Определение логической и физической моделей базы данных
Логическая структура реляционной базы данных является адекватным отображением полученной информационно-логической модели предметной области. Для канонической модели не требуется дополнительных преобразований. Каждый информационный объект модели данных отображается соответствующей реляционной таблицей. Структура реляционной таблицы определяется реквизитным составом соответствующего информационного объекта, где каждый столбец (поле) соответствует одному из реквизитов. Ключевые реквизиты образуют уникальный ключ реляционной таблицы. Для каждого столбца таблицы задается тип, размер данных и другие свойства. Топология проекта схемы данных практически совпадает с топологией информационно – логической модели. Логическая структура базы данных приведена в ПРИЛОЖЕНИИ В, а физическая – в ПРИЛОЖЕНИИ С.
2.4. Описание работы с программой «Расписание занятий»
Программа, с условным названием «Расписание занятий», предназначена для составления расписания занятий. Для этого необходимо иметь следующую информацию: занятость аудиторий, сведения о группах, специализация преподавателей, расписание звонков, сведения о дисциплинах (учебный план), дни недели. Для обеспечения пользователя указанной информацией в БД должны храниться справочные данные о группах, аудиториях и преподавателях. В результате анализа предметной области выявляются документы, содержащие справочную информацию: «Группы», «Аудитории», «Преподаватели».
В базу данных заносятся все необходимые сведения. На основании введенных данных организованы запросы на поиск нужной информации (по аудиториям, группам или преподавателям).
Работа начинается с основного окна (рис. 2.4.1), на котором отображается пять кнопок.
Рис. 2.4.1 Главное окно программы
При нажатии на кнопки «Расписание» появляется возможность работать со всей базой данных. Главная форма «Дни недели» содержит подчинённую форму «Расписание». Можно редактировать расписание в виде записей базы (рис. 2.4.2):
Рис. 2.4.2 Редактирование расписания на основе всех данных
При нажатии кнопки «Расписание группы» появляется форма с запросом кода группы (рис. 2.4.3), в нашем примере для группы с кодом «3514», затем сама база для редактирования расписания (рис. 2.4.4).
Рис. 2.4.3 Запрос кода группы
Рис. 2.4.4 Редактирование расписания для определённой группы
При нажатии кнопки «Аудитория» появляется запрос номера аудитории (рис. 2.4.5), в нашем примере номер аудитории «1», затем запрос кода дня недели (рис. 2.4.6), в нашем примере – «1» (Понедельник), и, затем форма для редактирования расписания (рис. 2.4.7).
Рис. 2.4.5 Запрос номера аудитории
Рис. 2.4.6 Запрос кода дня недели
Рис. 2.4.7 Редактирования расписания
При нажатии кнопки «Преподаватель», появляется запрос фамилии преподавателя (рис. 2.4.8), затем запрос кода дня недели (рис. 2.4.9), затем сама форма редактирования расписания (рис. 2.4.10)
Рис. 2.4.8 Запрос фамилии преподавателя
Рис. 2.4.9 Запрос кода дня недели
Рис. 2.4.10 Редактирование расписания
При нажатии кнопки работа с программой будет завершена.
Выполнение запросов
Запросы являются важным инструментом в любых системах управления базами данных. Они используются для выделения, обновления и добавления новых записей в таблицы. Чаще всего запросы используются для выделения специфических групп записей, чтобы удовлетворить определенному критерию. Кроме того, их можно использовать для получения данных из различных таблиц, обеспечивая единое представление связанных элементов данных. При помощи этих средств можно:
- Формировать сложные критерии для выбора записей из одной или нескольких таблиц;
- Указать поля, которые должны быть отображены для выбранных записей;
- Выполнять вычисления с использованием выбранных данных.
В Access существует четыре типа запросов для различных целей:
- Запросы на выборку отображают данные из одной или нескольких таблиц в виде таблицы.
- Перекрестные запросы собирают данные из одной или нескольких таблиц в формате, похожем на формат электронной таблицы. Эти запросы используются для анализа данных и создания диаграмм, основанных на суммарных значениях числовых величин из некоторого множества записей.
- Запросы на изменение используются для создания новых таблиц из результатов запроса и для внесения изменений в данные существующих таблиц. С их помощью можно добавлять или удалять записи из таблицы и изменять записи согласно выражениям, задаваемым в режиме конструктора запроса.
Запросы с параметрами - это такие запросы, свойства которых изменяются пользователем при каждом запуске. При запуске запроса с параметром появляется диалоговое окно, в котором нужно ввести условие отбора. Этот тип запроса не является обособленным, т. е. параметр можно добавить к запросу любого типа.
Программа выводит следующие запросы расписаний:
· Группы
· Преподаватели
· Аудитории
Рассмотрим на примере запроса расписания по аудиториям. Пусть нам необходимо узнать расписание для аудитории «1», на понедельник. Выбираем запрос «Аудитории». Появляется окно (рис. 2.5.1). Вводим номер аудитории – «1».
Рис. 2.5.1 Запрос номера аудитории
Затем появляется окно (рис. 2.5.2). Вводим код дня недели; понедельнику соответствует код «1».
Рис. 2.5.2 Запрос кода дня недели
После того, как введены все данные, получим результат (рис. 2.5.3)
Рис. 2.5.3 Вывод расписания по запросу «Аудитория»
Аналогичным образом работают запросы «Группы» и «Преподаватель».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Использование баз данных и информационных систем становится неотъемлемой составляющей деловой деятельности современного человека и функционирования преуспевающих организаций. В связи с этим большую актуальность приобретает освоение принципа построения и эффективного применения соответствующих технологий и программных продуктов.
Современные информационные системы (ИС), реализующие интеграцию данных, характеризуются огромными объемами хранимых данных, сложной организацией, необходимостью удовлетворять разнообразные требования многочисленных пользователей.
Цель информационной системы – обработка данных об объектах реального мира. В широком смысле база данных – это совокупность сведений о конкретных объектах реального мира в какой-либо предметной области. Под предметной областью принято понимать часть реального мира, подлежащего изучению. Создавая базу данных, пользователь стремится упорядочить информацию по различным признакам и быстро извлекать выборку с произвольным сочетанием признаков. Это возможно сделать, если данные структурированы.
Результатом проделанной мной работы является программа «Расписание занятий», позволяющая составить и редактировать расписание занятий с учётом занятости аудиторий, сведениях о группах, специализации и свободном времени преподавателей, расписание звонков, дисциплин (учебный план), дней недели.
В работе я использовала QBE – запросы. Это запросы, строящиеся с помощью конструктора запросов, представляющего собой графический инструмент для создания запросов по образцу. Язык SQL разработан для работы с реляционными базами данных и фактически представляет собой систему управления реляционными базами данных, также он ориентирован на операции с данными, представленными в виде логически связанной совокупности таблиц.
Разумеется, выполненная программа не является завершенной в полной мере, так как на ее создание было отведено очень малое количество времени. Но в дальнейшем возможны ее улучшения.
Список литературы
1. Информатика. Базовый курс /Симонович С.В. и др. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 640с.
2. Информатика. Учебное пособие /Ломтадзе В.В., Шишкина Л.П. – Иркутск: ИрГТУ, 1999. – 116с.
3. Лобова О.Е. Базы данных. Курс лекций. Сочи. Учебные материалы. 2007
4. Лобова О.Е. Методические указания по выполнению курсового проекта для студентов специальности 010502 «Прикладная информатика», очной формы обучения, по дисциплине «Базы данных». Сочинский государственный университет туризма и курортного дела – Сочи: СГУТ и КД, 2004, 90 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ER-диаграмма предметной области «РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ»
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Логическая структура предметной области «Расписание занятий»
ПРИЛОЖЕНИЕ С
ФИЗИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ»
Имя поля | Тип данных | Размер поля |
КОД_ГР | Числовой | Длинное целое |
КОЛ | Числовой | Длинное целое |
СПЕЦ | Текстовый | |
НОМ_АУД | Числовой | Длинное целое |
НАЗВ | Текстовый | |
ВМЕСТ | Числовой | Длинное целое |
КОД_ДИСЦ | Числовой | Длинное целое |
ДИСЦ | Текстовый | |
КОД_НЕД | Числовой | Длинное целое |
ТАБ_НОМ | Числовой | Длинное целое |
ФАМ | Текстовый | |
ИМ | Текстовый | |
ОТЧ | Текстовый | |
НОМ_ПАР | Числовой | Длинное целое |
НАЧ | Текстовый | |
КОН | Текстовый | |
ЛЕК | Текстовый | |
ПР | Текстовый | |
КОНТР | Текстовый | |
КУРС | Текстовый | |
ЗАЧ | Текстовый | |
КОНС | Текстовый | |
ЭКЗ | Текстовый | |
ИТ_Ч | Числовой | Длинное целое |
ПРИЛОЖЕНИЕ D
СХЕМА СТРУКТУРЫ БД «РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ»
ПРИЛОЖЕНИЕ Е
УКРУПНЁННАЯ СХЕМА ПРОГРАММЫ «БД РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ»
ПРИЛОЖЕНИЕ F
ДАННЫЕ, ПРЕДОСТАВЛЕННЫЕ В ПРОГРАММЕ «РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ»