Мост через Тихий океан (Bridging the Pacific)
Авиакомпания Northwest Airlines
совместно с агентством Shandwick
Премия «Серебряная наковальня» за 1998 г.
Обзор
Авиакомпания Northwest Airlines занимается перевозкой пассажиров из Азии в Америку с тех пор, как в 1947 г. ее самолет впервые отправился в рейс по Великому круговому пути в Азию (Great Circle Route to Asia). После этого перелета авиакомпания Northwest стала основным перевозчиком из стран Азии в США, а Токио превратился в один из стратегически важных центров ее деятельности. Авиакомпания Northwest подтвердила традицию, заложенную в 1947 г., совершив первый беспосадочный перелет в Пекин, а затем и в другие крупные азиатские центры. Маршруты в Азию и далее будут играть важную роль в деятельности компании. Пятидесятилетний юбилей деятельности авиакомпании на тихоокеанском направлении стал отличной возможностью для укрепления лидерства Northwest в Азии, достижения ее целевых аудиторий по обе стороны Тихого океана, непосредственного общения с клиентами и повышения чувства гордости за компанию среди персонала.
Была разработана специальная программа «Мост через Тихий океан» (Bridging the Pacific). В ее рамках, во-первых, должна была пройти серия запоминающихся специальных акций в двух пунктах самого первого рейса самолета DC-4 в городах Миннеаполисе — Сент-Поле (там находится штаб-квартира авиакомпании Northwest) и Токио (ворота в Азию для авиакомпании Northwest). Во-вторых, «авторитетный посланник» должен был доставить ключевые сообщения программы «Мост через Тихий океан» целевым аудиториям в Азии и Америке, На эту роль был выбран «Самолет мира» — «Боинг-747-400» авиакомпании Northwest, разукрашенный рисунками детей из Азии и Америки. «Самолет мира» стал результатом конкурсов рисунка, в которых приняли участие дети из США и стран Азии, привлекая при этом целые группы населения к празднованию юбилея авиакомпании Northwest. В свою очередь, для демонстрации выполнения обязательств перед своими клиентами авиакомпания передала около 100 тыс. долл. местным благотворительным организациям, выбранным детьми. «Человеческое лицо» международному празднованию 50-летнего юбилея должны были придать экипаж, совершивший первый полет, персонал и руководство авиакомпании, а также юные художники. Благодаря конкурсам рисунка, акциям в регионах, материалам для прессы о 50-летнем юбилее, освещению в новостях, внутренним промоушн-материалам и полетам «Самолета мира» по всей планете проводившаяся в течение года кампания напомнила миллионам потенциальных пассажиров о продолжении исторической роли авиакомпании Northwest в соединении двух берегов Тихого океана.
Исследование
§ Выбор целевых аудиторий. При участии специалистов по маркетингу компании Northwest были определены стратегически важные регионы для развития тихоокеанского направления деятельности авиакомпании в прошлом и будущем. Кроме того, маркетологи из Northwest предоставили данные подробного демографического исследования представителей тех сегментов рынка, среди которых могли быть потенциальные клиенты авиакомпании Northwest.
§ Определение целей. Чтобы цели программы «Мост через Тихий океан» вписывались в рамки стратегии авиакомпании Northwest, к разработке программы были привлечены представители высшего руководства, определяющие стратегию развития компании.
§ Подробное исследование было проведено для выяснения деталей самого первого перелета через Тихий океан. Были собраны исторические анекдоты и памятные предметы того полета. Также был найден сам экипаж того знаменитого рейса и необычайно интересные материалы для видеосюжетов.
§ Сочетание с различными культурами. Специалисты авиакомпании Northwest и агентства Shandwick собрали информацию о том, как программа сможет сочетаться с особенностями определенной национальной культуры и что должно в нее входить для удачного празднования юбилея компании в этом регионе.
Планирование
Планирование проведения годовой кампании «Мост через Тихий океан», начавшееся в августе 1996 г., осуществлялось при участии коммуникационных, маркетинговых и рекламных служб компании и агентств из Азии и Америки. Совместными усилиями американских и азиатских специалистов была разработана специальная PR-кампания, в которой использовалось разнообразие национальных культур. Носителем ключевых сообщений стал «Самолет мира», визуально ассоциирующийся со всем тихоокеанским рынком. Ввиду небольшого бюджета и ограниченности ресурсов авиакомпания Northwest определила 19 целевых рынков: прежде всего города Миннеаполис — Сент-Пол и Токио, имеющие непосредственное отношение к началу воздушного сообщения с Азией, а также другие стратегически важные города в США и Азии (деловые центры, воздушные ворота и целевые рынки).
Целевые аудитории
Целевыми аудиториями программы стали настоящие и потенциальные сотрудники и пассажиры авиакомпании Northwest 19 отобранных районов США и Азии. При проведении конкурсов рисунка целевые аудитории выбирались по схожему принципу в следующих городах: Токио, Осака, Бангкок, Сингапур, Пекин, Гонконг, Джакарта, Манила, Тайбей, Сеул, Гонолулу, Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Сиэтл, Миннеаполис — Сент-Пол. Мемфис, Детройт, Чикаго и Нью-Йорк.
Стратегические цели
§ Повысить осведомленность о 50-летней деятельности авиакомпании Northwest на тихоокеанском направлении и ее лидерстве в Азии.
§ Привлечь новых и отблагодарить авиапассажиров, которые пользуются услугами Northwest.
Бюджет
Общий бюджет составлял 750 тыс. долл. Из них 125 тыс. наличными, а также средства на благотворительные нужды, собранные «Самолетом мира».
Реализация
Празднование 50-летнего юбилея. Годовое празднование началось 12 марта в Миннеаполисе — Сент-Поле, откуда начал свой путь «Самолет мира», прославляющий детский рисунок. В июле (первый полет прошел как раз в июле 1947 г.) компания Northwest организовала недельное празднование. В него входили следующие акции: 1) спонсорская поддержка выставки, посвященной первому полету в Азию, проводимой Историческим обществом Миннесоты (Minnesota Historical Society) и компанией Northwest; 2) прием с посещением выставки для лидеров местных сообществ, правительственных чиновников, крупнейших бизнесменов, работающих в Америке и Азии, клиентов и работников Northwest и чествованием первого экипажа; 3) представление на взлетно-посадочной полосе аэродрома Миннеаполиса — Сент-Пола в день 50-летия первого рейса через Тихий океан. В шоу участвовали действующий самолет DC-4 и один из современных лайнеров Northwest, летающих через Тихий океан, — «Боинг-747-400». В качестве специального гостя был приглашен видный государственный деятель Миннесоты, бывший посол в Японии Уолтер Мондэйл (Walter Mondale). За время пребывания «Самолета мира» в марте в Токио и в июле в Осаке были проведены: 1) пресс-конференция, в которой приняло участие более 50 журналистов; 2) праздник для персонала; 3) концерты с участием группы California Beach Band (раньше Beach Boys) для потенциальных клиентов в городах Токио, Осака, Нагоя и Фукуока.
Конкурсы рисунка. Чтобы отдать дань уважения культурным особенностям каждого региона, все конкурсы рисунка проводились по разным схемам. Авиакомпания Northwest и PR-агентство Shandwick провели 19 конкурсов — 10 в Азии и 9 в Северной Америке. Каждая команда, проводившая конкурс, имела в своем распоряжении бюджет в 3 тыс. долл. и работала с местными школами и средствами массовой информации для привлечения участников. В каждом из 19 районов был выбран один победитель. Призеры и победители получили подарки и сертификаты от Northwest. Победителю предоставлялось право разместить свою работу на «Самолете мира», поездка на выходные в Миннеаполис — Сент-Пол и совместный отдых с другими юными художниками со всех уголков мира. Специальные пресс-релизы были распространены в выбранных районах, а в Миннеаполисе — Сент-Поле участники конкурсов давали интервью.
Работа со СМИ. Дети также присутствовали и на специальных акциях и(или) пресс-конференциях в их родных местах. В результате проведения 14 пресс-конференций по обеим сторонам Тихого океана информация о юных художниках, «Самолете мира» и ключевые сообщения о 50-летнем юбилее Northwest были переданы миллионам представителей целевых аудиторий. Во время пресс-конференций демонстрировались видеоматериалы, на которых художники передают чеки на 5 тыс. долл. выбранным ими местным благотворительным организациям, маленькие дети играют на фоне гигантского «Самолета мира» и руководство компании Northwest обсуждает важность тихоокеанского направления.
Элементы благотворительности. Почти 100 тыс. долл. было передано некоммерческим организациям в выбранных регионах по всему миру в рамках программы поддержки местного населения «Самолетом мира». Дополнительный взнос в 25 тыс. долл. наличными был сделан в поддержку усилий сотрудников компании Northwest по перевозке приемных детей через Тихий океан.
Продвижение в воздухе. Каждый пассажир, летевший международным рейсом компании Northwest, увидел видеофильм о «Самолете мира» и(или) фотографии детских рисунков на спинках сидений и в меню.
Публикации в поддержку. Увековечивая исторический полет, газеты USA Today и St. Paul Pioneer Press вышли в июле со специальными вкладками. Юбилей был отпразднован также специальными выпусками корпоративной газеты компании Northwest и журнала для пассажиров.
Оценка
Обе стратегические цели были выполнены в рамках предусмотренного бюджета.
Цель 1. Повысилась осведомленность о 50-летии деятельности авиакомпании Northwest на тихоокеанском направлении. Благодаря программе «Мост через Тихий океан» и «Самолету мира» миллионы людей из целевых аудиторий Northwest увидели телевизионные репортажи, газетные статьи, материалы для пассажиров и плакаты о «Самолете мира», в которых обсуждалась то, как вот уже 50 лет авиакомпания Northwest обслуживает своих клиентов в Америке и Азии. В 1997 г. миллионы людей услышали эти новости. В общей сложности в Азии и Северной Америке было выпущено 54 положительных телерепортажа и 260 газетных статей в крупных целевых рынках. Статьи появлялись в таких газетах, как USA Today и Nihon Keizai Shimbun — крупнейшем и наиболее авторитетном экономическом издании Японии. Кроме того, все пассажиры международных рейсов авиакомпании Northwest — главная целевая аудитория — увидели видеофильм и(или) фотографии детских рисунков на спинках кресел, меню, рекламных плакатах или листовках.
Цель 2. В результате проведения кампании были привлечены новые клиенты и отблагодарены те жители стран Азиатско-Тихоокеанского региона, которые летали рейсами этой авиакомпании, и персонал Northwest. Помимо тех людей, кто непосредственно принимал участие в конкурсах рисунка или благотворительных акциях, миллионы людей из целевых аудиторий получили ключевые сообщения через местные средства массовой информации. Успех этой инициативы в области глобальных коммуникаций привел к появлению ряда ярких и визуально привлекательных напоминаний об историческом вкладе авиакомпании Northwest в соединение народов Азии и Америки, которая перекинула воздушный мост через Тихий океан.
Виртуальный курорт
Hyatt Resorts
совместно с KWE Associates
Премия «Серебряная наковальня» за 1997 г.
Обзор
Годами компания Hyatt Resorts создавала свою репутацию компании, предоставляющей высококачественные возможности отдыха для путешественников, в том числе гольф, программы для семьи, любителей водного спорта и «мягких» приключений. В середине 90-х годов руководство Hyatt столкнулось с несколькими проблемами, связанными с увеличением конкуренции со стороны круизных компаний, туроператоров, а также с ограниченностью времени отдыха и прибыли. К тому же в то время как Hyatt не располагала горячими новостями для продажи, такими, как новые церемонии открытия, приобретения или объединения, становилось все сложнее добиваться широкого внимания СМИ. Руководство почувствовало, что продвижение на рынке каждого курорта отдельно более не является самым эффективным способом получить сообщение о Hyatt за пределами целевых аудиторий. Компания обратилась к агентству KWE, чтобы разработать многогранную PR-программу для продвижения 17 курортов под комплексной торговой маркой Hyatt Resorts, улучшая таким образом позицию компании как лидера и увеличивая престиж торговой марки.
Исследование
Прежде чем начать разрабатывать кампанию по созданию осведомленности о торговой марке Hyatt Resorts, агентство провело расширенный анализ более 50 журналов, чтобы определить текущее восприятие и известность продукта, предлагаемого этой компанией. Результаты были неожиданными: даже те СМИ, которые занимались курортами, не были знакомы с основными продуктами компании Hyatt и новинками в области отдыха, такими, как Camp Hyatt и Golf Hyatt. Стало очевидным, что прежде чем начать продвигать на рынок курорты под единой торговой маркой, необходимо сначала «заново представить» компанию Hyatt Resorts для СМИ совместно со стратегией продвижения торговой марки в качестве основной темы.
Компания нуждалась в продуктивном «событии», чтобы завладеть вниманием СМИ Нью-Йорка, занимающихся путешествиями и стилем жизни. Событие должно охватить все 17 курортов Hyatt Resorts от Карибских до Гавайских островов, освещая уникальные черты каждого курорта в отдельности, а также весь опыт Hyatt в организации отдыха. Решение заключалось в том, чтобы создать концепцию события, которое обеспечило бы интерактивную ситуацию, дающую возможность журналистам и ключевым продавцам путешествий почувствовать особенности каждого курорта, а также укрепить имидж торговой марки. Такая тактика сама по себе была необходима, чтобы представить компанию Hyatt как творческого новатора индустрии путешествий. В противовес надоевшим и скучным торговым выставкам KWE создало для Hyatt виртуальные курорты.
Планирование
Понимая, что нет такой физической и финансовой возможности, чтобы все целевые и потребительские торговые СМИ, туристические агентства и оптовые продавцы посетили все 17 мест отдыха, мы «привели гору к Магомету» и организовали шутливое интерактивное двухдневное событие в новом Йорк-Сити, виртуальном курорте компании Hyatt. Трюк с семейным путешествием, виртуальный курорт помогли имитировать посещение каждого из 17 курортов Hyatt, не покидая Манхэттен, столицу общенациональных СМИ.
Цели: 1) укрепить позицию Hyatt как новатора путешествий во время отдыха; 2) начать на рынке кампанию по знакомству потребителей и торговой прессы с торговой маркой Hyatt Resorts; 3) создать осведомленность и узнаваемость курортов Hyatt как лучших мест для отдыха, предлагающих передовые технологии в организации отдыха.
Стратегия
§ Чтобы привлечь внимание к событию, была выпущена музыкальная карта «Запомни дату», анонсировавшая «где», но сохранявшая в тайне «что».
§ Фактической новинкой был специально разработанный для клиентов комплект туалетных принадлежностей с напечатанным приглашением, предлагающим гостям и их семьям отдых на курортах Hyatt Resorts, в том числе размещение на ночь, двухдневные непрерывные программы, приемы и многое другое.
§ Для поддержки позиционирования Hyatt как новатора в области отдыха совместно с экспертами был разработан широкий спектр предложений различных путешествий — семейные путешествия, гольф, приключения и т.п. — с учетом мнения соответствующих специалистов фирмы Hyatt, выступающих как принимающая сторона.
Когда приглашения были разосланы, рекламная кампания, предшествовавшая событию, помогла сохранить внимание. Виртуальный курорт был создан, чтобы обратиться к всем пяти чувствам посредством мультимедийной технологии, истинно декоративных объектов и региональных приемов. Для того чтобы убедить в подлинности опыта Hyatt, мы обратились к специалистам каждого курорта — от директоров предприятия и тренеров по фитнессу до конферансье и инструкторов.
Событие состоялось на площадке для встреч размером в 6000 кв. футов, в бассейнах, на теннисных кортах и в фитнесс-центрах на UN Plaza Park Hyatt. KWE воссоздало важнейшие черты каждого из 17 курортов Hyatt Resorts, отражавшихся в программах Camp Hyatt, Golf Hyatt, по водному спорту и минеральным источникам, а также фитнесс-программам. Начало события для посетителей было имитировано как авиапутешествие в салоне первого класса самолета, гостей встречал обслуживающий персонал Американских авиалиний. Каждому гостю был выдан путеводитель для прибытия на мероприятие.
Бюджет: 15 тыс. долл. на заработную плату и расходы на PR-программу.
Реализация
Сохраняя целостность каждого места отдыха, мы сфокусировали внимание на местной флоре, фауне и культуре каждого региона, декорируя соответствующим образом каждую комнату. 17 курортов были сгруппированы по четырем темам, обобщающим весь опыт компании Hyatt — от еды и напитков до видов деятельности и приемов. Гости и их семьи приглашались научиться танцевать хулу на Гавайях, виртуально поплавать с маской и трубкой, поиграть в гольф и заняться серфингом на Карибских островах, научиться править лодкой, насладиться пением известного певца фламенко Эстебана (Esteban), покататься на горных лыжах на интерактивном имитаторе лыж в комнате «зимнего чуда». Кроме этого, гости могли продегустировать блюда и напитки из региона. Дети принимали участие в программе семейного отдыха. Они рисовали, писали пентаглифами (древняя гавайская письменность), украшали печенья, раскрашивали маски, устраивали шоу марионеток, играли в водные игры и полосы препятствий. Специалисты проводили анализ гольфа, получасовые занятия по теннису и плаванию (с оснасткой Red Sail Sports— собственности Hyatt). Гостям было предложено использовать все возможности фитнесс-центра.
Ключевым элементом стратегии виртуального курорта была серия разработанных профессионалами семинаров для обсуждения тенденций развития индустрии путешествий. СМИ и специалисты обсуждали большое число горячих тем, начиная от оздоровительных путешествий до романтических, от семейного отдыха до гольфа. Специалисты из Hyatt принимали участие во всех группах. Пресс-релизы, обобщающие основные темы семинаров, были выданы прессе по всей стране в качестве отражающих направление деятельности, где указывались важные отличительные черты Hyatt Resorts, которые усиливали позицию Hyatt каккрупного специалиста в области развлекательных путешествий. Все директора Hyatt Resorts и руководители отделов продаж встречались со СМИ, рассказывали о направлениях работы и отвечали на вопросы о своих курортах.
Проблемы
Основной трудностью, с которой мы столкнулись, был «Ураган-96», который фактически парализовал Нью-Йорк-сити за неделю до открытия виртуального курорта (12—13 января). Вместе с нью-йоркскими аэропортами, закрывшимися или работавшими с сильными задержками, мы, к сожалению, столкнулись с заминками в поставках реквизитов и элементов декораций, а также с нерегулярным прибытием руководителей Hyatt. В связи с другой бурей, разразившейся вслед за этой, когда планировалось событие, мы отложили открытие виртуального курорта в интересах безопасности и достижения успеха на 2—3 февраля.
Превращая «негативное» событие в два позитивных момента, используя дополнительное время для нашей пользы, мы известили об отсрочке те СМИ и гостей-продавцов, которые не могли присутствовать на событии в первоначально планировавшиеся дни, что привело к увеличению присутствующих гостей на 10%. В дополнение мы увидели возможность создать новости о Hyatt в ходе урагана и преподнесли основным СМИ информацию о температурах и наводнении, что привело к увеличению на 68% количества звонков в центр предварительного заказа билетов. В результате было широко распространено освещение в СМИ этой спонтанной тактики, в том числе в New York Times, Money Wheel, на CNBC и MNS-AM 1010, Morning News.
Оценка
Более 120 СМИ участвовали в этом событии и испытали на себе предложения Hyatt Resorts, в результате чего статьи и информация появились на всех основных телевизионных и радиостанциях и в отдельных общенациональных телевизионных выпусках, а также в ведущих печатных СМИ по всей стране. Печатное освещение достигло более 77 млн. читателей Associated Press, New York Times, Daily News, New York Observer, Hotels, Lodging, Hotel & Motel Management и других изданий. Особый интерес проявили электронные СМИ: от Goff и Parents до Martha Stewarf Living и Ban Appetit. Общенациональное телевизионное и радиоосвещение, по оценкам, достигло аудитории более 16 млн. и включало прямые репортажи для Today в Нью-Йорке, NY1, WCBS, WABC, WNBC, UPN, WPIX, Fox, а также CNN и CNNfn и на основных рынках в Бостоне, Чикаго, Хьюстоне, Лос-Анджелесе и Тампе (Сент-Питерс-берг). В прямом эфире проводили радиоинтервью WWOR и WCBS. • Успех кампании по повышению имиджа торговой марки, в которой виртуальный курорт играл ключевую роль, существенно укрепил позицию Hyatt Resorts как специалиста в индустрии развлекательных путешествий. С начала кампании к Виктору Лопесу (Victor Lopez), вице-президенту филиала Hyatt Resorts, и другим руководителям Camp Hyatt и Golf Hyatt часто обращались представители основных СМИ, таких, как ABC World News Tonight, NBC Nightly News и USA Today с просьбой провести, принять участие в дискуссии и прокомментировать текущие и основные тенденции в индустрии путешествий. Кроме того, в результате использования PR как единственного средства маркетинга начиная с середины 1995 г. зимние продажи увеличились более чем на 9%, а летние продажи (а лето — всегда важнейший сезон для курортов с наиболее теплым климатом) — более чем на 10%.