечение,смерть близких,аварии,стихийные бедствия и др) студент или его родственники обязаны в течение 3-х суток информировать кафедру о происшедшем любым способом (по телефону и др).
· При неявке на занятия по уважительным причинам оправдательным документом является справка со студенческой поликлиники,донорская справка, свидетельство о смерти близкого,свидетельство о бракосочетании, свидетельство о рождении ребенка. При отсутствии подтерждающих документов причина считается неуважительной. Декан выписывает студенту допуск к отработкам и занятиям с указанием причины пропуска
· Допуск к отработкам и занятиям регистрируется в «Журнале регистрации допусков» деканата и в «Журнале отработок» кафедры.Копия оправдательного документа должна храниться в деканате, оригинал у студента.
· В случае пропуска по уважительной причине отработка проводится в объеме пропущенного материала и засчитывается в рейтинг в баллах
· В случае пропуска занятий по неуважительной причине отработка проводится в объеме пропущенного материала и не засчитывается в рейтинг (ставится 0 баллов)
· Пропущенные занятия и лекции по неуважительной причине отрабатываются в течение не более 2 календарных недель
· В случае неотработанных двух и более занятий и лекций обучающийся считается неаттестованным за аттестационный период
· Из ОРД вычитается 1 балл за каждую пропущенную лекцию по неуважительной причине
· Неудовлетворительные оценки для получения более высокого рейтинга не отрабатываются.
· Итоговая оценка подсчитывается только в том случае, если обучающийся имеет положительные оценки как по рейтингу допуска,так и по итоговому контролю. При этом положительная оценка включает оценки от 50% до 100%,неудовлетворительная оценка – от0% до 49%
· Отработка на кафедрах принимается по расписанию
· Обучающийся, не согласный с результатом экзаменационной сессии, итоговой аттестации , имеет право подать апелляцию на имя председателя апелляционной комиссии Университета.
· Студентам- призерам Международных студенческих конференций или олимпиад по дисциплинам кафедры выставляется положительная оценка (100%) по итоговой аттестации автоматически.
· В случае,если студент имеет задолженность по дисциплине,разницу в учебных планах при переводе из другого вуза ,то он должен пройти в летний платный семестр.
2.Программа:
2.1 Введение:
Коммунальная гигиена – одна из ведущих профилактических дисциплин, изучающая влияние природных и антропогенных факторов окружающей среды на здоровье человека в условиях населенных мест, с целью обоснования мероприятий по улучшению среды обитания человека, по предупреждению и снижению заболеваемости населения, для разработки гигиенических нормативов и санитарного законодательства в области коммунальной гигиены.
2.2 Цель дисциплины:подготовка специалиста общественного здравоохранения по проведению государственного санитарно-эпидемиологического надзора в области коммунальной гигиены.
2.3 Задачи обучения:
· проведение предупредительного и текущего санитарного надзора за объектами коммунальной гигиены;
· применение санитарно-гигиенических методов при организации санитарного надзора за основными источниками загрязнения атмосферного воздуха, почвы на территории населенных мест и воды водоемов;
· санитарно-гигиеническая оценка источников водоснабжения, способов улучшения качества питьевой воды и устройства водопроводных сооружений;
· санитарно-гигиеническая оценка систем и видов канализации населенных мест; эффективности работы очистных сооружений по очистке хозяйственно-бытовых и промышленных сточных вод;
· санитарно-гигиеническая оценка эффективности работы пылегазоочистных сооружений на различных предприятиях по очистке выбросов в атмосферу населенных мест, определение предельно-допустимого выброса (ПДВ);
· изучение влияния факторов окружающей среды (водного, воздушного) на состояние здоровья населения;
· санитарный надзор за содержанием и очисткой территории населенных мест от твердых и жидких отходов и способами их обезвреживания;
· проведение санитарного надзора за освещением, отоплением и вентиляцией жилых и общественных зданий, различных коммунально-бытовых объектов, лечебно-профилактических учреждений, аптек и спортивных сооружений;
· санитарно-гигиеническая экспертиза проектной документации водоснабже-ния, канализации, по планировке и застройке городских и сельских поселений, жилых и общественных зданий, коммунально-бытовых объектов, спортивных сооружений, лечебно-профилактических учреждений и аптек;
· разработка и внедрение санитарно-гигиенических мероприятий по санитарной охране водных объектов, атмосферного воздуха и почвы населенных мест и воздуха закрытых помещений.
2.4 Конечные результаты обучения:
Студент должен
знать:
· законодательство об охране здоровья граждан, санитарное, природоохранное законодательство Республики Казахстан, правовые основы деятельности специалистов государственной санитарно-эпидемиологической службы;
· документацию коммунального отдела;
· причины, условия и факторы риска возникновения и распространения среди населения инфекционных и неинфекционных заболеваний водным путем и их профилактику;
· правила организации и проведения санитарного надзора за основными источниками загрязнения атмосферного воздуха, почвы и воды водоемов;
· методы оценки освещенности, вентиляции и отопления жилых и общественных зданий, коммунальных объектов, спортивных сооружений;
· этапы проведения экспертизы проектов водоснабжения, канализации населенных мест, планировки и застройки городских и сельских поселений, жилых и общественных зданий, коммунально-бытовых объектов, спортивных сооружений, лечебно-профилактических учреждений и аптек;
· методику расчета и оценки показателей здоровья населения в связи с воздействием факторов окружающей среды;
· правила организации и проведения санитарно-гигиенических мероприятий по санитарной охране водных объектов, атмосферного воздуха, почвы и воздуха закрытых помещений,
· устройство принцип работы приборов: метеометра МЭС – 200 А, термоанемометров: TESTO 425, TESTO 435, газоанализатора АНКАТ, дозиметр-радиометра и других приборов, необходимых для оценки уровня различных факторов окружающей среды
уметь:
· принимать управленческие решения на разных уровнях государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
· оценивать санитарно-гигиеническое состояние различных объектов при осложнении санитарно-эпидемиологической ситуации;
· оценивать эффективность мероприятий по ликвидации водного пути распространения инфекции с учетом особенностей водоснабжения и водопользования на конкретной территории;
· осуществлять предупредительный и текущий санитарно-гигиенический надзор за объектами коммунальной гигиены и факторами окружающей среды;
· давать гигиеническую оценку чистоты атмосферного воздуха, почвы, воды;
владеть навыками:
· осуществления государственного предупредительного и текущего санитарно-эпидемиологического надзора в области коммунальной гигиены;
· проведения экспертизы проектных документов различных объектов коммунальной гигиены;
2.5 Пререквизиты: общая гигиена и экология, биохимия, патологическая физиология
2.6 Постреквизиты:гигиена питания, гигиена труда, гигиена детей и подростков, эпидемиология.
2.6 Краткое содержание дисциплины: Коммунальная гигиена является одной из научных отраслей профилактической медицины, знание вопросов которой необходимо бакалаврам по специальности «Общественное здравоохранения»
Тематический план
Тематический план лекций
№ | Темы лекций | Форма проведения | Прод |
1. | Вступительная лекция. Предмет коммунальной гигиены. История развития дисциплины. Роль ученых Казахстана и России в развитии коммунальной гигиены. Законодательство как основа деятельности бакалавра общественного здравоохранения в области коммунальной гигиены. | Обзорная лекция | |
2. | Государственный санитарный надзор в Республике Казахстан. Предупредительный и текущий санитарный надзор. Структура и функции санитарно-эпидемиологической службы РК. | Обзорная лекция | |
3. | Гигиенические цели хозяйственно- питьевого водоснабжения. Значение количества и качества воды для здоровья и санитарных условий жизни населения. | Обзорная лекция | |
Водоснабжение населенных мест. Сравнительная гигиеническая оценка источники водоснабжения. | Обзорная лекция | ||
5. | Научные основы нормирования качества питьевой воды. Вода как фактор заболеваемости инфекционной и неинфекционной природы. | Обзорная лекция | |
6. | Гигиеническая оценка методов очистки и обеззараживания питьевой воды. | Обзорная лекция | |
Гигиена горячего водоснабжения. | Обзорная лекция | ||
Вопросы организации водоснабжения в экстремальных условиях. | Обзорная лекция | ||
Проблемы охраны водных объектов в Казахстане. Источники загрязнения водоемов. | Обзорная лекция | ||
Гигиеническое нормирование химических веществ в воде водных объектов. Основные принципы и методы. Законодательство. | Обзорная лекция | ||
Городские сточные воды. Санитарная характеристика. Гигиеническая оценка методов очистки и обезвреживания. | Обзорная лекция | ||
Система мероприятий по санитарной охране водных объектов. | Обзорная лекция | ||
Современные проблемы охраны почвы. Гигиеническое значение почвы. | Обзорная лекция | ||
Гигиенические принципы нормирования химических веществ в почве. | Обзорная лекция | ||
Основы организации и проведения санитарной очистки населенных мест. | Обзорная лекция | ||
Основные методы обезвреживания твердых и жидких отбросов. | Обзорная лекция | ||
Современные проблемы охраны атмосферного вохдуха. Источники загрязнения атмосферного воздуха. | Обзорная лекция | ||
Влияние атмосферных загрязнений на здоровье и санитарные условия жизни населения, факторы риска. | Обзорная лекция | ||
Основные принципы нормирования химических веществ в атмосферном воздухе. | Обзорная лекция | ||
Система мероприятий по санитарной охране атмосферного воздуха. | Обзорная лекция | ||
Жилище, как социальная проблема. История и современные принципы жилищного строительства в Казахстане. Научные основы нормирования микроклимата жилищ. | Обзорная лекция | ||
Гигиенические основы нормирования отопления, вентиляции и естест-венного и искусственного освещения жилых и общественных зданий. | Обзорная лекция | ||
Гигиенические требования к устройству и оборудованию предприятий бытового обслуживания. | Обзорная лекция | ||
Гигиеническая оценка новых строительных материалов и их влияние на здоровье населения. | Обзорная лекция | ||
Гигиена лечебно-профилактических, амбулаторно-поликлинических и санаторно-оздоровительных и санитарно-эпидемиологических учреждений | Обзорная лекция | ||
Гигиена спортивных сооружений, культурно-просветительных и зрелищных учреждений. | Обзорная лекция | ||
Гигиенические основы районной планировки. Функциональное зонирование территории населенных мест. Градообразующие факторы. | Обзорная лекция | ||
Организация селитебной территории города. Жилые районы и микрорайоны. Общественные центры. | Обзорная лекция | ||
Планировка и благоустройство населенных мест. Улицы, площади, зеленые насаждения. | Обзорная лекция | ||
Проблема городского шума. Влияние шума на здоровье населения. Законодательство. Гигиеническое значение инсоляции. | Обзорная лекция | ||
итого |
Тематический план практических занятий:
№ | Темы практических занятий | Форма проведения | К-во час | |
Кредит №1 | ||||
Система государственной санитарно-эпидемиологической службы Республики Казахстан, его структура и фукции. | решение тестовых заданий и ситуационных задач, устный опрос, работа в малых группах: моделирование ситуации | |||
Документация отдела коммунальной гигиены. Виды документов, правила их ведения. | решение тестовых заданий и ситуационных задач, устный опрос, работа в малых группах: моделирование ситуации | |||
Централизованное водоснабжение из подземных и поверхностных источников. | решение тестовых заданий и ситуационных задач, устный опрос, работа в малых группах: моделирование ситуации | |||
Методика оценки качества питьевой воды. Нормативные документы Республики Казахстан. | решение тестовых заданий и ситуационных задач, устный опрос, работа в малых группах: моделирование ситуации | |||
Методика отбора проб питьевой воды, порядок проведения анализов и оформление их результатов. | решение тестовых заданий и ситуационных задач, устный опрос, работа в малых группах: моделирование ситуации | |||
Методы санитарно-гигиенических исследований в коммунальной гигиене. | решение тестовых заданий и ситуационных задач, устный опрос, работа в малых группах: моделирование ситуации | |||
Кредит №2 | ||||
Методика санитарного обследованияи и выбора водоисточников. | решение тестовых заданий и ситуационных задач, устный опрос, работа в малых группах: моделирование ситуации | |||
Методика санитарного контроля за технологией очистки воды. Оценка эффективности осветления и обесцвечивания питьевой воды. Коагуляция, отстаивание и фильтрация. | решение тестовых заданий и ситуационных задач, устный опрос, работа в малых группах: моделирование ситуации | |||
Методы санитарного контроля за технологией обеззараживания воды. Реагентные и безреагентные методы. | решение тестовых заданий и ситуационных задач, устный опрос, работа в малых группах: моделирование ситуации | |||
Методика санитарной экспертизы проектов водоснабжения населенных мест. Оценка полноты представленных документов. | решение тестовых заданий и ситуационных задач, устный опрос, работа в малых группах: моделирование ситуации | |||
Устройство шахтных колодцев. Дезинфекция и обеззараживание воды в шахтных колодцах. | решение тестовых заданий и ситуационных задач, устный опрос, работа в малых группах: моделирование ситуации | |||
Кредит №3 | ||||
Методика выявления источников загрязнения водных объектов. | решение тестовых заданий и ситуационных задач, устный опрос, работа в малых группах: моделирование ситуации | |||
Гигиеническая оценка методов и схем очистки хозяйственно-бытовых сточных вод. | решение тестовых заданий и ситуационных задач, устный опрос, работа в малых группах: моделирование ситуации | |||
Точки отбора проб сточной воды для оценки эффективности работы сооружений механической очистки. | решение тестовых заданий и ситуационных задач, устный опрос, работа в малых группах: моделирование ситуации | |||
Методика отбора проб сточной воды для оценки эффективности работы сооружений по биологической очистке и обеззараживанию. | решение тестовых заданий и ситуационных задач, устный опрос, работа в малых группах: моделирование ситуации | |||
Гигиеническая характеристика особенностей очистки промышленных сточных вод. | решение тестовых заданий и ситуационных задач, устный опрос, работа в малых группах: моделирование ситуации | |||
Определение санитарных условий сброса сточных вод в водоем. Понятие о ПДС. | решение тестовых заданий и ситуационных задач, устный опрос, работа в малых группах: моделирование ситуации | |||
Кредит №4 | ||||
Санитарные правила содержания территории населенных мест. Основы организации и проведения санитарной очистки населенных мест. | решение тестовых заданий и ситуационных задач, устный опрос, работа в малых группах: моделирование ситуации | |||
Текущий санитарный надзор. Методика санитарного надзора за сбором, хранением и удалением твердых отходов из населенного пункта. | решение тестовых заданий и ситуационных задач, устный опрос, работа в малых группах: моделирование ситуации | |||
Лабораторный контроль за санитарным состоянием почвы. | решение тестовых заданий и ситуационных задач, устный опрос, работа в малых группах: моделирование ситуации | |||
Методика санитарного надзора за сбором и удалением жидких отходов из населенного пункта. | решение тестовых заданий и ситуационных задач, устный опрос, работа в малых группах: моделирование ситуации | |||
Санитарный надзор за правильным содержанием и эксплуатацией сооружений по обезвреживанию и утилизации отходов. | решение тестовых заданий и ситуационных задач, устный опрос, работа в малых группах: моделирование ситуации | |||
Методика выбора и обоснования принципиальных схем санитарной очистки населенных мест. | решение тестовых заданий и ситуационных задач, устный опрос, работа в малых группах: моделирование ситуации | |||
Кредит №5 | ||||
Методика санитарного обследования источников загрязнения атмосферного воздуха. | решение тестовых заданий и ситуационных задач, устный опрос, работа в малых группах: моделирование ситуации | |||
Методика изучения влияния атмосферных загрязнений на состояние здоровья населения. | решение тестовых заданий и ситуационных задач, устный опрос, работа в малых группах: моделирование ситуации | |||
Методика организации наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха: стационарные, маршрутные и передвижные посты. | решение тестовых заданий и ситуационных задач, устный опрос, работа в малых группах: моделирование ситуации | |||
Методика расчета условий рассеивания в атмосферном выбросов промышленных предприятий. Определение предельно-допустимого выброса (ПДВ). | решение тестовых заданий и ситуационных задач, устный опрос, работа в малых группах: моделирование ситуации | |||
Контроль эффективности работы пылегазоочистных сооружений на промышленных предприятиях. | решение тестовых заданий и ситуационных задач, устный опрос, работа в малых группах: моделирование ситуации | |||
Гигиеническая оценка организации санитарно-защитных зон промышленных предприятий. | решение тестовых заданий и ситуационных задач, устный опрос, работа в малых группах: моделирование ситуации | |||
Кредит №6 | ||||
1. | Гигиеническое и эпидемиологическое значение жилища. Требования к участку строительства жилых домов. | решение тестовых заданий и ситуационных задач, устный опрос, работа в малых группах: моделирование ситуации | ||
Естественное и искусственное освещение помещений жилых и общественных зданий. Гигиенические требования. Нормирование. | решение тестовых заданий и ситуационных задач, устный опрос, работа в малых группах: моделирование ситуации | |||
Отопление и вентиляция помещений жилых и общественных зданий. Гигиенические требования. Нормирование. Воздушный куб. | решение тестовых заданий и ситуационных задач, устный опрос, работа в малых группах: моделирование ситуации | |||
Бани. Устройство и содержание, требования к эксплуатации. | решение тестовых заданий и ситуационных задач, устный опрос, работа в малых группах: моделирование ситуации | |||
Прачечные. Устройство и содержание, требования к эксплуатации. | решение тестовых заданий и ситуационных задач, устный опрос, работа в малых группах: моделирование ситуации | |||
Аптеки. Устройство и содержание, требования к эксплуатации. | решение тестовых заданий и ситуационных задач, устный опрос, работа в малых группах: моделирование ситуации | |||
Кредит №7 | ||||
1. | Гигиенические основы планировки и санитарно-технического оборудования лечебно-профилактических учреждений. | решение тестовых заданий и ситуационных задач, устный опрос, работа в малых группах: моделирование ситуации | ||
2. | Методика санитарного обследования территории, устройства и содержания лечебно-профилактических учреждений. | решение тестовых заданий и ситуационных задач, устный опрос, работа в малых группах: моделирование ситуации | ||
3. | Методика проведения отбора проб воздуха на содержание вредных химических веществ и микроорганизмов в операционных, родильных домах и инфекционных отделениях. Контроль качества проведения дезинфекции и стерилизации в лечебно-профилактических учреждениях.. | решение тестовых заданий и ситуационных задач, устный опрос, работа в малых группах: моделирование ситуации | ||
4. | Особенности планировки, благоустройства и оборудования театров и кинотеатров и библиотек. | решение тестовых заданий и ситуационных задач, устный опрос, работа в малых группах: моделирование ситуации | ||
5. | Особенности планировки, благоустройства и оборудования спортивных сооружений. Предупредительный санитарный надзор в ходе строительства жилых и общественных зданий. | решение тестовых заданий и ситуационных задач, устный опрос, работа в малых группах: моделирование ситуации | ||
Кредит №8 | ||||
Гигеническая оценка природно-климатических факторов при проектировании и строительстве городов. | решение тестовых заданий и ситуационных задач, устный опрос, работа в малых группах: моделирование ситуации | |||
Гигиеническая оценка инсоляции территории застройки и жилых зданий микрорайона. Нормирование инсоляции. | решение тестовых заданий и ситуационных задач, устный опрос, работа в малых группах: моделирование ситуации | |||
Источники транспортного шума и влияние шума на состояние здоровья населения. Гигиеническая оценка шумового режима населенного пункта и помещений жилых и общественных зданий. Нормирование шума. | решение тестовых заданий и ситуационных задач, устный опрос, работа в малых группах: моделирование ситуации | |||
Методика санитарного надзора за источниками электромагнитных полей. Источники электромагнитных полей. Нормирование уровня электромагнитных полей. | решение тестовых заданий и ситуационных задач, устный опрос, работа в малых группах: моделирование ситуации | |||
Санитарно-гигиенические принципы и особенности размещения общественных центров в сельском населенном пункте. Санитарная экспертиза проектных материалов по планировке. | решение тестовых заданий и ситуационных задач, устный опрос, работа в малых группах: моделирование ситуации | |||
Всего часов: | 90 час | |||
Тематический план самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя (СРСП):
Темы СРСП | Форма проведения | К-во час | ||
Кредит №1 | ||||
Основные положения Кодекса РК «О здоровье народа и системе здравоохранения» Правила заполнения актов, протоколов и заключений обследования объектов коммунальной гигиены и других документов коммунального отдела | консультации по наиболее сложным вопросам учебнойпрограммы, выполнению домашних заданий, проектов, задач, практических заданий | |||
Правила отбора, транспортировки и доставки питьевой воды для лабораторного анализа. Показатели, характеризующие органолептические свойства питьевой воды. | консультации по наиболее сложным вопросам учебнойпрограммы, выполнению домашних заданий, проектов, задач, практических заданий | |||
Показатели, характеризующие эпидемическую безопасность питьевой воды. Показатели, характеризующие химическую безвредность питьевой воды. | консультации по наиболее сложным вопросам учебнойпрограммы, выполнению домашних заданий, проектов, задач, практических заданий | |||
Показатели, характеризующие радиационную безопасность питьевой воды. Схема очистных сооружений при заборе воды из подземного и поверхностного источников. | консультации по наиболее сложным вопросам учебнойпрограммы, выполнению домашних заданий, проектов, задач, практических заданий | |||
Рубежный контроль: коллоквиум | консультации по наиболее сложным вопросам учебнойпрограммы, выполнению домашних заданий, проектов, задач, практических заданий | |||
Кредит №2 | ||||
Выбор оптимальной дозы коагулянта. Лабораторный контроль за эффективностью коагуляции. Выбор оптимальной дозы хлора. Показатели эффективности обеззараживания питьевой воды. | консультации по наиболее сложным вопросам учебнойпрограммы, выполнению домашних заданий, проектов, задач, практических заданий | |||
Организация зоны санитарной охраны водопроводов из подземных источников. Организация зоны санитарной охраны водопроводов из открытых водоемов. | консультации по наиболее сложным вопросам учебнойпрограммы, выполнению домашних заданий, проектов, задач, практических заданий | |||
Изучение влияния водного фактора на состояние здоровья населения. Особенности организации и проведения контроля качества питьевой воды в распределительной сети. | консультации по наиболее сложным вопросам учебнойпрограммы, выполнению домашних заданий, проектов, задач, практических заданий | |||
Предупредительный санитарный надзор при строительстве водопроводных сооружений. Каптаж родников. Его устройство и значение. | консультации по наиболее сложным вопросам учебнойпрограммы, выполнению домашних заданий, проектов, задач, практических заданий | |||
Рубежный контроль: коллоквиум | консультации по наиболее сложным вопросам учебнойпрограммы, выполнению домашних заданий, проектов, задач, практических заданий | |||
Кредит №3 | ||||
Гигиенческая характеристика состава промышленных сточных вод черной металлургии Казахстана. Современные законодательные и нормативно-правовые документы Казахстана в области охраны водных объектов. | консультации по наиболее сложным вопросам учебнойпрограммы, выполнению домашних заданий, проектов, задач, практических заданий | |||
Методы лабораторного исследования сточных вод. Канализация отдельно расположенных объектов. | консультации по наиболее сложным вопросам учебнойпрограммы, выполнению домашних заданий, проектов, задач, практических заданий | |||
Этапы санитарной экспертизы проектов канализации населенных мест. Определение достаточности представленных документов. Санитарное обследование сооружений по очистке городских сточных вод. | консультации по наиболее сложным вопросам учебнойпрограммы, выполнению домашних заданий, проектов, задач, практических заданий | |||
Оценка устройств канализационной сети городов. Гигиеническое значение повторного и оборотного использования сточных вод. | консультации по наиболее сложным вопросам учебнойпрограммы, выполнению домашних заданий, проектов, задач, практических заданий | |||
Рубежный контроль: коллоквиум | консультации по наиболее сложным вопросам учебнойпрограммы, выполнению домашних заданий, проектов, задач, практических заданий | |||
Кредит №4 | ||||
Методика санитарного обследования сосредоточенного загрязнения почвы. Правила отбора проб почвы для химического анализа, бактериологических и гельминтологических исследований. Оценка чистоты почвы по данным лабораторных исследований почвы. | консультации по наиболее сложным вопросам учебнойпрограммы, выполнению домашних заданий, проектов, задач, практических заданий | |||
Гигиеническая оценка сооружений малой канализации. Предупредительный санитарный надзор. Методика отвода земельного участка под строительство сооружений по обезвреживанию и утилизации отходов. | консультации по наиболее сложным вопросам учебнойпрограммы, выполнению домашних заданий, проектов, задач, практических заданий | |||
Методика выбора и обоснования принципиальных схем санитарной очистки населенных мест. Санитарная экспертиза проектов генеральной схемы очистки населенных мест. | консультации по наиболее сложным вопросам учебнойпрограммы, выполнению домашних заданий, проектов, задач, практических заданий | |||
Гигиенические требования к устройству кладбищ и скотомогильников. Обезвреживание и утилизация трупов и других отбросов животного происхождения. | консультации по наиболее сложным вопросам учебнойпрограммы, выполнению домашних заданий, проектов, задач, практических заданий | |||
Рубежный контроль: коллоквиум | консультации по наиболее сложным вопросам учебнойпрограммы, выполнению домашних заданий, проектов, задач, практических заданий | |||
Кредит №5 | ||||
Закон РК «Об охране атмосферного воздуха». Методика оценки степени загрязнения атмосферного воздуха. | консультации по наиболее сложным вопросам учебнойпрограммы, выполнению домашних заданий, проектов, задач, практических заданий | |||
Принципы установления точки отбора проб атмосферного воздуха и методика проведения отбора проб. Методы лабораторного исследования атмосферного воздуха. | консультации по наиболее сложным вопросам учебнойпрограммы, выполнению домашних заданий, проектов, задач, практических заданий | |||
Особенности автомобильного транспорта, как источник загрязнения атмосферного воздуха. Устройство и принцип работы электрического аспиратора, газоанализатора АНКАТ. | консультации по наиболее сложным вопросам учебнойпрограммы, выполнению домашних заданий, проектов, задач, практических заданий | |||
Гигиеническое значение высоких труб, условия их применения. Санитарно-технические мероприятия по охране атмосферного воздуха. | консультации по наиболее сложным вопросам учебнойпрограммы, выполнению домашних заданий, проектов, задач, практических заданий | |||
Рубежный контроль: коллоквиум. | консультации по наиболее сложным вопросам учебнойпрограммы, выполнению домашних заданий, проектов, задач, практических заданий | |||
Кредит №6 | ||||
1. | Гигиеническая оценка типовых проектов жилых зданий и рассмотрение проектов привязки. Гигиеническая оценка естественной и искусственной освещенности помещений на стадии предупредительного санитарного надзора. | консультации по наиболее сложным вопросам учебнойпрограммы, выполнению домашних заданий, проектов, задач, практических заданий | ||
2. | Методика санитарной оценки проектных материалов систем отопления жилых и общественных зданий. Санитарная экспертиза проектных материалов систем вентиляции помещений жилых и общественных зданий. | консультации по наиболее сложным вопросам учебнойпрограммы, выполнению домашних заданий, проектов, задач, практических заданий | ||
3. | Санитарное обследование жилых и общественных зданий. Методика исследования микроклимата закрытых помещений. Углубленное санитарное обследование коммунального объекта с проведением инструментальных замеров. | консультации по наиболее сложным вопросам учебнойпрограммы, выполнению домашних заданий, проектов, задач, практических заданий | ||
4. | Санитарная экспертиза проектов бань. Санитарная экспертиза проектов прачечных. | консультации по наиболее сложным вопросам учебнойпрограммы, выполнению домашних заданий, проектов, задач, практических заданий | ||
Рубежный контроль: коллоквиум | консультации по наиболее сложным вопросам учебнойпрограммы, выполнению домашних заданий, проектов, задач, практических заданий | |||
Кредит №7 | ||||
1. | Санитарная экспертиза проектов планировки и застройки больницы. Особенности отопления, вентиляции, микроклимата и воздушной среды в помещениях лечебно-профилактических учреждений. Естественное и искусственное освещение. | консультации по наиболее сложным вопросам учебнойпрограммы, выполнению домашних заданий, проектов, задач, практических заданий | ||
2. | Санитарные правила устройства и содержания амбулаторно-поликлинических учреждений, аптек. Санитарное обследование аптеки с написанием акта обследования. | консультации по наиболее сложным вопросам учебнойпрограммы, выполнению домашних заданий, проектов, задач, практических заданий | ||
3. | Структура и функции органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора в области жилищного строительства. Углубленное обследование спортивного сооружения с написанием акта обследования | консультации по наиболее сложным вопросам учебнойпрограммы, выполнению домашних заданий, проектов, задач, практических заданий | ||
4. | Правила приемки жилых и общественных зданий в эксплуатацию. Обследование общежитий с написанием акта обследования | консультации по наиболее сложным вопросам учебнойпрограммы, выполнению домашних заданий, проектов, задач, практических заданий | ||
Рубежный контроль: коллоквиум | консультации по наиболее сложным вопросам учебнойпрограммы, выполнению домашних заданий, проектов, задач, практических заданий | |||
Кредит №8 | ||||
Высоковольтные электролинии и влияние их на здоровье населения. Основные принципы размещения сети культурно-бытовых учреждений в плане города. | консультации по наиболее сложным вопросам учебнойпрограммы, выполнению домашних заданий, проектов, задач, практических заданий | |||
Мероприятия по снижению негативного воздействия шумового фактора на здоровье населения. Методика определения продолжительности инсоляции жилых и общественных зданий и территории застройки. Техника использования контрольно-инсоляционной линейки. | консультации по наиболее сложным вопросам учебнойпрограммы, выполнению домашних заданий, проектов, задач, практических заданий | |||
Комплекс мероприятий по защите населения от воздействия электромагнитных полей. Санитарная экспертиза проектных материалов по планировке. Определение плотности жилой застройки, плотности жилого фонда и плотности населения микрорайона. | консультации по наиболее сложным вопросам учебнойпрограммы, выполнению домашних заданий, проектов, задач, практических заданий | |||
Классификация площадей и их значение при планировке городов. Планировка и классификация уличной сети. | консультации по наиболее сложным вопросам учебнойпрограммы, выполнению домашних заданий, проектов, задач, практических заданий | |||
Рубежный контроль: коллоквиум | консультации по наиболее сложным вопросам учебнойпрограммы, выполнению домашних заданий, проектов, задач, практических заданий | |||
Всего часов: 120 | ||||
Время консультаций –ежедневно, согласно графика отработок
Время консультаций для итогового контроля согласно расписанию экзаменов
№ | Ф.И.О. преподавателя | День | Время |
Сулейменова Роза Калдыбековна к.м.н., доцент, и.о.зав.кафедрой | Понедельник | 12-13.00 часов | |
Мусина Айман Аяшевна д.м.н., профессор | Четверг | 15.00-16.00 | |
Шайзадина Гульнара Нургалиевна к.м.н., профессор | Вторник | 15.00-16.00 | |
Рахметова Бахытжан Тлепбековна ст. преп | Среда | 15.00-16.00 |
Задания для самостоятельной работы студентов
№ | Темы самостоятельной работы студентов (СРС) | Форма проведения | Сроки исполнения | К-во час |
Кредит №1 | ||||
Организация работы в санитарно-гигиенической лаборатории. Ученые Казахстана: А.Р. Чокин, Р.И.Самарин и др. | реферат | До 1коллокв | ||
Новые методы в санитарно-гигиенических исследованиях. Значение новых нормативных документов РК по гигиене водоснабжения. | презентация | До 1коллокв | ||
Роль статистических учетно-отчетных документов при оценке состояния здоровья населения. Законодательные документы в коммунальной гигиене. | презентация | До 1коллокв | ||
Техника лабораторных исследований в коммунальной гигиене. Организация труда и техника безопасности при работе в санитарно-гигиенической лаборатории. | реферат | До 1коллокв | ||
Достижения науки в области обеззараживания питьевой воды. Современные проблемы эксплуатации групповых систем хозяйственно-питьевого водоснабжения. | презентация | До 1коллокв | ||
Кредит №2 | ||||
Водохранилища. Их значение в водоснабжений населенных мест. Водные ресурсы Казахстана. | реферат | До 2коллокв | ||
Проблемы загрязнения реки Нуры ртутью и пути ее решения. | презентация | До 2коллокв | ||
Проблемы загрязнения реки Сырдарья и пути ее решения. | презентация | До 2коллокв | ||
Переброска северных и сибирских рек в Среднюю Азию и Казахстан. История и современное состояние. | реферат | До 2коллокв | ||
Значение канала Иртыш-Караганда для Центрального Казахстана. | презентация | До 2коллокв | ||
Кредит №3 | ||||
Экологические проблемы утилизации отходов. | реферат | До 3коллокв | ||
Загрязнение почвы пестицидами и влияние его на здоровье населения. | реферат | До 3коллокв | ||
Биогеохимические провинции в Казахстане и мире. | презентация | До 3коллокв | ||
Тяжелые металлы в системе почва-растение. | реферат | До 3коллокв | ||
Санитарно- эпидемиологические требования к обезвреживанию жидких бытовых отходов. | презентация | До 3коллокв | ||
Кредит №4 | ||||
Влияние добычи и переработки угля на санитарное состояние почвы | реферат | До 4коллокв | ||
Современные проблемы моря Арал. | презентация | До 4коллокв | ||
Тяжелые металлы в природных водах | презентация | До 4коллокв | ||
Современные проблемы загрязнения водоемов Казахстана. | реферат | До 4коллокв | ||
Санитарно-эпидемиологическая оценка сооружений малой канализации. | презентация | До 4коллокв | ||
Кредит №5 | ||||
Проблемы экологии больших промышленных городов Казахстана. | реферат | До 5коллокв | ||
Потепление климата и его влияние на окружающую среду. | презентация | До 5коллокв | ||
Динамическое наблюдение за уровнем загрязнения атмосферы городов Казахстана. | презентация | До 5коллокв | ||
Методика санитарно-эпидемиологического обследования источников загрязнения атмосферного воздуха. | реферат | До 5коллокв | ||
Оценка взаимосвязи показателей здоровья населения и качества атмосферного воздуха (смог). | презентация | До 5коллокв | ||
Кредит №6 | ||||
Использование усовершенствованных систем отопления жилых и общественных зданий. | реферат | До 6коллокв | ||
Достоинства и недостатки современных приборов искусственного освещения, используемых в жилых и общественных зданиях. | презентация | До 6коллокв | ||
Кондиционирование воздуха в жилых и общественных здания. | презентация | До 6коллокв | ||
Использование в современном строительстве полимерных материалов. Гигиеническая контроль и оценка полимеров. | реферат | До 6коллокв | ||
Санитарно-эпидемиологическая экспертиза проектов прачечных. | презентация | До 6коллокв | ||
Кредит №7 | ||||
Методы и критерии оценки состояния здоровья населения в связи с загрязнением окружающей среды. Динамическое наблюдение за уровнем загрязнения атмосферы городов Казахстана. | реферат | До 7коллокв | ||
Влияние объектов малого бизнеса, расположенных на первых этажах жилых домов, на условия проживания жильцов. | презентация | До 7коллокв | ||
Санитарно-эпидемиологическое значение современных нормативов уровней инфразвука в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки. | презентация | До 7коллокв | ||
Методика проведения отбора проб воздуха на содержание вредных химических веществ и микроорганизмов в операционных, родильных домах и инфекционных отделениях. | реферат | До 7коллокв | ||
Контроль качества проведения дезинфекции и стерилизации в медицинских организациях | презентация | До 7коллокв | ||
Кредит №8 | ||||
Воздействие электромагнитных полей на организм человека. | реферат | До 8коллокв | ||
Санатории. Гигиенические требования к размещению, оборудованию и правилам эксплуатации | презентация | До 8коллокв | ||
Значение улиц в архитектурном облике города. Роль зеленых насаждений в благоустройстве населенных пунктов. | презентация | До 8коллокв | ||
Учет технико-экономических факторов в схеме расселения на территории Казахстана. | реферат | До 8коллокв | ||
Мероприятия по снижению негативного воздействия шумового фактора на здоровье населения. | презентация | До 8коллокв | ||
Итого | 120час |
2.9 Литература:
основная:
1. Коммунальная гигиена /Под редакцией Мазаева В.Т. В 2 ч. – М.,– 2006.- Ч.1.-300 с.; 2007-.Ч. 2. – 336 с.
2. Мазаев В.Т., Ильницкий А. П., Шлепнина Т.Г. Руководство по гигиене воды и питьевого водоснабжения. – М.- 2008.- 250 с.
3. Неменко Б.А., Бекказинова Д.Б., Арынова Г.А., Елгондина Г.Б. Руководство к практическим занятиям по коммунальной гигиене: Учебник-Алматы, 2008.-430с.
дополнительная:
1. Аксенова О.И., Иванов С.И. Гигиенические аспекты обеспечения населения доброкачественной питьевой водой: проблемы и решения: руководство + CD под ред. Г.Г. Онищенко.-М., 2008. – 528 с.
2. Больничное дело в Казахстане: состояние, проблемы и подходы к новой модели /А.А.Аканов, В.Н. Девятко, В.И. Ахметов и др.– Астана. Б.- 2006.– 166 с
3. Неменко Б.А., Кенесариев У.И. Коммунальная гигиена. (Учебник).- Алматы: НИЦ «Ғылым», 2003-464 с.
4. Неменко Б.А. Коммунальная гигиена. (Учебник для учащихся мед. колледжей)..- Алматы: НИЦ «Ғылым», 2004-286 с.
5.Общая гигиена / под ред. А.М. Большакова, В.Г. Маймулова.- М., 2006.- 736 с.
6. Руководство к лабораторным занятиям по общей гигиене.- М.,2009.-224с