Контроль среды сбора информации

Степень контроля исследователя за средой, в которой респондент заполняет анкету, — еще один отличительный фактор многих методов проведения опроса. Наибольшую степень контроля за средой предоставляют личные интервью, проводимые в торговых центрах, и САРI, поскольку они проводятся в специально оборудованном помещении. Например, исследователь может использовать специальное оборудование для демонстрации продукта. Личные опросы на дому имеют степень контроля за средой (от умеренной до высокой) благодаря присутствию ин­тервьюера. Традиционные телефонные опросы и САТI обеспечивают умеренную степень кон­троля. Интервьюер в этом случае не может видеть среду, в которой проходит опрос, но он (или она) чувствует психологическое состояние респондента и могут стимулировать его внимание и включенность в процесс анкетирования. В почтовых опросах, опросах целевых групп, опросах по электронной почте и Internet-опросах степень контроля исследователя за средой мы оцени­ваем как низкую.

Контроль за полевыми работниками

Полевые работники (field force)

В состав полевых работников входят интервьюеры и бригадиры (контролеры), участвующие в процессе сбора информации.

В состав полевых работников(field force) входят интервьюеры и бригадиры (контролеры), участвующие в процессе сбора информации. Поскольку такой персонал не требуется для про­ведения почтовых опросов, почтовых панелей, опросов по электронной почте и Internet -опросов, эти виды опросов свободны от ряда проблем. Традиционные телефонные опросы, САРI, САТI, личные опросы в торговых центрах обеспечивают умеренную степень контроля за непосредственными исполнителями, поскольку они проводятся в специальных помещениях, что значительно упрощает задачу наблюдения и контроля. Личные интервью на дому представ­ляют известные проблемы в этом отношении. Поскольку большое количество интервьюеров работают в разных местах, перманентный контроль нецелесообразен [30].

Объем данных

Личные опросы на дому у респондента дают возможность исследователю собрать очень большой объем информации. Личный контакт с интервьюером, равно как и домашняя обста­новка, побуждают респондента уделять больше времени беседе. От последнего требуется мень­ше усилий, чем при телефонном или почтовом опросе. Интервьюер записывает ответы на от­крытые вопросы и может немедленно помочь разобраться в длинных и сложных шкалах. Неко­торые личные опросы продолжаются около 75 минут. В противоположность личным опросам на дому личные опросы в торговых центрах и САРI обеспечивают лишь умеренный объем ин­формации. Поскольку они проводятся в торговых центрах или других специальных помеще­ниях, респондент готов потратить на них ограниченное время, в среднем около 30 минут. На­пример, в последнем личном опросе в торговом центре, проводившемся General Foods, время опроса не превышало 25 минут [31].

Почтовые опросы также дают лишь умеренный объем информации. В принципе, могут ис­пользоваться и довольно длинные анкеты, поскольку не наблюдается большего процента от­кликов на более короткие анкеты. Это же справедливо и для опросов по электронной почте и Internet-опросов, хотя последние занимают в этом ряду средние позиции. Почтовые панели могут генерировать большой объем информации в силу особых отношений между членами вы­борки и организацией, проводящей опрос. Например, автор этих строк однажды учавствовал в проведении почтовой панели Market Facts, от участников которой требовалось два часа на за­полнение анкеты.

Традиционные телефонные опросы и САТI приносят ограниченный объем информации. Как правило, они длятся меньше, чем другие виды, поскольку респонденты могут прервать те­лефонный разговор в любой момент. Эти опросы, как правило, продолжаются около 15 минут, хотя могут быть и более длительными, если предмет беседы интересен респондентам [32]. Ис­следования показывают, что респонденты склонны занижать продолжительность телефонных опросов, причем очень значительно, примерно на 50%. Это позволяет предположить, что могут планироваться телефонные опросы большей длительности, чем это обычно практикуется.

Объем данных

Личные опросы на дому у респондента дают возможность исследователю собрать очень большой объем информации. Личный контакт с интервьюером, равно как и домашняя обста­новка, побуждают респондента уделять больше времени беседе. От последнего требуется мень­ше усилий, чем при телефонном или почтовом опросе. Интервьюер записывает ответы на от­крытые вопросы и может немедленно помочь разобраться в длинных и сложных шкалах. Неко­торые личные опросы продолжаются около 75 минут. В противоположность личным опросам на дому личные опросы в торговых центрах и САРI обеспечивают лишь умеренный объем ин­формации. Поскольку они проводятся в торговых центрах или других специальных помеще­ниях, респондент готов потратить на них ограниченное время, в среднем около 30 минут. На­пример, в последнем личном опросе в торговом центре, проводившемся General Food, время опроса не превышало 25 минут [31].

Почтовые опросы также дают лишь умеренный объем информации. В принципе, могут ис­пользоваться и довольно длинные анкеты, поскольку не наблюдается большего процента от­кликов на более короткие анкеты. Это же справедливо и для опросов по электронной почте и Internet -опросов, хотя последние занимают в этом ряду средние позиции. Почтовые панели могут генерировать большой объем информации в силу особых отношений между членами вы­борки и организацией, проводящей опрос. Например, автор этих строк однажды учавствовал в проведении почтовой панели Market Facts, от участников которой требовалось два часа на за­полнение анкеты.

Традиционные телефонные опросы и САТI приносят ограниченный объем информации. Как правило, они длятся меньше, чем другие виды, поскольку респонденты могут прервать те­лефонный разговор в любой момент. Эти опросы, как правило, продолжаются около 15 минут, хотя могут быть и более длительными, если предмет беседы интересен респондентам [32]. Ис­следования показывают, что респонденты склонны занижать продолжительность телефонных опросов, причем очень значительно, примерно на 50%. Это позволяет предположить, что могут планироваться телефонные опросы большей длительности, чем это обычно практикуется.

Процент откликов

Наши рекомендации