Глава 15. система управления базой данных

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

РЕЛЯЦИОННЫЙ ПОДХОД К ПОСТРОЕНИЮ ИНФОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СУБД

ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ В СУБД

Современные информационные системы, основанные на концепции интеграции данных, характеризуются огромными объемами хранимых данных, сложной организацией, необходимостью удовлетворять разнообразные требования многочисленных пользователей.

Данная глава направлена на формирование представления о базах данных (БД), возможностях систем управления базами данных (СУБД) и их использовании. Основные функциональные возможности и технологические операции работы в СУБД рассматриваются без привязки к конкретному типу программного продукта. Знания, полученные при изучении данной главы, являются базовыми при практическом знакомстве с любым новым видом СУБД.

Практическое освоение возможностей СУБД предлагается в главе 6 практикума в среде Microsoft Access 2.0 for Windows.

Цель главы– познакомить вас с функциональными возможностями СУБД и общей методологией использования этих программных средств в профессиональной работе, связанной с организацией хранения и обработки данных.

ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ГЛАВЫ ВЫ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

Понятие и назначение базы данных (БД) и системы управления базами данных (СУБД)

Различие архитектур баз данных: клиент-сервер и файл-сервер

Структурные элементы базы данных

Виды моделей данных

Особенности и назначение реляционной модели

Понятие и назначение инфологической модели предметной области

Типы реальных связей информационных объектов

Назначение нормализации отношений и виды форм

Функциональные возможности СУБД

Основные технологические этапы решения задач в СУБД

Команды для выполнения типовых операций

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

База данных

Виды моделей данных

БАЗА ДАННЫХ

Общие положения

Цель любой информационной системы – обработка данных об объектах реального мира. В широком смысле слова база данных – это совокупность сведений о конкретных объектах реального мира в какой-либо предметной области. Под предметной областью принято понимать часть реального мира, подлежащего изучению для организации управления и в конечном счете автоматизации, например, предприятие, вуз и т.д.

Создавая базу данных, пользователь стремится упорядочить информацию по различным признакам и быстро извлекать выборку с произвольным сочетанием признаков. Сделать это возможно, только если данные структурированы.

Структурирование– это введение соглашений о способах представления данных.

Неструктурированными называют данные, записанные, например, в текстовом файле.

Пример 15.1.На рис. 15.1 пример неструктурированных данных, содержащих сведения о студентах (номер личного дела, фамилию, имя, отчество и год рождения). Легко убедиться, что сложно организовать поиск необходимых данных, хранящихся в неструктурированном виде, а упорядочить подобную информацию практически не представляется реальным.

Личное дело № 16493, Сергеев Петр Михайлович, дата рождения 1 января 1976 г.; Л/д № 16593, Петрова Анна Владимировна, дата рожд. 15 марта 1975 г.; № личн. дела 16693, д.р. 14.04.76, Анохин Андрей Борисович.

Рис. 15.1.Пример неструктурированных данных

Чтобы автоматизировать поиск и систематизировать эти данные, необходимо выработать определенные соглашения о способах представления данных, т.е. дату рождения нужно записывать одинаково для каждого студента, она должна иметь одинаковую длину и определенное место среди остальной информации. Эти же замечания справедливы и для остальных данных (номер личного дела, фамилия, имя, отчество).

Пример 15.2.После проведения несложной структуризации с информацией, указанной в примере (рис. 15.1), она будет выглядеть так, как это показано на рис. 15.2.

№ личного дела Фамилия Имя Отчество Дата рождения
Сергеев Петр Михайлович 01.01.76
Петрова Анна Владимировна 15.03.75
Анохин Андрей Борисович 14.04.76

Рис. 15.2. Пример структурированных данных

Пользователями базы данных могут быть различные прикладные программы, программные комплексы, а также специалисты предметной области, выступающие в роли потребителей или источников данных, называемые конечными пользователями.

В современной технологии баз данных предполагается, что создание базы данных, ее поддержка и обеспечение доступа пользователей к ней осуществляются централизованно с помощью специального программного инструментария – системы управления базами данных.

База данных (БД)– это поименованная совокупность структурированных данных, относящихся к определенной предметной области.

Система управления базами данных (СУБД)– это комплекс программных и языковых средств, необходимых для создания баз данных, поддержания их в актуальном состоянии и организации поиска в них необходимой информации.

Централизованный характер управления данными в базе данных предполагает необходимость существования некоторого лица (группы лиц), на которое возлагаются функции администрирования данными, хранимыми в базе.

Наши рекомендации