Раздел 2. ОСНОВЫ НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ И ПРОЕКЦИОННОГО ЧЕРЧЕНИЯ

Москва 2016

Согласовано

Отдел учебных заведений

И повышения квалификации

« 16 » декабря 1999 г.

Методические указания составлены в соот­ветствии с примерной программой по дис­циплине «Инженерная графика» для строи­тельных специальностей среднего професси­онального образования, согласованной УК и УЗ Госстроя России 08 июня 1998 г.

Инновационный образовательный центр гра­
достроительства и предпринимательства «Но­
вый город»___________________________

« 9_ » декабря_______ 1999 г.

Составитель — преподаватель Поволжского государственного межрегионального строительного колледжа

В.Д. Усов



Рецензент — преподаватель Ярославского строительного техникума

В.В. Шапошникова



Ответственный за выпуск

Т.С. Матвеева

В методических указаниях приведены рекомендации по изучению программного материала, вопросы для самоконтроля, примеры решения типовых задач, рекомен­дации по выполнению контрольных работ, задания на контрольные работы.

Предназначены для оказания помощи студентам-заочникам в организации их самостоятельной работы над изучением дисциплины «Инженерная графика».

Замечания, предложения и пожелания по методичесюям указаниям направлять в ИОЦ ГП «Новый город» по адресу: 107078, Москва, ул. Новорязанская, 16.

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Целью изучения дисциплины «Инженерная графика» является усвоение студен­тами знаний и умений, необходимых для выполнения и чтения чертежей.

По данной дисциплине предусматривается выполнение двух домашних контроль­ных работ, охватывающих все разделы примерной учебной программы.

Материал, выносимый на установочные и обзорные занятия, а также перечень выполняемых практических занятий и лабораторных работ определяются учебным заведением исходя из профиля подготовки выпускников, контингента студентов (ра­ботающих и не работающих по избранной специальности) и соответствующего учеб­ного плана, согласованного УК и УЗ Госстроя России.

На установочных занятиях студентов знакомят с программой дисциплины, ме­тодикой работы над учебным материалом и выполнения контрольных работ.

Варианты контрольных работ составлены применительно к действующей при­мерной программе по дисциплине. Выполнение контрольных работ определяет сте­пень усвоения студентами изученного материала и умения применять полученные знания при решении практических задач.

Обзорные лекции проводятся по сложным для самостоятельного изучения темам программы. Проведение практических занятий и лабораторных работ предусматри­вает своей целью закрепление теоретических знаний и приобретение необходимых практических умений по программе учебной дисциплины.

Учебный материал рекомендуется изучать в той последовательности, которая дана в методических указаниях:

— ознакомление с примерным тематическим планом и методическими указани­ями по темам;

— изучение программного материала по рекомендуемой литературе;

— составление ответов на вопросы самоконтроля, приведенные после каждой темы.

В результате изучения дисциплины студент должен:

иметь представление:

о государственных стандартах ЕСКД и СПДС, условности изображения на

чертежах;

о методах проектирования;

о международных стандартах по оформлению строительных чертежей;

знать:

законы, методы и приемы проекционного черчения и начертательной гео­метрии;

требования государственных стандартов ЕСКД и СПДС к оформлению и составлению строительных чертежей;

технологию выполнения чертежей с использованием системы автоматичес­кого проектирования (САПР);

уметь:

пользоваться нормативной документацией при решении задач по составле­нию строительных чертежей;

выполнять строительные чертежи в технике ручной и машинной графики; выполнять эскизы; читать чертежи.

При изучении материала необходимо соблюдать единство терминологии, обоз­начений, единиц измерения в соответствии с действующими ГОСТами и СНиПами.

II. ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ темы Разделы и темы
  Введение
  Раздел 1. Общие правила оформления чертежей
1.1 Форматы. Основная рамка и основная надпись
1.2 Шрифты чертежные
1.3 Линии чертежа
1.4 Масштаб. Нанесение размеров
1.5 Графические приемы выполнения изображений
1.6 Компьютерная графика
  Раздел 2. Основы начертательной геометрии и проекционного черчения
2.1 Методы проецирования
2.2 Ортогональное проецирование точки, прямой, плоскости
2.3 Преобразование чертежа для определения действительных величин
2.4 Взаимное пересечение плоскостей
2.5 Пересечение прямой с плоскостью
2.6 Аксонометрические проекции
2.7 Геометрические тела
2.8 Пересечение тел плоскостями
2.9 Пересечение прямой с поверхностью геометрических тел
2.10 Взаимное пересечение поверхностей тел
2.11 Чертежи моделей
  Раздел 3. Основы технического черчения
3.1 Изображения
3.2 Резьба и ее изображение на чертежах
3.3 Разъемные и неразъемные соединения
3.4 Технический рисунок
  Раздел 4. Особенности оформления строительных чертежей
4.1 Общие сведения о строительных чертежах
4.2 Особенности требований к графическому оформлению строительных чертежей
4.3 Условные графические обозначения и изображения
  Раздел 5. Строительные чертежи
5.1 Общие положения
5.2 Планы этажей
5.3 Разрезы
5.4 Фасады
5.5 План кровли (крыши)
5.6 Чертежи подземной части зданий
5.7 Чертежи узлов
5.8 Чтение строительных чертежей
  Раздел 6. Чертежи и схемы по специализации

III. ЛИТЕРАТУРА

Кириллов А.Ф. Черчение и рисование: Учебник для техникумов. — М.: Высшая школа, 1987.

Короев Ю.И. Черчение для строителей. — М.: Высшая школа, 1993.

Брилинг Н.С., Балягин С.Н. Черчение: Справочное пособие. — М.: Стройиздат, 1994.

Брилинг Н.С., Евсеев Ю.П. Задания по черчению. — М: Стройиздат, 1984.

Боголюбов С.К. Индивидуальные задания по курсу черчения. — М.: Высшая школа, 1994.

Георгиевский О.В. Правила выполнения архитектурно-строительных чертежей. - М.: 1996.

ГОСТ 21.101—97. СПДС. Основные требования к проектной и рабочей докумен­тации.

ГОСТ 21.501—93. СПДС. Правила выполнения архитектурно-строительных ра­бочих чертежей.

ГОСТ 2.304—81. ЕСКД. Шрифты чертежные.

ГОСТ 2.302-68*. ЕСКД. Масштабы.

ГОСТ 2.301-68*. ЕСКД. Форматы.

ГОСТ 7798—70. Болты с шестигранной головкой класса точности В. Конструк­ция и размеры.

IV. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

Введение

При изучении темы следует уяснить цели и задачи «Инженерной графики» как учебной дисциплины, ознакомиться с инструментами и принадлежностями для вы­полнения графических работ.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое «стандартизация», «стандарт»?

2. Какие существуют категории стандартов?

3. Что такое ЕСКД и СПДС?

4. Каковы роль и задачи дисциплины «Инженерная графика»?

5. Какими инструментами и принадлежностями необходимо пользоваться при выполнении чертежа?

Р аз д е л 1. ОБЩИЕ ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ЧЕРТЕЖЕЙ

Те м а 1.1. Форматы. Основная рамка и основная надпись

При изучении темы необходимо усвоить принцип получения основных форма­тов, их размеры и обозначения, рассмотреть следующие вопросы: предварительная рамка; основная рамка чертежа; основная надпись, ее графы и размеры по ГОСТ 2.104—68* и ГОСТ 21.101—97, заполнение графы в соответствии с вариантом, утвер­жденным в данном учебном заведении.

Вопросы для самоконтроля

1. 2. 3. 4. 5.

Как образуются и обозначаются основные форматы?

Каковы размеры форматов А4, A3, А2 и А1?

На каком расстоянии от края формата проводится рамка чертежа?

Как располагается основная надпись на форматах А4, A3?

Каково содержание основной надписи?

Тема 1.2. Шрифты чертежные

Для усвоения темы рекомендуется изучить следующие вопросы: типы шрифтов, их отличительные и общие свойства; номера шрифтов; прописные и строчные бук­вы; размеры конструкции букв и цифр.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие типы шрифтов устанавливает ГОСТ 2.304—81?

2. Что называют размером шрифта?

3. Какова разница между строчными и прописными буквами?

4. Каково соотношение ширины буквы, толщины линии шрифта и высоты его?

Тема 1.3. Линии чертежа

При изучении темы следует усвоить значение линии для прочтения чертежа, название линий, их назначение, начертания, пропорциональное соотношение тол­щин.

Вопросы для самоконтроля

1. Каково назначение линий чертежа?

2. В каких пределах выбирается толщина сплошной основной линии?

3. Каковы назначение сплошной тонкой линии и ее толщина?

4. Каковы назначение волнистой линии и ее толщина?

5. Какова толщина штриховой линии?

6. Каковы назначение и толщина штрихпунктирной линии?

Тема 1.4. Масштаб. Нанесение размеров

При изучении темы необходимо руководствоваться ГОСТ 2.302—68*. ЕСКД. Масштабы.

Вопросы для самоконтроля

1. Что называется масштабом?

2. Каковы стандартные масштабы и номер соответствующего ГОСТа?

3. На каком расстоянии следует проводить размерные линии от линий контура и между параллельными размерными линиями?

4. Как располагается выносная линия по отношению к размерной?

5. Какие знаки сопровождают размеры диаметра, радиуса, уклона и конусности?

Тема 1.5. Графические приемы выполнения изображений

Изучение темы рекомендуется проводить в следующей последовательности: вза­имосвязь математических положений и приемов графических построений; графичес­кие приемы деления отрезка, окружностей, углов; проведение параллельных и пер­пендикулярных прямых; построение прямоугольника, равного заданному; прямая, касательная к окружности; сопряжение; уклон, конусность и их обозначение на чер­тежах; циркульные кривые (коробовая, овал и др.); лекальные кривые (эллипс, ги­пербола, парабола и др); приемы работы инструментом «лекало».

Вопросы для самоконтроля

1. Как разделить окружность на 3, 4, 5, 6 равных частей геометрическими спосо­бами?

2. Как разделить окружность на любое число частей?

3. В каких случаях применяется сопряжение?

4. Как выполнить сопряжение, в какой последовательности?

5. Как обозначают на чертежах уклон и конусность?

6. Что представляют собой лекальные кривые?

Тема 1.6. Компьютерная графика

При изучении темы необходимо ознакомиться с возможностями получения чет­ких копий чертежей на персональном компьютере через графопостроитель или прин­тер.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие вы знаете возможности применения компьютеров для выполнения гра­фических работ?

Раздел 2. ОСНОВЫ НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ И ПРОЕКЦИОННОГО ЧЕРЧЕНИЯ

Тема 2.1. Методы проецирования

При изучении темы необходимо усвоить терминологию процесса проецирова­ния, уяснить разницу между центральным и параллельным проецированием.

Вопросы для самоконтроля

1. Вчем заключается метод проецирования?

2. Какова разница между центральным и параллельным проецированием?

3. Какие проекции называются прямоугольными?

Тема 2.2. Ортогональное проецирование точки, прямой, плоскости

При изучении темы для лучшего усвоения материала необходимо решить задачи на построение проекций точки, прямой, плоскости и их взаимного расположения.

Вопросы для самоконтроля

1. Какое положение занимает точка в пространстве, если ее фронтальная проек­ция лежит на оси проекций X ?

2. При каком положении прямой, одна из ее проекций точка?

3. Когда длина проекции отрезка прямой равна длине отрезка?

4. Как изображаются на чертеже параллельные прямые?

5. Как может быть задана на чертеже плоская фигура?

6. Как определить точку пересечения прямой с плоскостью?

7. При каких условиях прямая будет принадлежать плоскости?

Тема 2.3. Преобразование чертежа для определения действительных величин

При изучении темы следует усвоить следующие вопросы: проецирование на до­полнительную плоскость проекций; использование метода прецирования на допол­нительные плоскости для определения действительных величин отрезков и плоскос­ти; метод вращения при определении действительных величин отрезков и проециру­ющих плоскостей. Рекомендуется решение задач на определение действительных величин.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключается способ замены плоскостей проекций?

2. В чем заключается способ вращения?

3. В какой плоскости перемещается точка, вращаемая вокруг оси?

4. Чем отличается способ вращения от способа перемены плоскостей проекций?

Тема 2.4. Взаимное пересечение плоскостей

При изучении темы требуется решить задачи на построение линий пересечения плоскостей.

Вопросы для самоконтроля

1. Как построить линию пересечения двух плоскостей, одна из которых проеци­рующая?

2. Какими методами можно пользоваться, чтобы построить линию пересечения плоскостей общего положения?

Т е м а 2.5. Пересечение прямой с плоскостью

При освоении темы следует изучить и использовать метод определения точки пересечения прямой с плоскостью для нахождения линии пересечения двух плоскос­тей.

Вопросы для самоконтроля

1. Как определить точку пересечения прямой с плоскостью?

2. С помощью каких точек определяют видимость прямой относительно плос­кости?

Тема 2.6. Аксонометрические проекции

При изучении темы необходимо усвоить: принцип получения аксонометричес­ких проекций; виды аксонометрических проекций; принцип получения аксономет­рических проекций плоских фигур.

После изучения теоретических вопросов рекомендуется построить плоские фи­гуры: правильный треугольник, шестиугольник, неправильный многоугольник.

Вопросы для самоконтроля

1. Что называется аксонометрической проекцией?

2. Какая разница между прямоугольными и косоугольными аксонометрически­ми проекциями?

3. Чем отличается изометрическая проекция от диметрической?

Тема 2.7. Геометрические тела

При изучении темы необходимо рассмотреть следующие вопросы: гранные тела, тела вращения, принцип образования их поверхностей. Для закрепления теоретических знаний следует выполнить упражнение: построение чертежа, аксонометрии, развертки гранного тела и тела вращения, точки и линии, принадлежащих им поверхностей.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое образующая поверхность?

2. Как образуются поверхности вращения?

3. Что называется осью вращения?

4. Дайте определение призмы и пирамиды?

Тема 2.8. Пересечение тел плоскостями

При изучении темы необходимо усвоить следующие вопросы: пересечение по­верхностей тел плоскостями, усеченные геометрические тела, определение натураль­ной величины фигуры сечения. После этого следует выполнить упражнение: постро­ение трех проекций, аксонометрической проекции усеченного геометрического тела; определение натуральной величины наклонной плоскости.

Вопросы для самоконтроля

1. Что называется сечением?

2. Какая фигура получится в результате пересечения плоскости с многогранни­ком?

3. Какими способами можно определить натуральную величину фигуры сече­ния?

Тема 2.9. Пересечение прямой с поверхностью геометрических тел

При изучении темы следует усвоить основной прием определения точек пересе­чения прямой с поверхностью геометрических тел.

Вопросы для самоконтроля

1. Как определить точку пересечения прямой с поверхностью геометрического тела?

2. Как определить видимость прямой по отношению к геометрическому телу?

Тема 2.10. Взаимное пересечение поверхностей тел

При изучении темы рекомендуется построение чертежа пересекающихся геомет­рических тел, поверхность одного из которых является проецирующей. (Например, призма и пирамида, цилиндр и конус или другие сочетания).

Вопросы для самоконтроля

1. Вчем заключается сущность метода секущих плоскостей?

2. Какая линия получится в результате пересечения двух многогранников?

Тема 2.11. Чертежи моделей

При изучении темы необходимо применить знания, полученные при изучении разделов 1, 2, углубить пространственное мышление, закрепить первоначальные на­выки построения чертежа.

Для закрепления материала рекомендуется выполнить упражнения:

1) построить чертежи геометрических тел с поперечными отверстиями. Выпол­нить наклонные сечения по заданным положениям секущих плоскостей. Одно из исходных геометрических тел — с проецирующей боковой поверхностью, другое — пирамида или конус;

2) построить комплексный чертеж с применением простого разреза полой тон­костенной модели с поперечным отверстием.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие вы знаете приемы построения сечений?

2. Каково содержание комплексного чертежа модели?

Наши рекомендации