Федеральные критерии безопасности информационных технологий
“Федеральные критерии безопасности информационных технологий” разрабатывались как одна из составляющих “Американского федерального стандарта по обработке информации”, призванного заменить “Оранжевую книгу”. Разработчиками стандарта выступили Национальный институт стандартов и технологий США и Агентство национальной безопасности США.
Этот документ создан на основе результатов многочисленных исследований в области обеспечения безопасности информационных технологий 80-х – начала 90-х годов, а также на основе анализа опыта использования “Оранжевой книги”. Документ представляет собой базу для разработки и сертификации компонентов информационных технологий с точки зрения обеспечения безопасности. “Федеральные критерии безопасности информационных технологий” (далее “Федеральные критерии”) охватывают практически полный спектр проблем, связанных с защитой и обеспечением безопасности, так как включают все аспекты обеспечения конфиденциальности, целостности и доступности.
Основными объектами применения требований безопасности “Федеральных критериев” являются продукты информационных технологий и системы обработки информации. Под продуктом информационных технологий (далее – ПИТ) понимается совокупность аппаратных и программных средств, которая представляет собой поставляемое конечному потребителю готовое к использованию средство обработки информации.
Положения “Федеральных критериев” касаются только собственных средств обеспечения безопасности ПИТ, т.е. механизмов защиты, встроенных непосредственно в эти продукты в виде соответствующих программных, аппаратных или специальных средств. Для повышения их эффективности могут дополнительно применяться внешние системы защиты и средства обеспечения безопасности, к которым относятся как технические средства, так и организационные меры, правовые и юридические нормы.
Ключевым понятием концепции информационной безопасности “Федеральных критериев” является понятие “профиля защиты” (Protection Profile). Профиль защиты – это нормативный документ, который регламентирует все аспекты безопасности ПИТ в виде требований к его проектированию, технологии разработки и сертификации. Как правило, один профиль защиты описывает несколько близких по структуре и назначению ПИТ. Основное внимание в профиле защиты уделяется требованиям к составу средств защиты и качеству их реализации, а также их адекватности предполагаемым угрозам безопасности.
“Федеральные критерии” представляют процесс разработки систем обработки информации, начинающийся с формулирования требований потребителями и заканчивающийся введением в эксплуатацию, в виде следующих основных этапов.
1. Разработка и анализ профиля защиты. Требования, изложенные в профиле защиты, определяют функциональные возможности ПИТ по обеспечению безопасности и условия эксплуатации, при соблюдении которых гарантируется соответствие предъявляемым требованиям. Кроме требований безопасности, профиль содержит требования по соблюдению технологической дисциплины в процессе разработки, тестирования, анализа и сертификации ПИТ.
2. Разработка и сертификация ПИТ. Разработанные ПИТ подвергаются независимому анализу, целью которого является определение степени соответствия характеристик продукта сформулированным в профиле защиты требованиям и спецификациям.
3. Компоновка и сертификация системы обработки информации в целом. Успешно прошедшие второй этап ПИТ интегрируются в систему обработки информации. Полученная в результате система должна удовлетворять заявленным в профиле защиты требованиям при соблюдении указанных в нем условий эксплуатации.
“Федеральные критерии” регламентируют только первый этап этой схемы – разработку и анализ профиля защиты; процесс создания ПИТ и компоновка систем обработки информации остаются вне рамок этого стандарта.
Общие критерии
В 1993 г. несколько организаций (семь европейских и североамериканских государственных организаций) объединили усилия по созданию частных нормативных документов по информационной безопасности и начали совместную деятельность по упорядочению своих критериев в одно множество критериев безопасности ПИТ, которые могли бы использоваться в рамках международного сотрудничества в данной области. Эта деятельность была названа Проектом общих критериев (OK). Его целью должно было стать разрешение концептуальных и технических отличий, обнаруженных в предыдущих нормативных документах – источниках критериев, и представление результатов в ISO как исходных положений по разработке международного стандарта.
Версия 1.0 ОК была завершена в январе 1996 г. и одобрена ISO в апреле 1996 г. Затем Проект ОК претерпел ряд изменений, основанных на отзывах, полученных от экспертных организаций. Совет по выполнению ОК завершил версию 2.0 в октябре 1997 г., которая была принята в качестве второго проекта. В целях сохранения историчности документ использует термин “общие критерии”, однако его официальное название – “Критерии оценки безопасности информационной технологии”. Объединенным техническим комитетом ISO/IEC JTC 1 был подготовлен Международный стандарт ISO/IEC 15408, тождественный общим критериям.
Стандарт ISO/IEC 15408, состоящий из нескольких частей, определяет критерии, которые должны использоваться как основа для оценки свойств безопасности продуктов информационных технологий (ПИТ). Посредством установления такой базы общих критериев результаты оценки безопасности ПИТ должны быть понятны широкой аудитории.
ОК полезны как руководство для разработки защищенных ПИТ или систем с функциями безопасности и для закупки коммерческих продуктов и систем с такими функциями. Во время оценки такой продукт ПИТ или система называются объектом оценки (ООц). Объекты оценки включают, в частности, операционные системы, вычислительные сети, распределенные системы и прикладные приложения.
ОК рассматривают защиту информации от несанкционированного доступа, модификации или потери возможности использования (потерю доступности). ОК рассматривают угрозы информации, возникающие от человеческой деятельности (преднамеренной или непреднамеренной). Кроме того, ОК могут применяться и против некоторых угроз, не связанных с человеческим фактором, а также в других областях ПИТ, но не претендуют на корректность вне области безопасности ПИТ. ОК могут быть использованы для выбора соответствующих мер безопасности ПИТ и содержат критерии для оценки требований безопасности.
Существуют три группы с общими интересами в оценке свойств безопасности продуктов и систем ПИТ: потребители ООц, разработчики ООц и оценивающие ООц (эксперты). Критерии, приводимые в ОК, построены так, чтобы поддерживать интересы всех трех групп. Принципиально все они считаются пользователями ОК.
ОК играют важную роль при выборе потребителем требований безопасности ПИТ для выражения их нужд. Потребители могут использовать результаты оценок, чтобы решить, действительно ли оцениваемый ПИТ удовлетворяет их нужды безопасности. Эти потребности в безопасности обычно определяются в результате как анализа риска, так и выбора направления политики безопасности. Потребители могут также использовать результаты оценки для сравнения различных продуктов или систем.
ОК предназначены для поддержки разработчиков в подготовке продуктов и систем, их оценке, а также в определении требований безопасности, которым должен удовлетворять каждый из их продуктов или систем. ОК описывают функции безопасности, которые разработчик может включить в ООц.
ОК содержат критерии, которые должны использоваться оценивающими (экспертами) при формировании суждений о соответствии ООц требованиями по их безопасности. ОК описывают множество общих действий, которые должен выполнить эксперт, и функции безопасности, в соответствии с которыми выполняются эти действия.
Хотя ОК ориентированы на определение и оценку свойств безопасности ПИТ в различных ООц, они также могут быть полезны в качестве справочного материала для всех, кто заинтересован в безопасности или отвечает за безопасность ПИТ.
Использование общей методологии оценок содействует воспроизводимости и объективности результатов, но само по себе не является достаточным. Многие из критериев оценки требуют применения экспертного заключения и дополнительных знаний и навыков, по которым труднее достичь согласованности.