Компьютерные преступления и средства защиты информации
Проблемы информационной безопасности постоянно усугубляются процессами проникновения практически во все сферы деятельности общества технических средств обработки и передачи данных и, прежде всего, компьютерных сетей. Это дает основание поставить задачу компьютерного права, одним из основных аспектов которого являются так называемые компьютерные посягательства.
Объектами посягательств могут быть сами технические средства (компьютеры и периферия) как материальные объекты, программное обеспечение и базы данных, для которых технические средства являются окружением.
На сегодняшний день сформулированы базовые принципы информационной безопасности, которая должна обеспечивать:
целостность данных - защиту от сбоев, ведущих к потере информации, а также от неавторизованного создания или уничтожения данных.
конфиденциальность информации и, одновременно, ее доступность для всех авторизованных пользователей.
Следует также отметить, что отдельные сферы деятельности (банковские и финансовые институты, информационные сети, системы государственного управления, оборонные и специальные структуры) требуют специальных мер безопасности данных и предъявляют повышенные требования к надежности функционирования информационных систем, в соответствии с характером и важностью решаемых ими задач.
Основные направления компьютерных преступлений
Компьютерные преступленияэто предусмотренные уголовным законом общественно опасные действия, в которых машинная информация является объектом преступного посягательства. В данном случае в качестве предмета или орудия преступления будет выступать машинная информация, компьютер, компьютерная система или компьютерная сеть. Компьютерные преступления условно можно подразделить на две большие категории:
преступления, связанные с вмешательством в работу компьютеров;
преступления, использующие компьютеры как необходимые технические средства.
Перечислим основные виды преступлений, связанных с вмешательством в работу компьютеров.
1. Несанкционированный доступ к информации, хранящейся в компьютере. Несанкционированный доступ осуществляется, как правило, с использованием чужого имени, изменением физических адресов технических устройств, использованием информации, оставшейся после решения задач, модификацией программного и информационного обеспечения, хищением носителя информации, установкой аппаратуры записи, подключаемой к каналам передачи данных.
Хакер, «компьютерный пират» - лицо, совершающее систематические несанкционированные доступы в компьютерные системы и сети с целью развлечения, мошенничества или нанесения ущерба (в том числе и путем путем распространения компьютерных вирусов). С одной стороны «хакер», это человек, который прекрасно знает компьютер и пишет хорошие программы, а с другой - незаконно проникающий в компьютерные системы с целью получения информации.
Английский глагол «to hack» применительно к компьютерам может означать две вещи - взломать систему или починить ее. В основе этих действий лежит общая основа: понимание того, как устроен компьютер, и программы, которые на нем работают.
Таким образом, слово «хакер» совмещает в себе по крайней мере два значения: одно - окрашенное негативно («взломщик»), другое - нейтральное или даже хвалебное («ас», «мастер»). Другими словами, хакеров можно разделить на «плохих» и «хороших».
«Хорошие хакеры» двигают технический прогресс и используют свои знания и умения на благо человечества. Ими разработано большое число новых технических и программных систем.
Им, как водится, противостоят «плохие» - они читают чужие письма, воруют чужие программы и всеми доступными способами вредят прогрессивному человечеству.
«Плохих хакеров» можно условно разделить на четыре группы. Первая, состоящая в основном из молодежи, - люди, взламывающие компьютерные системы просто ради собственного удовольствия. Они не наносят вреда, а такое занятие весьма полезно для них самих - со временем из них получаются превосходные компьютерные специалисты.
Вторая группа - пираты. Они взламывают защиту компьютеров для похищения новых программ и другой информации.
Третья группа - хакеры, использующие свои познания действительно во вред всем и каждому. Они уничтожают компьютерные системы, в которые им удалось прорваться, читают чужие письма, а потом издеваются над их авторами. Когда читаешь в телеконференциях их рассказы о взломах, складывается впечатление, что это люди с ущемленным чувством собственного достоинства.
Есть и еще одна группа - хакеры, которые охотятся за секретной информацией по чьим-либо заказам.
Русские хакеры. На сегодняшний день западные спецслужбы озабочены нашествием хакеров с востока. По данным Интерпола ежегодно на военных компьютерах США фиксируются несколько тысяч атак российских хакеров.
Во время экономических потрясений, которые пережила наша страна в последние годы, огромное количество действительно высококлассных специалистов осталось не у дел. В этот период и было написано то огромное количество вирусов, которыми прославилась Россия. В большинстве своем отечественные хакеры не получают выгоды от своих взломов, хотя есть и исключения.
Среди российского хакерства выделяются четыре основных типа.
Первый - романтики-одиночки. Они, как правило, взламывают базы данных из чистого любопытства. В целом они довольно безопасны и бескорыстны, но и наиболее талантливы. Поэтому массовые взломы компьютерных сетей какой-либо фирмы обычно начинаются после того, как на нее набредет кто-то из "романтиков" и похвастается этим в своей сети.
Второй - прагматики или классики. Работают как в одиночку, так и группами. Воруют, как говорится, что придется: игры, программы, электронные версии разных изданий. Например, еще в сентябре 1995 фирма "Майкрософт" с большой помпой представляла в Москве "WINDOWS95". По оценкам западной прессы на рекламу нового продукта ушло около 300 миллионов долларов. И фирмачи потом долго не могли понять, почему в России эта новейшая база раскупается так плохо. А дело в том, что наши хакеры еще в апреле взломали главный компьютер "Майкрософта", украли оттуда засекреченный тогда "WINDOWS" и наладили продажу его по ценам, дешевле фирменных.
Третий - разведчики. Сегодня в любой уважающей себя фирме имеется хакер, оформленный обычно как программист. Его задача - взламывать сети конкурентов и красть оттуда самую разную информацию. Этот тип пользуется сейчас наибольшим спросом.
Четвертый - кибергангстеры. Это уже профессиональные компьютерные бандиты, работают они в основном на мафиозные структуры. Их задачи конкретные: блокировка и развал работы компьютерных сетей разных "неугодных" российских и западных фирм, а также кража денег с банковских счетов. Дело это дорогое и небезопасное, зато самое высокооплачиваемое.
Нахальство наших компьютерных хулиганов не в последнюю очередь обусловлено фактическим отсутствием борьбы с ними на Родине. Только в Москве выявлено более 360 человек незаконно оплачивающих коммуникационные услуги. Юридическая тонкость момента: сидя дома, человек совершает преступление на территории США. Привлечь их к ответственности в соответствии с законодательством США очень сложно - тут можно годами разбираться.
2. Ввод в программное обеспечение “логических бомб”, которые срабатывают при выполнении определенных условий и частично или полностью выводят из строя компьютерную систему.
“Временная бомба” - разновидность “логической бомбы”, которая срабатывает по достижении определенного момента времени.
Способ “троянский конь” состоит в тайном введении в чужую программу таких команд, которые позволяют осуществлять новые, не планировавшиеся владельцем программы функции, но одновременно сохранять и прежнюю работоспособность. С помощью “троянского коня” преступники, например, отчисляют на свой счет определенную сумму с каждой операции.
Компьютерные программные тексты обычно чрезвычайно сложны. Они состоят из сотен, тысяч, а иногда и миллионов команд. Поэтому “троянский конь” из нескольких десятков команд вряд ли может быть обнаружен, если, конечно, нет подозрений относительно этого. Но и в последнем случае экспертам-программистам потребуется много дней и недель, чтобы найти его.
Есть еще одна разновидность “троянского коня”. Ее особенность состоит в том, что в безобидно выглядящий кусок программы вставляются не команды, собственно, выполняющие “грязную” работу, а команды, формирующие эти команды и после выполнения уничтожающие их. В этом случае программисту, пытающемуся найти “троянского коня”, необходимо искать не его самого, а команды, его формирующие. Развивая эту идею, можно представить себе команды, которые создают команды и т.д. (сколь угодно большое число раз), создающие “троянского коня”.